Как Иван Шапиро бросил курить

 Эфраим Севела
 24 июля 2007
 2967
Послушай, Енике! Ты мне сигарету в нос не суй, не надо. Ни единой затяжки. Бросил. Завязал. Лишил себя этой радости. Не по причине слабого здоровья. И не потому, что решил дольше всех на свете прожить. Только лишь потому, что я — человек слова. Пообещал — кровь из носу, стараюсь выполнить. А тут не просто слово, а обет дал. И не какому-нибудь своему дружку приятелю, а… Ладно, расскажу по порядку.
Послушай, Енике! Ты мне сигарету в нос не суй, не надо. Ни единой затяжки. Бросил. Завязал. Лишил себя этой радости. Не по причине слабого здоровья. И не потому, что решил дольше всех на свете прожить. Только лишь потому, что я — человек слова. Пообещал — кровь из носу, стараюсь выполнить. А тут не просто слово, а обет дал. И не какому-нибудь своему дружку приятелю, а… Ладно, расскажу по порядку. Было это в Израиле. На Голанских высотах. В войну Судного дня. В Израиле ее называют Йом—Кипурской войной. И вот в этот день, День скорби и плача, когда вся жизнь в стране замирает, ни один автомобиль по улице не проедет, все — в синагогах, даже те, кто в Б-га не веруют, и там поют печально-сладостную молитву «Кол Нидрей», от которой из глаз исторгаются просветленные слезы. В этот самый день арабы коварно напали на Израиль и застали евреев врасплох. Правда, мы скоро очухались и врезали им как следует. И не вступись за них Америка с Россией, израильский флаг со щитом Давида дразнил бы мир на берегах Евфрата и Нила. Но что позволено Юпитеру, не позволено быку. В свое время русские оккупировали Прибалтику — целых три государства — в один присест проглотили, мир смолчал, будто так и надо. Китай оттяпал себе Тибет — и ничего, сошло. Еврею же всяко лыко в строку. Евреев модно жалеть и неискренне оплакивать, но, когда они, защищаясь, кому-нибудь нос свернут, такой крик поднимает прогрессивное человечество — выноси святых. Лежу я среди голых камней на этих самых Голанских высотах, о которых до сих пор спор идет — кому это каменное крошево принадлежит, лежу с противотанковым ружьем «базукой» русского производства, каких во множестве Израиль отобрал у арабов в виде трофеев еще в Шестидневной войне, и на душе у меня скверно — хуже не бывает. Я — еврей Шапиро с русским именем Иван — лежу с русской «базукой», которой мне предстоит поразить русский танк или бронетранспортер — у сирийцев на вооружении — сплошь русская техника, и по мне с сирийской стороны бьют русские дальнобойные орудия и тяжелые снаряды из русской стали, что возможно выплавил какой-нибудь мой родич, рвутся в скалах с таким грохотом, что глохнешь, и посыпают тебя убийственным дождем. В скалах не зароешься, не окопаешься, не укроешься в глубокой траншее. Лежишь открытый на колючих камнях и вжимаешься в них всем телом, а проку — никакого. Лежи и жди, втянув голову в плечи, как черепаха. Но у черепахи-то на спине панцирь. А у меня спина — голенькая, хлопчатой тканью пропотевшей рубахи прикрыта. И все. Такое ощущение — словно со спины кожу содрали и концы нервов спиралями завинтились и вибрируют от каждого взрыва. Куски камня падают возле моей головы, возле плеч, совсем рядом с ногой. Я нелепо, как лягушка, дрыгаю пока еще целой ногой, ищу ей место поудобней. Чтоб следующий камень не размозжил кость и не раскидал рваные куски мышц и сухожилий. Шансов уцелеть — практически никаких. Стрельба ведется основательно и надолго. Снарядов большой запас, и расходуют их, не скупясь. До утра далеко. Утром хоть атака начнется. Полезут оттуда танки. Я приложусь к «базуке», стрельну разок — другой. Жизнь! Ты действуешь! Ты в самом пекле! Но ты — участник на равных. А тут ты — мишень. Не замаскированная. И по тебе сажают безнаказанно. И когда от тебя останется мокрое место, все еще будут стрелять и перемалывать камень в щебенку, так что к утру даже следа не найдут, если кому взбредет в голову искать меня. Перевернулся я на спину, — какая разница, куда ударит: в грудь или в лопатку, результат один и тот же, летальный исход, как говорят врачи. Зато хоть перед концом увижу небо в звездах, а не каменное крошево, царапающее щеки и лоб. Лежу. Как на пляже. Руки и ноги раскинув. Гляжу в темную синь. А звезды, как живые копошатся. Мерцают. Подмигивают. В горах звезды кажутся ближе, интимней. Да, на этой библейской земле, откуда все религии пошли, все выглядит намного возвышенней. Лежу. Уставился на звезды. И скулить мне хочется, как щенку бездомному. Некому меня пожалеть. Да и некому будет поплакать, когда меня не станет. А не станет меня через минуту. Ну, если повезет — через пять. Снова взрыв. Совсем близко. Камни градом стучат вокруг моего мягкого податливого тела, но ни один осколочек пока не зацепил. Жду следующего взрыва. И вдруг слышу слова молитвы. На иврите. Скосил глаз. Слева от меня, так же распластавшись спиной по камням и глаза вперив в небо, горячо с надрывом шепчет молитву солдат. Каска съехала с головы и я вижу над его ухом пейс — длинный, свернутый жгутом локон волос. Черных. С проглядывающей сединой. Седина и в смоляной бороде. Солдат — из религиозных. Должно быть, хасид. Он разговаривает с Б-гом Он не один. У него есть собеседник. Даже здесь, в каменном грохочущем аду. Собеседник, у которого всегда найдется лишняя минута выслушать человека. Особенно, если человеку вот-вот расставаться с жизнью. А с кем я могу поговорить? Кому скажу последнее слово? С кем отведу душу? Я в Б-га не верую. Так приучили с детства. Так жили в Ленинграде все, кого я знал. Без Б-га. Говорят, до моего рождения они верили в Сталина, в коммунизм. Но когда я на свет появился и стал соображать, уже никто и в это не верил. Я жил без сомнений: нет загробной жизни. И в небе не обнаружены космонавтами ни ангелы, ни черти. Есть бесконечность. Наша галактика с миллионами планет больших, чем наша грешная Земля! А там еще галактики. Новые скопища планет. Еще и еще. Без конца. Среди такого множества копошащихся в космосе мельчайших пылинок лежит на крохотной планете человеческое существо, малюсенькое, как микроб, и зовут этого бедолагу нелепо: Ваня Шапиро. Дышать ему осталось считанные минуты. Следовательно, и соображать не дольше. А хасид рядом горячо и хрипло шепчет молитву, жалуется Б-гу, спорит, втолковывает Ему что-то напоследок. Он покончит счеты с жизнью не в одиночестве, как я. Он с Кем-то. И Кто-то с ним. До последнего мига. Этот Кто-то, возможно, говорит ему в ответ утешительные слова. Я умру, как собака. Один. Никому на свете не нужный. А взрывы еще долго будут рокотать над моим телом, словно отпевая басами мою неприкаянную душу, и трассирующие пули цветными искорками будут заигрывать друг с другом над моим обезображенным лицом. И тогда меня вдруг осенило. До слез вглядываясь в темное небо, в мерцающее месиво звезд, я мысленно зашептал: — Слушай … и постарайся понять… Хочешь, я пообещаю Тебе… откажусь от чего-нибудь, что очень дорого мне… принесу Тебе в жертву. Если утром к восходу солнца я буду жив… то памятью моей бабушки, самого дорогого для меня человека, клянусь, что… — Я собрался с духом и уже вслух выпалил: — Откажусь от курева. Больше ни одной сигареты в рот не возьму. …К утру я был жив и встретил восход солнца. Хасид лежал рядом, убитый прямым попаданием в голову и витой локон его пейса вместе с куском черепной кости плавал в кровавой лужице в выемке камня. Потом на нас пошли танки. Я выстрелил из «базуки» и, получив отдачу в плечо, почувствовал себя совсем живым. Потом доставили питание. И вместе с едой — сигареты. Каждому солдату по блоку отличных дорогих сигарет «Данхил» — подарок американских евреев. Я с наслаждением понюхал блок, и, не распечатывая, вернул его весь — десять пачек «Данхила». С тех пор не курю.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции