Портрет Ребе в Александрийской синагоге

 
Приезжающих в Александрию невольно охватывает ощущение, что у северной столицы Египта все лучшее, увы, в прошлом
Приезжающих в Александрию невольно охватывает ощущение, что у северной столицы Египта все лучшее, увы, в прошлом. Наглядный пример этому — еврейская община города. В эпоху античности еврейская община была одним из крупнейших центров диаспоры за пределами Эрец Исраэль, своеобразным посредником между эллинистическим миром и иудаизмом. Самый значительный итог этой конвергенции — Септуагинта — перевод еврейского текста Танах на греческий. Согласно легенде, главная синагога города была столь велика, что во время молитвы голос ведущего не был слышен во всех ее концах. Чтобы молящиеся знали, когда отвечать «амен», в знак этого посреди синагоги каждый раз поднималось знамя. Возрождение Александрии в XIX веке также привело к росту еврейской общины города. Подобно Одессе, в торговой Александрии проживали многочисленные греческая, еврейская, французская диаспоры. После Второй мировой войны еврейское население города насчитывало более 20 тыс. Приход к власти Насера и означал конец старой эпохи. Сегодня единственная действующая синагога, построенная в 1890 году, расположена на улице Пророка Даниила (Наби Даниэль). Охраняемый вход, египетские солдаты за бронированными щитами и закрытые ворота — вот что встречает тех, кто хочет приобщиться к еврейской жизни города. Формально синагога закрыта, исключение делается для евреев. При этом будьте готовы, что служащий синагоги, представляющийся «казначеем общины», внимательно перепишет ваши паспортные данные. Лина Мататья (на фото) — одна из немногих членов общины, которая, по ее словам, насчитывает менее тридцати человек. Ее роль сводится к тому, чтобы показать внутренние помещения синагоги редким посетителям. Большой зал синагоги, поддерживаемый в идеальном состоянии, легко вмещает до тысячи человек, на креслах ашкеназские и сефардские имена их бывших владельцев. «Они все, все давно умерли, здесь нет миньяна, нет службы». Сама Лина не помнит текстов молитв, но зажигает свечи накануне шаббата и еврейских праздников. Как и многие пожилые образованные египтяне города, она свободно говорит на французском. После Шестидневной войны раввин синагоги на улице Наби Даниэль был выслан в Венецию, откуда, благодаря «Хабаду», в синагогу поступает гуманитарная помощь, регулярно приходят информационные листки с напоминанием о датах праздников и времени зажигания свечей. Портрет Ребе — единственное, что связывает евреев этого города с остальным еврейским миром.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!