В Калининграде отметили начало Первой мировой по еврейскому календарю

 
5 августа в Калининграде был открыт мемориальный знак на старом еврейском кладбище, где похоронены 36 евреев — солдат русской и германской армий, погибших в боях Первой мировой войны. Акция, организованная по инициативе калининградской еврейской общины «Адат Исраэль» и Российского еврейского конгресса, прошла 9 ава — в день 100-летия вступления России в Первую мировую войну по еврейскому календарю и одновременно в самую скорбную дату еврейской истории.

Почтить память жертв «Великой ­войны» и послужить призывом к миру в Европе, где и спустя сто лет продолжается кровопролитие, — такова была основная цель акции. Среди ее участников были представители областной и федеральной власти, активисты общественных и военно-патриотических организаций, а также высокопоставленные дипломаты стран ЕС — консул генерального консульства Германии Макс Мюллер и атташе по культуре генерального консульства Польши Ришард Сосиньский. Здесь также собрались представители других конфессий, в том числе Балтийского христианского центра «Слово жизни» и Международного фонда «Эзра», оказавшие помощь при сооружении памятного знака.

Еврейское сообщество региона представляли, в частности, руководитель калининградского отделения РЕК Леонид Плитман, раввин еврейской общины Калининграда (ФЕОР) Давид Шведик, председатель общины «Адат Исраэль» Виктор Шапиро. Перед началом акции они возложили венок к монументу героям Первой мировой войны, открытому в конце весны на Гвардейском проспекте.

Местом для мемориальной церемонии было выбрано кладбище еврейской общины Кёнигсберга, расположенное возле «Королевских ворот» — памятника архитектуры, отреставрированного в 2005 году к 750-летию города. На нем похоронены 28 немецких военных-евреев и 8 пленных русских солдат иудейской веры.

«1914 – 1918. Мир праху немецких и русских воинов иудейского вероисповедания, похороненных на этом кладбище, и всех павших в сражениях Первой мировой войны», — гласит надпись на трех языках (русском, немецком и иврите) на мемориальной доске, открытой во время церемонии.

Траурный митинг и официальные выступления проходили на фоне солдат в форме русской и германской армий времен Первой мировой войны. Этот почетный караул, подчеркивавший связь времен, организовали участники калининградского движения военно-исторической реконструкции.

По иудейскому летосчислению Первая мировая война началась 9 ава 5674 года (1914 года). В разные времена на этот же день приходились самые трагические события еврейского народа: в VI веке до н.э. был разрушен Первый, а спустя почти семь веков — Второй иерусалимский Храм. В 132 году 9 ава был уничтожен Иерусалим, а евреи рассеяны по всему миру, в 1290 году началось изгнание евреев из Англии, в 1306-м — из Франции и в 1492-м — из Испании.

Для еврейского народа Первая мировая стала еще одной трагедией в этом ряду: воюя в этой войне по обе стороны фронта, евреям нередко приходилось убивать единоверцев. Историки описывают драматический эпизод, когда еврей, унтер-офицер Русской армии и Георгиевский кавалер, во время одной из атак пронзил штыком австрийского солдата, и последнее, что успел воскликнуть австриец, было «Шма‚ Исраэль!» (первая строка молитвы). И под знамена Антанты, и в армии блока Центральных держав были призваны тогда сотни тысяч еврейских солдат, которые могли встретить во вражеских окопах не только братьев по вере, но даже дальних родственников.

Михаил САВИН, 

руководитель пресс-службы РЕК

Фото Ильи Долгопольского и пресс-службы РЕК

www.rjc.ru



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!