К празднику Ханука: При свете ханукальных свечей
Раввин Довид Карпов
24 июля 2007
2549
Да будет свет!
Зачем свеча в солнечный день?
Семь и восемь
Здесь и сейчас
«Тьма над бездной…» («Берейшит»,1:2)
Древняя Греция, которая считалась носительницей культуры и просвещения в древнем мире и родоначальницей западной цивилизации, в еврейской Традиции сравнивается с … духовной тьмой. В древнем сборнике (не менее древнем, чем сама греческая цивилизация) комментариев к Торе (мидраш) сказано, что выражение «и тьма над бездной» указывает на Грецию – «яван» (ср. «ионийцы» – одно из древних названий греков). Поэтому и победа над греко-сирийцами ознаменовалось ханукальным чудом горения Меноры в течение восьми дней, а сам праздник стал торжеством света над тьмой бездуховности. («Сфат Эмет»)
Да будет свет!
И все же было бы странно, если бы в истории сотворения мира упоминалась только Греция. Конечно, там есть намек и на саму Хануку – и не далее, как в следующей фразе (1:3): «Да будет свет»! Этот универсальный призыв, с которого начинается Тора, включает и ханукальные свечи. Кроме того, подобно первозданному свету, который был в дальнейшем сокрыт для праведников и стал недоступен, так же и огнем ханукальных свечей запрещено пользоваться для освещения в повседневных целях. И только когда воины-хасманеи победили греческую армию и освятили Храм, нам вернули это возвышенный свет, причем в «тройном размере»: в виде света Торы, света Шхины (Б-жественного присутствия) и света заповеди ханукальных свечей. (Сборник «ШЛО»)
Зачем свеча
в солнечный день?
Заповедь ханукальных свечей выполняется в темное время суток, после захода солнца, и это символично. В Талмуде приводится такая поговорка: «Кому нужна свеча в яркий солнечный день»? Когда в мире устанавливается порядок и справедливость, и все ясно и светло, как днем – зачем нужна ханукальная свеча? Но когда в мире царит тьма, когда мы не видим сути событий и их взаимосвязи, тогда может помочь только свет ханукальных свечей, который появился благодаря чуду, и для которого не существует никаких препятствий. (МАГАРЛЬ из Праги)
Семь и восемь
Ханука – уникальный праздник в еврейской Традиции, который длится целых 8 дней. Если число «семь» указывает на естественный ход событий, который полностью укладывается в привычные рамки законов природы, то число «восемь», напротив, характеризует чудесный ход событий, который выходит за рамки естественных законов. Например, как те события, которые более двух тысяч лет назад привели к ханукальному чуду и возникновению самого праздника. Или те, которые в скором времени приведут к Избавлению. Тем более что Грядущий мир тоже связан с числом «восемь».
(Из бесед Любавичского Ребе)
Здесь и сейчас
Для многих, наверное, станет откровением, что формально по еврейскому Закону, чтобы исполнить заповедь Хануки, достаточно все восемь дней зажигать всего одну свечу на весь дом. И вовсе нет необходимости, чтобы каждый мужчина зажигал персональный ханукальный светильник, да еще, чтобы число свечей соответствовало числу дней. Вы когда-нибудь видели такое? Правильно, и не увидите! Потому, что главная идея праздника не идти на компромиссы и полумеры в вопросах Торы и еврейства, использовать все свои возможности, и делать максимум того, что в наших силах. И чтобы Мошиах пришел сейчас, немедленно. Мы не желаем ждать!
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!