1 октября 1904 г. в Бердичеве (ныне Житомирская область Украины) четвертым ребенком в семье преуспевавшего инженера и дилера электрооборудования родился Владимир Самойлович Горовиц (ум. 1989), один из величайших пианистов XX столетия, с 1942 г. — гражданин США. В своих бесчисленных гастрольных поездках Горовиц никогда не расставался с роялем, подаренным ему прославленной фирмой «Стенвей». В апреле 1986 г. Горовиц после 60 лет разлуки с родиной выступил в Большом зале Московской консерватории. Шестью годами ранее пианист говорил: «Я потерял в России всю семью и никогда не испытывал желания вновь приехать туда, и никогда не приеду». Однако с началом перестройки, после установления между СССР и США новых отношений и подписания лидерами обеих стран в1985 г. соглашения о культурном обмене, Горовиц заявил: «Прежде чем я умру, я хочу побывать в стране, где родился». Московский концерт транслировали по телевидению в прямом эфире на Западную Европу и США.
1 октября 1924 г. пьесой Виктора Яковлевича Типота (1893–1960) и Николая Робертовича Эрдмана (1900–1970) «Москва с точки зрения…» открылся Московский театр сатиры. Имя Эрдмана, блестящего комедиографа, поэта, киносценариста (чего стоят одни «Веселые ребята»!), дважды лауреата Сталинской премии, за свои шутки попавшего под каток репрессий, широко известно, а вот Типот для широких масс — ныне фигура, мягко говоря, известная мало. Тем не менее с ним связана целая эпоха отечественной эстрады. Уроженец «столицы юмора» Одессы, Гинзбург — а именно такой была настоящая фамилия Типота — по окончании гимназии (1911) год учился в Высшей технической школе в Дармштадте (Германия), в 1918-м окончил физико-математический факультет Одесского (тогда Новороссийского) университета. Еще в юношеские годы им с младшей сестрой Лидой (будущая известная писательница и филолог Лидия Гинзбург) разыгрывались веселые домашние представления, а в 1920-м Виктор — уже руководитель, автор, режиссер, актер и конферансье Одесского театра миниатюр «Крот». За длинный нос близкие и друзья дали веселому заводиле прозвище Чайник, которое тот перевел на английский — Tea Pot — и сделал своим литературным псевдонимом. В 1922 г. Типот в Москве, он автор и режиссер кабаре «Не рыдай», театра миниатюр «Кривой Джимми», затем Театра обозрений Дома печати и т. д. и т. п. Типот писал тексты интермедий для эстрадных конферансье, без его шуток, розыгрышей и прочих затей не обходился ни один капустник в московских домах творческой интеллигенции. Вместе с различными соавторами Типотом были написаны либретто таких некогда весьма популярных оперетт, как «Свадьба в Малиновке», «На берегу Амура», «Вольный ветер», «Девичий переполох».
2 октября 1958 г. в ЗАГСе Киевского района Москвы был зарегистрирован брак между 33-летней балериной Майей Михайловной Плисецкой и 26-летним композитором Родионом Константиновичем Щедриным. Плисецкая танцевала в Большом театре с 1943 г., в 1949 г. победила на Международном балетном конкурсе в Будапеште, в 1951 г. была удостоена звания народной артистки России. Примой-балериной Большого она стала в 1960 г. Щедрин в 1955 г. окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано и композиции и из сочинений в ту пору имел на своем счету лишь один фортепианный концерт (1955) и популярную песню «Не кочегары мы, не плотники» (1957) из кинофильма «Высота». На оформлении отношений настояла великая танцовщица, полагавшая, что ее, замужнюю, будут «меньше терзать власти». В своих мемуарах она рассказывала: «Фурцева (тогдашний министр культуры) впрямую говорила — выходите замуж, вам веры будет больше. Даже квартиру новую обещали...»
13 октября 1934 г. в семье известного еврейского московского адвоката, дважды — в 1938 и 1950 гг. — арестовывавшегося НКВД, родился Савелий Викторович Крамаров, один из лучших актеров-комиков отечественного кино, при одном лишь появлении которого на экране публика хохотала до упада. В конце 1970-х гг. Крамаров из-за отказа работать по субботам фактически лишился работы. Он хотел эмигрировать, но его долго не выпускали: киноначальство ужасала мысль о том, что если Крамаров уедет, придется запрещать множество самых кассовых фильмов. В 1981-м актера все-таки выпустили. Он обосновался в США и довольно сносно вписался в американский кинематограф, снимаясь в лентах, обличавших «совковые» порядки. Крамаров умер в 1995 г. в госпитале в Сан-Франциско от целого букета тяжелых болезней.
14 октября 1879 г. в бессарабском местечке Бельцы (ныне город в Молдавии) родился Борис Израилевич Анисфельд (ум. 1973), живописец импрессионистского толка, график и театральный художник, питомец Одесской рисовальной школы и Петербургской академии художеств. Участник выставок «Мира искусства» и других российских художественных объединений, он завоевал европейское признание как постоянный — с 1906 г. — экспонент знаменитых парижских «Осенних сезонов», а затем как оформитель балетных спектаклей дягилевской антрепризы, трупп Анны Павловой и Михаила Фокина. С 1918 г. Анисфельд жил в США, где пользовался большим успехом и как разноплановый живописец, сценограф, и как педагог. Удостоенный художественными критиками эпитета «алхимик цвета», Анисфельд вошел в историю живописи как один из наиболее ярких колористов XX столетия.
14 октября 1963 г. в поселке Баковка (Одинцовский район Московской области) родился знаменитый российский кутюрье Валентин Абрамович Юдашкин, народный художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ, почетный академик Российской академии художеств, член-корреспондент Парижского синдиката высокой моды. В 1986 г. Валентин с отличием окончил Московский индустриальный техникум, защитив сразу два диплома: «История костюма» и «Макияж и декоративная косметика». На следующий год он создал свою первую коллекцию туалетов, состоявшую из 150 моделей. Спустя два года Юдашкин основал фирму «Вали-мода», переименованную в 1991 г. в дом моды «Валентин Юдашкин». Звезда славы российского модельера взошла в 1991 г., когда его коллекция «Фаберже» потрясла как искушенную французскую публику, так и признанных законодателей мировой моды Пьера Кардена и Пако Рабанна. После презентации платья из «Фаберже» объехали полмира, два из них приобрел Музей костюма Лувра, еще несколько моделей — Калифорнийский музей моды.
16 октября 1854 г. в Праге в творческой еврейской семье (отец — художник, мать — актриса и писательница, романами которой зачитывался Фридрих Энгельс) родился Карл Каутский (ум. 1938), историк, политэконом, марксист, социал-демократ, один из лидеров II Интернационала. В 1918 г. В.И. Ленин опубликовал брошюру «Пролетарская революция и ренегат Каутский», в которой обвинил Каутского, отказавшего большевистскому перевороту 1917 г. в праве именоваться социалистической революцией, в измене делу марксизма. Нелестный и хлесткий эпитет «ренегат» был прочно затвержен советской пропагандой. И массы «кружковцев», которых в обязательном порядке заставляли изучать историю Коммунистической партии, были уверены в том, что крупнейшего деятеля западного рабочего движения так и звали — Ренегат (имя) Каутский (фамилия). В начале 1930-х гг., выступая против создания единого антифашистского фронта с коммунистами, Каутский заявлял, что массовые акции были бы «гибельны для пролетариата» и что социал-демократия должна «приспособиться к фашистскому режиму в Германии с тем, чтобы существовать легально». А со своей стороны «великий продолжатель дела Ленина» И.В. Сталин на радость злобному фюреру строго-настрого запретил немецким коммунистам помышлять о союзе с «социал-предателями», т.е. социал-демократами. Так, собственно, и был расчищен путь Адольфу Гитлеру к власти. Когда речь заходит о Каутском, невольно вспоминается, как в булгаковском «Собачьем сердце» очеловеченный и освоившийся с большевистским политическим жаргоном пес — Шариков на вопрос профессора Преображенского, что же он, собственно, читает, ответил: «Эту... как ее... переписку Энгельса с этим... как его — дьявола?.. Каутским».
17 октября 1919 г. в Днепропетровске (тогда временно носившем название Сичеслава, а до 1918 г. именовавшемся Екатеринославом) родился ныне проживающий в Израиле академик (1984), член британского Королевского общества Исаак Маркович Халатников, физик-теоретик, один из ближайших учеников и сотрудников Льва Давидовича Ландау, академик АН СССР/РФ (1984), лауреат Сталинской премии за работы по ядерному оружию (1953), автор ряда исследований мирового класса в области физики конденсированного состояния, квантовой механики, общей теории относительности, космологии и релятивистской гидродинамики. С 1945 г. Халатников работал в возглавлявшемся Ландау теоротделе Института физических проблем (с 1951 г. им. С.И. Вавилова, с 1991 г. им. П.Л. Капицы), в 1965-м им был основан один из лучших в мире «в своем жанре» Институт теоретической физики им. Л.Д. Ландау (Черноголовка, Московская обл.), который он возглавлял до 1993 г., после чего стал его почетным директором. В 1943 г. Халатников женился на враче Валентине Николаевне Щорс — дочери легендарного красного начдива Гражданской войны Николая Александровича Щорса и его жены и боевой соратницы Фрумы Ефимовны Хайкиной и с тех пор с супругой проживал в квартире в «Доме на набережной», предоставленной правительством теще — вдове героя.
22 октября 1844 г. родилась Сара Бернар (настоящее имя Генриетт Розин), дочь француза и голландской еврейки, одно из самых громких имен в истории мирового театрального искусства, великая французская драматическая актриса, с 1872 г. блиставшая в парижской «Комеди Франсез», а с 1898 г. — на сцене собственного театра («Театр Сары Бернар») в трагедийных ролях классического репертуара и выступавшая также в мужских ролях — шекспировского Гамлета и сына Наполеона в пьесе Ростана «Орленок». Однако в оценках ее творчества все же полного единодушия не было. Так, А.П. Чехов писал: «Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок». Несмотря на личную трагедию — актрисе в 1914 г. ампутировали ногу, — она не покинула сцену и продолжала выступать в своем театре до 1922 г. Умерла Сара Бернар в 1926 г.
23 октября 1908 года в Петербурге в еврейской семье будущего профессора математики Петербургского университета родился будущий академик Илья Михайлович Франк (ум. 1990), физик-теоретик, лауреат двух Сталинских (1946, 1954), Государственной (1971) и Нобелевской премий (1958). Питомец МГУ, где он затем преподавал (с 1940 г. профессор) Илья Михайлович в 1934–1970 гг. работал в Физическом институте АН СССР (ФИАН), с 1971-го — в Институте ядерных исследований АН СССР, одновременно с 1957-го возглавлял лабораторию нейтронной физики при Объединенном институте ядерных исследований в подмосковной Дубне. Нобелевской премии Франк был удостоен вместе с И.Е. Таммом и П.А. Черенковым за разработанную им и Таммом в 1937 г. теорию открытого в 1934 г. Черенковым эффекта свечения электронов, движущихся в среде со скоростями, превышающими скорость распространения в этой среде света.
25 октября 1933 г. в бессарабской станице Дондюшаны (ныне райцентр Дондюшанского района Молдавии) родился Александр Исаакович Гельман, драматург, писатель, сценарист, публицист, автор пользовавшихся в «застойные времена» огромным успехом острокритических, «почти диссидентских» пьес «Премия», «Мы, нижеподписавшиеся», «Наедине со всеми», «Скамейка» и др. В наши дни Александр Исаакович более известен как отец Марата Александровича Гельмана, видного московского галерейщика и шоумена.
27 октября 1917 г., за месяц до большевистского переворота в Петербурге, свой первый концерт в США дал в нью-йоркском Карнеги-холле 16-летний Яша Хейфец, вскоре признанный первым скрипачом мира уроженец Вильны (ныне Вильнюс), добравшийся из погружавшейся в хаос России в Новый Свет через Сибирь и Японию. Иосиф Рувимович Хейфец, таково его имя по рождению, с 1910 г. несколько лет проучившийся в Петербургской консерватории под индивидуальным руководством прославленного скрипичного педагога Леопольда Ауэра, венгерского еврея, с 1911–1912 гг. выступал с сольными концертами в России, Германии, Австрии, Скандинавских странах и уже завоевал признание в европейских музыкальных кругах как феноменальный русский вундеркинд. Однако имевший совершенно невероятный успех дебют в Нью-Йорке поднял его славу на уровень, которого прежде достигал разве что Николо Паганини, и положил начало формированию «легенды Яши Хейфеца». В 1925 г. Хейфец получил американское гражданство. В 1934 г. он приезжал в Россию и дал шесть концертов в Москве и Ленинграде. С 1968 г. великий виртуоз практически прекратил концертную деятельность, а спустя четыре года неудачная операция плеча и вовсе лишила его возможности играть. Он умер в Беверли-Хиллз, что под Лос-Анджелесом 16 октября 1987 г. С 1992 г. в Вильнюсе регулярно проводятся конкурсы молодых скрипачей имени Хейфеца.
Камушки собирал Борис ЯВЕЛОВ, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!