Дорога к Храму
Раввин Довид Карпов
24 июля 2007
2645
Глава: «Ваеце»
Глава: «Ваишлах»
Глава: «Ваешев»
Глава: «Микец»
И посадил Авраам дерево
Глава: «Ваеце»
Тема: Яаков-Авину (Праотец)
«И вернулся Лаван в свое место (…), а Яаков отправился своим путем» (32:1‑2).
Во власти Лавана
Все время, пока Яаков жил у Лавана, он вынужден был, чтобы выжить, вести себя в соответствии с обычаями той местности, хитрить и лукавить. Однако в тот самый момент, когда он, наконец, расстался с Лаваном, он снова стал следовать «своему пути»: быть искренним, прямым и честным, как об этом сказано в начале главы: «А Яаков — человек непорочный, сидящий в шатрах».
(Рабби Моше-Лейб из Сосова)
Глава: «Ваишлах»
Тема: испытания
«И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и отправился в Харан» («Берейшит», 32:4)
С этого момента начинаются скитания нашего праотца Яакова, с которыми связаны серьезные испытания и великие свершения, тяжелые утраты и счастливые приобретения. Но не будем забывать, что путь Яакова и все его перипетии — это одновременно и путь всего еврейского народа, который назван в честь него народом Израиля. И кто, как не Яаков, знает, что такое испытание.
Кого возлюбит Всевышний — того и наказывает
Испытание, которые посылает нам Всевышний, — инструмент, с помощью которого Он помогает раскрыть глубины души, самое лучшее сокровенное, что скрыто в нашем сердце. Когда еврей проходит через испытания, раскрывается его Б-жественная сущность. А ради этого можно и потерпеть.
(Из сочинений
Ребе РАЯЦа, 5700 г.)
* * *
Сказал рабби Йоханан: «Работник, который обрабатывает лен, когда видит, что лен плох, обрабатывает его осторожно. Но если лен хорош, то бьет его со всей силы — это льну только на пользу.
Так же и Творец: не посылает грешникам серьезных испытаний, поскольку знает наперед, что они его не выдержат. Кого же Он испытывает? Праведников, как сказано («Псалмы», 12:5): «Всевышний испытывает праведника». (Сборник «Берейшит Раба»)
Глава: «Ваешев»
Тема: изучение хасидизма
Вера и знание
В еврейской Традиции вера вовсе не противоречит логике и здравому смыслу, скорее дополняет ее. То, что можно постичь умом, следует постичь, а то, что пока что недоступно разуму, должно стать предметом веры. Но наиболее полным образом эти два подхода удалось соединить в рамках хасидской философии. Как сказано (1-я книга «Диврей-га-ямим», 25:9): «Знай
Б-га отца твоего, и служи ему всем сердцем».
Однако именно чистая вера укрепляет нас, и дает нам силы для изучения Торы и исполнения заповедей.
(Ребе РАЯЦ, сборник
«Ликутей дибурим»)
Тахлис
Это слово, заимствованное из хасидского лексикона, сегодня известно всему Израилю. «Тахлис» — конечная цель, суть дела. Так вот «тахлис» всего хасидизма — вовсе не философия и абстрактное знание, как могло бы показаться при изучении хасидских источников, а практика. Тот, кто полагает, что хасидизм это всего лишь учение, сродни мистике и каббале — глубоко заблуждается. (Ребе РАЯЦ)
Глава: «Микец»
Тема: праведник Йосеф
Выбор праведника
Судьба Йосефа разительно отличается от судьбы его братьев. Основным занятием братьев было пасти скот, что не составляло особого труда и не отвлекало их от Торы. При этом большую часть времени они проводили за городом, на пастбище, и городские соблазны мало их волновали. В то же время Йосеф после все своих злоключений оказался в самой гуще египетской политической жизни. В этом и проявилась его исключительная праведность, что, даже находясь при дворе фараона, он все равно оставался религиозным евреем и сохранял связь с Творцом. Неудивительно, что именно ему было суждено вслед за отцом стать духовным лидером поколения.
(«Торат Хаим»)
«Вот вам зерно…»
Настал момент, когда вся земля Египетская нуждалась в хлебе, и народ пришел к Йосефу просить зерно для посева. Йосеф потребовал взамен полного подчинения, и лишь после этого сказал («Берейшит, 47:23): «…Вот вам зерно». В каждом поколении есть Йосеф-праведник — глава поколения, который дает каждому силы для служения Творцу. Но этого еще недостаточно. Ведь после этого он добавил, обращаясь к жителям: «И будете засевать землю». Те духовные силы, которые дает нам Ребе, мы должны активно использовать сами. Ребе неоднократно повторял, что не он, а мы сами должны привести Мошиаха, или хотя бы ускорить его приход. (Из бесед Ребе)
Глава «Ваигаш»
Не печалься
После того как Йосеф, наконец, открылся братьям, он, провожая их в обратный путь, напутствовал их словами («Берейшит», 45:5): «А теперь не печальтесь»! Что он имел в виду? Можно предположить, он опасался, что братья по дороге домой начнут выяснять, кто из них больше виноват в том, что случилось. Но был скрытый смысл в словах праведника Йосефа. Пока человек в печали, даже если он при этом не грешит — он все равно неизбежно теряет связь с Творцом. От этого и хотел уберечь их Йосеф.
А рабби Мордехай из Леховиц как-то выразился по этому поводу так: «Единственная забота и печаль, которая позволена хасиду — это печаль о том, что он печалится». Лучше не скажешь.
И посадил Авраам дерево
Посадить дерево
Расхожая истина: человек должен за свою жизнь вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Казалось бы, что может быть проще: посадить дерево. Неужели Тора, источник Б-жественной мудрости, снизойдет до таких бытовых подробностей? Сын был — Ицхак. Дом, он же шатер — тоже был. И вот в одной из глав (в главе «Ваера») мы недавно читали («Берейшит», 21:33) «И посадил Авраам дерево — «эшель» — в Беэр Шеве, и призвал там Всевышнего по имени: Г-сподь, Б-г вечный».
Хотя обычно слово «эшель» переводят как «дерево», на самом деле по этому поводу существует, как водится, несколько мнений. Согласно одному мнению, речь идет о целой роще фруктовых деревьев, плодами которых Авраам угощал путников. По другому мнению, это был постоялый двор, где путник мог рассчитывать получить сразу все: кров, ночлег и пищу. А существует даже комментарий, согласно которому Авраам основал там Раввинский суд, где можно было получить добрый совет и рекомендацию раввина.
Но при этом все согласны, что конечной целью всего этого стало прославление Творца, на что указывает окончание стиха. Таким образом, этот «эшель», как его ни толкуй, служил как чисто благотворительным, так одновременно духовным и просветительским целям. Наши Учителя указывают, что этот путь Авраама, начало которого теряется в веках, должен завершиться в нашем поколении с приходом праведного Мошиаха уже в эти дни!
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!