Супружество - чудесное изобретение?

 Ури Фузайлов, Израиль
 24 июля 2007
 4326
Сохраняет ли семья прежнее значение в наши дни?
«Вы не поверите, до чего скучна моя повседневная жизнь, — поделился в одном из своих интервью известный голливудский режиссер и продюсер Стивен Спилберг. — У меня семеро детей (Спилберг женат вторым браком на актрисе Кейт Капшо — У. Ф.). Пятеро из них живут дома. Каждый день я встаю раньше всех и готовлю завтрак для всей семьи. Затем отвожу детей в школу — они учатся в четырех разных школах. Без четверти десять приезжаю в офис и начинаю рабочий день. Я съедаю несколько кусочков банана и один апельсин, и с этой минуты, в основном, разговариваю со сценаристами, читаю сценарии и решаю, чем буду заниматься. Жена хочет, чтобы я был дома без четверти шесть, к ужину, а поездка домой занимает не меньше часа, так что покидаю офис около пяти часов и весь вечер провожу дома. Что поделаешь, семья — это моя главная любовь». Одинок ли Спилберг в своих предпочтениях? Много ли среди нас таких, кто не уделяет должного внимания семье, и таких, кто не готов к жертвам во имя семейного очага? Чешский писатель еврейского происхождения Франц Кафка сказал, что «жениться, создать семью, радоваться каждому рожденному ребенку, вырастить детей в этом страшном мире и даже дать им, по возможности, немного воспитания — по-моему, это самые высшие достижения, которых может добиться человек». И действительно, семья была и остается той общественной ячейкой, в которой мы живем и растем. Семье принадлежит важная роль в нормальном развитии личности, и она несет ответственность за мир и здоровье общества в XXI веке. Просвещенный абсолютизм В течение многих поколений люди вступают в брак и создают семьи. Какая сила заставляет вновь и вновь верить в то, что их новая попытка обязательно будет удачнее всех предшествующих? Разве они не росли в семье и не убедились на своем опыте, насколько эта ячейка использует личность, подавляет ее и склоняет к компромиссам? Или это не что иное, как витающая в воздухе угроза одиночества и жизни на обочине — даже в наши дни, открытые любым возможностям, — угроза, которая сильнее любого разума и любого интеллектуального опыта? «Традиционная семья была единицей производства и распределения ресурсов, — пишет историк Авиад Клайнберг, профессор Тель-авивского университета, в предисловии к сборнику статей «О материнской любви и боязни отца» (издательство «Кетер), — а также государством в миниатюре, в котором в лучшем случае царит просвещенный абсолютизм, в худшем — диктаторский режим, но никогда не равноправие». Роман «Анна Каренина» Толстой начинает знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Но, как бы в противовес открывающей роман фразе, Толстой на протяжении всего повествования подробно анализирует все эти понятия, не оставляя от них камня на камне и повергая читателей в недоумение… Существуют ли вообще «счастливые семьи», в том значении слова «счастье», которое необязательно связано с понятием «любовь». Наряду с известной фразой Толстого о похожих друг на друга счастливых и несчастных каждая по-своему несчастливых семьях, существует реже цитируемое, но зато совершенно недвусмысленное признание французского писателя Андре Жида: «Семьи, я вас ненавижу!». Подумать только, насколько такая ненависть продуктивна! Три четверти мировой литературы стали воплощением этой ненависти и попыткой избежать семейного рабства. Семейный досуг Еще одна возможная причина нашей приверженности семейному институту заключена во фразе Жака Де Лилля «Родных не выбирают, зато можно выбирать друзей». Тот факт, что мы принадлежим чему-то не по собственной воле, очень удручает. Однако, с другой стороны, утешает то, что мы не одиноки. Кажется, нет другой области взаимоотношений, где столь велик разрыв между ожиданиями и действительностью, между знакомой по сказкам романтикой и повседневностью. Стоя под свадебным балдахином, молодожены уверены, что между ними всегда будут царить дружба и братство, приязнь и взаимная радость. Они не будут ссориться; они не будут вести себя так, как их родители, они будут любить друг друга вечно… Разрыв этот приводит в уныние, вновь и вновь напрашивается вопрос: почему семейная жизнь так трудна? Почему процент разводов в современном обществе столь велик? Имеет ли в наши дни семья то же значение, что прежде? Но все-таки, наряду с уважением к праву каждого выбирать тот образ жизни, который ему нравится, создается впечатление, что для развития будущей личности самое лучшее — атмосфера стабильности, а еще лучше — большой семьи, включающей бабушек, дедушек, дядей и теть. Интимная атмосфера такой семьи обеспечивает стабильность и уверенность в себе ее младшим членам. В эпоху сомнений по поводу роли семьи, царства нигилизма, отвергающего традиционные ценности; в эпоху, когда каждая третья семья в Израиле разводится, когда на смену эйфории приходят рутина и ссоры, — жизненно важно стоять на страже семейной ячейки, несмотря на все ее недостатки. Счастливая семейная жизнь, полная совместного времяпрепровождения (традиционные семейные обеды, ублажающие душу, совместный просмотр телевизионных передач, совместный поход в кино, на прогулку или на пляж, совместные впечатления и переживания), — гораздо предпочтительнее одиночества или ни к чему не обязывающей компании. А те, кто говорит, что с рождением детей кончаются досуг и удовольствия, просто не знают, о чем говорят. Многие молодые пары всегда берут с собой детей и получают от этого еще больше удовольствия, чем раньше. Ценное имущество Довольно часто задаются вопросом: имущество ли семья? — и тогда права пословица «чем больше имущества, тем больше забот» — или семья — это «ценность», и тогда правы те, кто жалуются на ее обесценивание в эпоху постмодернизма. Создается впечатление, с одной стороны, что семейное здание — не тот вид имущества, который умножает заботы, а, напротив — умножение забот парадоксальным образом заключает в себе счастье, разделяемое всеми членами семьи. Семейные ценности — один за всех и все за одного — необычайно благородны. «Супружество» называют чудесным изобретением человечества. Сама идея о том, что существует крошечный союз, естественным образом обеспечивающий возможности взаимного влечения и поддержки, подставляющий плечо в трудные времена и вносящий радость в серые будни, — это из ряда вон выходящее изобретение. В то время как в западном обществе институт брака подвергается осаде, еврейское наследие выводит простую, доступную и веками проверенную формулу, основанную на десяти заповедях и способствующую сохранению любви и взаимопонимания. С исторической точки зрения, многовековая борьба евреев против смешанных браков совершенно естественна и сама собой разумеющаяся. Семья — это основная ячейка нации. Еврейский народ создавался не на территориальной основе, а по семейной модели, потому и смог выжить в изгнании, даже после того как его корни были оторваны от земли. Однако запрет на смешанные браки — жертва во имя общего блага, ибо продиктован тем, что только на основе совместных переживаний можно построить настоящую семью. Это касается любой семьи, тем более — еврейской. Иудаизм — не только внешняя реальность, он обязательно должен стать частью внутреннего мира человека. Более того, иудаизм составляет основу брачного союза, обеспечивающего возможность более осмысленной жизни, которая отразится в душах сыновей и дочерей. Сам факт существования семьи налагает на нас многочисленные непростые обязательства по ее сохранению как организации, каждый член которой отдает все, что у него есть, на благо других. Это и есть настоящее благородство. Семья на духовной основе Современный подход к семье и браку подразумевает, что это не только биологический институт, но и некий духовный центр, где человек получает воспитание, культуру и самоопределение. Поэтому Моисей, воспитывавший и обучивший племянников, стал для них вместо родного отца. Раввин Йосеф Давид Соловейчик видел в этом примере большое утешение для бездетных родителей: если они приведут в дом ребенка, вырастят и воспитают его, то тем самым реализовав родительский духовный потенциал, выходящий далеко за биологические рамки. Обычно семьи создаются на основе биологического родства, однако, бывают случаи, когда этот этап пропускается, и семейная связь устанавливается на духовной основе. К большому сожалению, случается и наоборот, когда биологическое родство не сопровождается духовной связью и это приводит к распаду семьи. Молодой немецкий еврей Герхард Шолем (известный сегодня как исследователь мистики профессор Гершом Шолем) еще в молодости заинтересовался иудаизмом, несмотря на возражения своего ассимилированного отца. К этому прибавились политические расхождения между отцом и сыном, и когда во время Первой мировой войны Герхард стал распространять антивоенные листовки, разгневанный отец решил порвать с ним все отношения. Когда вся семья собралась за завтраком, прибыл курьер и передал Герхарду телеграмму от отца. В телеграмме Артур Шолем извещал своего 17-летнего сына, что тот должен оставить дом «не позже 1 марта». Когда нет духовного единства, гены — весьма шаткая платформа. Семейная выносливость Однако даже в самые тяжелые времена еврейский народ выручала его выносливость. Та самая выносливость, которая находила выражение в еврейском домашнем укладе. Ведь институт брака — фундамент еврейской семьи, в ней и кроется секрет выживания народа. Другие народы знают и понимают это не хуже: старец Далай-лама, духовный вождь тибетского народа, с 25-летнего возраста находится в изгнании в Индии. В один прекрасный день ему стало известно, что неподалеку расположился летний лагерь еврейской религиозной организации. Старенький лама попросил встречи с руководителями лагеря. Во время встречи он сказал: «Я живу в изгнании несколько десятков лет и уже сейчас ощущаю, как трудно сохранить национальный дух и образ жизни вдали от дома. Ваш народ находился в изгнании тысячи лет, и, несмотря на это, вы сумели сохранить свое национальное самосознание самым удивительным и оригинальным образом. В чем ваш секрет?» Одна из женщин сказала: «Источник нашей силы и секрет выживаемости — семья. В любую точку мира, куда приезжает еврейская пара, она привозит с собой весь еврейский мир. Каждая семья — это ядро народа, в ней есть царь и царица, великий жрец и святой дух, в ней заключается целый мир». Далай-лама послушал, прошептал что-то самому себе, а вслух сказал: «Да… вот в чем секрет… здесь находится ключ».


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции