Великий трубач

 Яков Коваленский, Россия
 24 июля 2007
 7683
В мире бывают чудеса. Еще Шекспир сказал: «Есть многое на небе и земле, что и не снилось нашим мудрецам». Таким подлинным чудом было искусство великого трубача Тимофея Докшицера. Его знал весь музыкальный мир, и все понимали, что игра этого музыканта – великое чудо, какое-то таинство, неподдающееся рациональному объяснению. Творчество этого исполнителя оказало большое влияние на искусство своего времени, разбудило фантазию композиторов, раскрыло потенциальные возможности инструмента – трубы, по традиции считавшейся чисто оркестровым. Благодаря Докшицеру труба стала желанной гостьей на концертной эстраде.
В мире бывают чудеса. Еще Шекспир сказал: «Есть многое на небе и земле, что и не снилось нашим мудрецам». Таким подлинным чудом было искусство великого трубача Тимофея Докшицера. Его знал весь музыкальный мир, и все понимали, что игра этого музыканта – великое чудо, какое-то таинство, неподдающееся рациональному объяснению. Творчество этого исполнителя оказало большое влияние на искусство своего времени, разбудило фантазию композиторов, раскрыло потенциальные возможности инструмента – трубы, по традиции считавшейся чисто оркестровым. Благодаря Докшицеру труба стала желанной гостьей на концертной эстраде. Тимофей Александрович Докшицер родился 13 декабря 1921 года в городе Нежине на Украине в многодетной патриархальной еврейской семье. Его отец Александр Тевелевич не получил специального музыкального образования, но был настоящим музыкантом по призванию: он играл на скрипке, валторне, ударных инструментах и сам сочинял музыку. Три его брата – Борис, Соломон и Самуил – также были музыкантами, и все они составляли костяк нежинского оркестра, которым дирижировал А.Т.Докшицер. В своей книге «Трубач на коне» (М., «Русские фанфары», 1996) Тимофей Докшицер вспоминает о своем детстве: «Моя ветвь рода Докшицеров ведет свое происхождение от белорусского городка Докшицы, и там, в конце восемнадцатого или в начале девятнадцатого столетия поселилась семья моего прадеда. Один из его сыновей, мой дед Тевель Шевелевич, именем которого я был наречен по старым еврейским законам, переехал на Украину, в город Нежин, где и родились все его дети – пять сыновей и две дочери. Мама, Любовь Наумовна, целиком посвятила себя семье и воспитанию пятерых детей… Жили мы в нужде… Меня, старшего из сыновей, он приучал к труду и частенько брал с собой на улицу убирать снег». Музыкальные способности мальчика проявились в очень раннем детстве: «Я знал все мелодии, которые слышал в городском парке, где в духовом оркестре играл мой отец, или в кинотеатре, где он руководил струнным ансамблем». В начале 30-х годов на Украине наступил голод. Спасаясь от него, семья Докшицеров перебралась в Москву. Там вскоре родился самый младший сын в семье – Владимир. Вначале все жили у сестры отца в страшной тесноте и нужде. Но вскоре родители стали работать на станкостроительном заводе, и Тимофея определили воспитанником в военный оркестр, а мальчику было всего десять лет! Оркестр принадлежал 620-му кавалерийскому полку. И с этого времени Тимофей стал систематически заниматься игрой на трубе. Всем окружавшим мальчика в армии было ясно, что у него исключительный талант, он был окружен вниманием и заботой. В своей книге Тимофей Докшицер пишет: «Меня готовили к выполнению обязанностей полкового трубача… Играть полагалось верхом на лошади, причем не только стоя, но и во время легкого галопа. Я нес службу солдата почти наравне со взрослыми: вставал рано, дежурил сутками, ездил с полком на учения, парады, траурные процессии». В этом же полку служили два двоюродных брата Тимофея – Лев и Александр Докшицеры, также трубачи. По их настоянию, после трех лет службы в полковом оркестре, мальчика отправили учиться в Центральную музыкальную школу (ЦМШ) при Московской консерватории в класс известного профессора М.И.Табакова. В этой школе учились юные пианисты, скрипачи, виолончелисты, но впервые приняли одаренного трубача. Профессор Табаков был главой русской (советской) школы игры на трубе. Много лет работая в оркестре Большого театра, он добивался у учеников певучего, объемного и стабильного звучания на хорошем дыхании, не допуская фальши. Одновременно с учебой в школе Тима работал в оркестре балалаечников Центрального дома Красной армии. Пианист В.А.Пескин сделал для него несколько переложений классических пьес, в том числе романсов Листа «Как дух Лауры» и Рахманинова «Весенние воды». Это было довольно необычное исполнение – романсы на трубе. Фактически их надо было пропеть на трубе, что с блеском удавалось Докшицеру. Окончив ЦМШ в 1939-м, он выехал летом с оркестром балалаечников на фронт в Монголии, где шла «малая война» с Японией, а с осени того же года продолжил учебу уже в училище им. Гнесиных с профессором Табаковым. В феврале 1941-го в Москве проходил Всесоюзный конкурс исполнителей на духовых инструментах, где Докшицер удостоился третьей премии (первую и вторую не присудили никому) – это была большая победа юного трубача. А в июне началась Великая отечественная война, и Докшицера сразу же призвали в армию, в Образцовый оркестр Московского военного округа. Он был участником знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, откуда военные части шли прямо на фронт. Вот как он пишет об этом: «Служба военного музыканта изнурительная, а на духовом инструменте особенно трудна в зимнее время, когда приходилось играть на улице на застывшем инструменте с обледенелым мундштуком… Кроме исполнения музыки, мы выполняли караульную, патрульную службу… Немцы каждый день бомбили город. Мы с винтовками дежурили на крышах домов, в бомбоубежищах, станциях метро». Страшный удар война нанесла семье Докшицеров: на фронтах погибли два младших брата – Лева и Абрам. Лев, 1923 года рождения, пошел в армию добровольцем, сражался под Смоленском и погиб под Орлом. Абрам, 1925 года рождения, был одаренным музыкантом, тоже учился у профессора Табакова в ЦМШ. Его призвали в 1943-м, и с тех пор он пропал без вести. Тимофей прослужил до конца войны и участвовал в Параде Победы 24 июля 1945 года на Красной площади, а незадолго до окончания войны юный трубач выдержал конкурс в оркестр Большого театра. В декабре того же года он пришел играть в этот знаменитый оркестр, где проработал около сорока лет. В послевоенные годы продолжал учебу в Институте имени Гнесиных, который закончил с отличием. В 1947 году в Праге проходил международный конкурс духовиков, на котором Докшицер занял первое место. Еще до войны Тимофей познакомился с Фаиной Семеновной Хавкиной, студенткой вокального отделения. Война разлучила их, но в 1945-м они вновь встретились и поженились. А в сентябре 1948-го родился сын Сергей. Жена Докшицера Фаина после войны не смогла продолжить занятия вокалом из-за проблем со здоровьем. Она окончила Московский институт иностранных языков и преподавала английский язык в школе. К сожалению, Фаина рано умерла: ей было всего 47 лет. После войны началась обширная концертная деятельность. Докшицер играл во многих оркестрах, репертуар постоянно обновлялся, но талантливому трубачу этого было недостаточно. «По окончании института я чувствовал, что не удовлетворен достигнутым. Мне показалось, что я сошел с поезда, не доехав до цели и полпути… Я решил поступить на дирижерско-симфоническое отделение Московской консерватории… За годы учебы в консерватории я окунулся в глубины музыкальных наук, что расширило горизонты моих знаний. После окончания учебы в Московской консерватории Докшицер поступил в стажерскую группу дирижеров Большого театра. «Дирижерскому делу я отдал более десяти лет своей жизни, из них три года в Большом театре, где я дирижировал операми: «Травиата», «Вертер», «Фауст», «Банк Бан» и балетом «Лауренсия». Занимался дирижированием я самозабвенно, как на своем инструменте. Годы дирижерской стажировки в театре подходили к концу, надо было определяться. Для меня был ясно, что с трубой я не расстанусь». Кризис разрешился в 1971 году, когда закрыли сцену филиала театра и сократили 100 оркестрантов и дирижера Докшицера. Марк Эрмлер, один из лучших дирижеров Большого театра, писал о Докшицере: «Дирижирование намного расширило его музыкальные познания, помогло лучше понять особенность сложного оркестрового механизма, а вне оркестра он себя не мыслит. Благодаря творческой деятельности Докшицера-трубача композиторы стали создавать новые произведения для солирующей трубы. Еще в начале прошлого века сольной литературы для трубы почти не было, как и трубачей-солистов. Именно благодаря подвижнической деятельности Докшицера появилась богатейшая литература для трубы: концерты М.Вайнберга, В.Арутюняна, А.Нестерова, Б.Троцюка, Б.Крюкова и др.». Докшицер блестяще аранжировал среди прочих сложнейший концерт Глиэра для голоса с оркестром и «Голубую рапсодию» Гершвина, превратив их в концерты для трубы. В 1950-80-е гг. со спектаклями Большого театра и сольными концертами он объездил весь мир: были поездки в Брюссель на выставку «Экспо-58», в Китай (1959), где солировал в 11-й симфонии Д. Шостаковича, в Болгарию, Германию и другие страны. В 1979-м совершил кругосветное путешествие: сначала в Японию с оркестром Большого театра, а затем, как солист, в США, Канаду, Англию, где позже бывал не раз. Игра Докшицера покорила самые широкие музыкальные слои, ею восхищались критики, в прессе был беспримерный поток восторгов. В США писали: «Среди больших великих артистов есть один, который является величайшим в мире исполнителем на трубе», а в Болгарии: «Он с такой легкостью и совершенством владеет инструментом, что кажется, будто он поет, говорит, рассказывает». В эти же годы фирмой «Мелодия» было выпущено много записей Докшицера на пластинках. Они ценны и востребованы до сих пор, даже в эру компакт-дисков. Несколько лет назад в центре Лондона в витрине одного из магазинов автор увидел пластинку Докшицера с надписью: «Это мировое сокровище!». В 1981-м отмечался 60-летний юбилей мастера в Большом театре. Докшицер играл свое переложение «Голубой рапсодии» Гершвина, «Концерт» Гуммеля и несколько пьес со знаменитым ансамблем скрипачей под управлением Юлия Реентовича. Во втором отделении шел III акт балета «Лебединое озеро» и «Неаполитанский танец», где солирует труба. Юбиляр играл, стоя в оркестре, освещенный лучом прожектора. Почти всю творческую жизнь Докшицер занимался педагогической работой. «Еще будучи студентом института, я стал помогать в работе моему профессору Табакову… А во время войны, когда Табаков был в эвакуации, а я служил солдатом в Москве, по просьбе Е.Ф.Гнесиной занимался с учениками его класса в училище. За время работы в институте мой класс окончили около ста выпускников». Напряженная концертная деятельность и педагогическая работа подорвали здоровье Докшицера. В 1989-м в Роттердаме ему была сделана операция на сердце, которую оплатили ведущие трубачи мира. В начале 1990-х, когда обстановка в России обострилась, Докшицер со своей второй женой М. Я. Рачгус решили переехать в Литву. Музыкант об этом вспоминает: «Своим отъездом из Москвы в 1990 году я выразил и свой личный протест против новой оскорбительной волны антисемитизма, и свое несогласие с системой». В эти годы беда обрушилась на Докшицера: в январе 1991-го неожиданно скончался сын Сергей, ему было всего 43 года. После этого у музыканта начался нервный стресс. Спасительным для Докшицера оказалось приглашение поработать год в Академии Сибелиуса в Хельсинки. Там он осуществил давнюю мечту: исполнил и записал Концерт Шостаковича для фортепиано и трубы с камерным оркестром Академии. Его приглашали на симпозиумы в Америку и Голландию, на концерты и мастер-классы в Европу и США. Из Блюмингтонского университета (США) ему писали: «Мы Вас знаем, любим и ждем!». И музыкант вернулся в строй: он играл по всему миру, сделал много записей на американской фирме Sony. В эти годы большой поддержкой для музыканта стал младший брат Владимир Докшицер, тоже трубач, работавший долгие годы в оркестре Большого театра. Сейчас он преподает в Гнесинском училище. Дети братьев пошли по стопам отцов: Сергей, сын Тимофея, был трубачом, а затем фаготистом, а сын Владимира Александр – кларнетист, также играл в оркестре Большого театра; Александр Кузин, сын сестры Зинаиды, – скрипач Оркестра радио и телевидения. Вся семья Докшицеров очень музыкальная и талантливая. Скончался великий трубач Тимофей Докшицер в марте 2005 года в Вильнюсе, похоронен на Донском кладбище города Москвы. Это был величайший музыкант XX века, он олицетворял собой инструмент – трубу, и поднял искусство игры на ней на величайший уровень. Тимофей Докшицер вписан в мировую музыкальную культуру навсегда.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции