Пардес: cад мудрости

 Ривка Беларева
 24 июля 2007
 3346
На этой итальянской гравюре XVIII века со сценой еврейской свадьбы — хупы — изображен регулярный парк, который служит фоном церемонии. Прежде всего, сад выступает здесь в роли кулисы, своеобразного театрального задника, что целиком отвечает европейской традиции театрализации садового пространства. Композиция ренессансного сада нередко включала театр и сцену, либо сам парк превращался в подмостки, где разыгрывались костюмированные представления, парады или турниры. Известные декораторы часто выступали в роли ландшафтных архитекторов. И на этой иллюстрации садовая ограда напоминает декорацию. Надо отметить, что в Италии, откуда родом эта гравюра, садово-парковое искусство было особенно развито. Парк был особой средой просвещенного досуга, где человек, удаляясь от повседневных забот, соприкасался с миром природы, подчиненной законам и нормам искусства.
Однако основная причина появления здесь сада — не построение композиционного задника, не акцентирование зрелищной стороны обряда и не подчеркивание симметрии, своеобразного ритма композиции (жених и невеста, симметричные партеры, регулярные посадки), а создание аллегории, своего рода иносказания. Фонтан напоминает свадебный балдахин, а два партера — жениха и невесту, перемещая тем самым главных действующих лиц в пространство парка. Это соотносится с традицией восприятия сада, парка, цветника как эмблемы рая, Ган Эден. Такая параллель особенно актуализируется в связи с церемонией хупы, поскольку, как сообщает Мидраш, первая хупа была поставлена Всевышним Адаму и Хаве именно в Ган Эден. Неслучайно тема пребывания Адама в раю возникает и в Шева Брахот — семи благословениях, которые читают во время брачной церемонии и в течение недели после нее. В этой молитве жених и невеста уподобляются первым людям, сотворенным Всевышним и жившим в райском саду. Кроме того, парк напоминает о многочисленных образах сада, с которым сравнивается возлюбленная из Шир-а-Ширим — Песни Песней. Причем важно помнить, что невеста там символизирует народ Израиля, а жених — Самого Творца. Таким образом, огражденный сад на заднем плане — эмблемой морального совершенства, поскольку символизирует святость и чистоту семьи, фундаментом которой являются законы Торы. Так же, как в парке природа подчинена строгим правилам искусства, доводящим ее до совершенства, так и еврейская семья, освященная заповедями, позволяет направить все существо человека на службу Творцу. Парк на гравюре выступает и в роли эмблемы мистической, так как напоминает о райском саде, а также содержит скрытое, свернутое благословение, поскольку вегетативные образы роста, цветения, плодоношения намекают на умножение будущего потомства. Тем самым сад не только композиционно, но и содержательно задает своего рода горизонт, эпическую перспективу изображенного. Образ сада в еврейской традиции имеет и еще одно важное значение. Еврейские мудрецы нередко употребляли в отношении рая слово «Пардес» (дословно: «фруктовый сад»). Основная награда праведников в Ган Эден — в наслаждении сокровенными тайнами Торы. Поэтому именно словом «пардес» обозначалась область скрытого знания, поскольку обретение высшей мудрости сравнивалось с вхождением в райский сад. Даже само слово сад (на иврите «ган») мудрецы сравнивали с Торой, так как его числовое значение, гематрия (53), совпадает с количеством недельных глав. Неслучайно Гемара (Талмуд) упоминает четырех мудрецов, «вошедших в Пардес», то есть достигших высочайшего уровня в постижении Торы и ее тайн, а прогулкой по Пардесу часто называется изучение еврейской мистики. Слово «пардес» представляет собой нотарикон — аббревиатуру четырех терминов, обозначающих уровни понимания текста: «пшат» — буквальный смысл, «ремез» — намек, «друш» — толкование, «сод» — тайный смысл. Таким образом, понятие «пардес» охватывает все способы анализа и интерпретации святых текстов. В этой связи интересно появление сада на иллюстрации к Мишнэ Тора Рамбама, датируемой XV веком. Кодекс написан и иллюминирован в Северной Италии, что, как и в случае с первой иллюстрацией, позволяет вспомнить о развитой там культуре садово-паркового искусства. Иллюстрация предваряет раздел, посвященный законам судопроизводства, и изображает заседание бейт-дина. Самое примечательное здесь — место, где происходит суд: и обвиняемый, и стражники, и судьи разместились в пределах огражденного сада. Учитывая место создания рукописи, можно вспомнить о традициях итальянских гуманистов, которые устраивали в садах и парках ученые диспуты. Это, в свою очередь, восходило к античной традиции платоновской Академии, размещавшейся в роще. Но наиболее важно тут, конечно, именно еврейское понимание образа сада. Поскольку у Рамбама речь идет о законах Санhедрина, который был не только высшей судебной инстанцией, но и центральным собранием мудрецов Торы, появление сада на иллюстрации вполне закономерно: ведь как уже говорилось выше, Пардес символизирует постижение Торы и ее тайн. Нельзя забывать и о популярном уподоблении Талмудической Академии саду: она так же «плодоносит», «взращивая» новые поколения мудрецов, и так же требует «обильного полива», так как Тора сравнивается с водой. В рассмотренных нами иллюстрациях сад стал не просто случайной декорацией, элементом орнамента или фона, не просто местом действия. Этот образ неизбежно воспринимается как символический, он требует развернутого комментария, но и сам одновременно является комментарием к происходящему. Пространство сада перемещает изображенное на другой смысловой уровень. Так, на свадебной гравюре парк позволяет сопоставить жениха и невесту с первыми людьми — Адамом и Хавой; а на иллюстрации к кодексу Рамбама сад, где происходит заседание бейт-дина, становится символом самого процесса постижения истины. * Партер — в садово-парковом искусстве — декоративная открытая геометрически построенная композиция из стриженых трав и низких растений * Бейт-дин — раввинский суд


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции