Тора и современность

 
 24 июля 2007
 2758
3-я Книга: «Ваикра» или «Левит»
3-я Книга: «Ваикра» или «Левит» Глава «Шмини» — «На восьмой день» «И всякий глиняный сосуд … все, что внутри него, станет нечистым» (11:33) Глина — самый простой и дешевый материал. Поэтому ценность глиняного сосуда лишь в том, чтобы служить емкостью для какого-то продукта. И ритуальную нечистоту такой сосуд принимает только изнутри, в отличие, например, от металлического. В этом смысле человек больше подобен глиняному сосуду: если разобраться, что он собой представляет? Так, просто прах, вещь пустая и никчемная. Если только не наполнить его содержанием… (Вавилонский Талмуд, трактат «Сукко») ** Главы: «Тазриа» — «Если родит сына» и «Мецора» — «Закон о прокаженном» Добро и Зло Наши мудрецы, вопреки общепринятому мнению, утверждают, что «мера Добра превышает меру Зла». Другими словами — добро сильней. Человек может окончательно победить злое начало в себе самом и стать истинным праведником, в котором практически отсутствует дурное начало. А вот обратное неверно. Даже в самом законченном грешнике всегда присутствуют добрые намерения и способность к раскаянию, хотя и в скрытом виде. («Танья», гл.11) ** Главы: «Ахарей» — «После гибели двоих сыновей Аарона», и «Кедошим» — «Святы будьте» «Не стой (не оставайся равнодушным) на крови своего ближнего…» (19:16) Что означает это странное выражение? В Талмуде (трактат «Сота», 21-б) приводится такой пример: «Один человек во время молитвы видит, как кто-то тонет. «Надо бы сначала закончить молитву, а потом уже спасать», думает он. Или видит, как тонет женщина, и рассуждает сам с собой: «Надо бы помочь, но ведь это посторонняя женщина, а это нескромно». Даже скромность и благочестие хороши в свое время, но не когда идет речь о жизни ближнего. (Из традиционных источников) ** К 11 Нисана (30.03.07) День рожденья главы и духовного лидера нашего поколения 7-го Любавичского Ребе Никаких самоотводов! Ребе всегда нацелен на позитив, попытка сделать что-то полезное для другого еврея всегда предпочтительней, чем пусть и разумное, но бездействие. Рассказывают про Ребе в качестве анекдота: если вдруг каким-то образом станет известно, что миру (не дай Б-г!) через три дня грозит новый потоп, Ребе за три дня нас научит, как жить под водой! Но вот реальная, вовсе не анекдотическая история. Как известно, Ребе активно развивал институт посланников («шлухим»). В настоящее время тысячи посланников Ребе во многих городах мира, включая и сотни городов СНГ, помогают местным общинам возрождать еврейскую жизнь и традиционные ценности. Но когда-то это казалось революционным шагом, и даже среди хасидов находилось немало таких, кого смущала перспектива бросить насиженное место и вместе с семьей уехать на долгие годы в другой город, а то и в другую страну с просветительской миссией. Однажды молодая пара, которой Ребе предложил отправиться с такой религиозной миссией в «шлихут», решила подыскать благовидный предлог для отказа. Муж написал Ребе в письме, что очень сожалеет, но в силу слабости здоровья просит освободить его от этой «повинности». Ребе крайне редко высказывал недовольство прямо. Поэтому в ответном письме Ребе выразил недоумение в такой форме: «Я думал, ты напишешь наоборот: в силу сложности предстоящей мне миссии, прошу благословения, чтобы мне были даны силы и здоровье выполнить намеченное». Как говорится: почувствуйте разницу! Ведь если даже хасиды будут брать самоотвод, то кто же тогда будет встречать Мошиаха? ** Великая Суббота 12 Нисана (31.03.2007) (шабат-га-гадоль) Дни трепета Хотя мы знаем о великом чуде — восстании первенцев против фараона, в память о котором наши мудрецы назвали субботу «великой», но есть и еще одно объяснение. Великая суббота выделяется среди прочей череды суббот не только названием, но и специальным отрывком — «гафтара», который читают только в этот день. Там есть такие строчки («Малахи», 3:23): «Вот, Я посылаю вам пророка Элиягу, до наступления великого дня, дня трепета». Вот в честь этого «великого дня», когда придет Мошиах, и будет вершиться Страшный суд, а для всего народа Израиля наступит Избавление, и названа так эта Суббота «великой» — последняя Суббота перед великим Исходом в праздник Песах как прообраз великого Исхода во времена Мошиаха. ** Счет дней — «сфират-га-омер*» Эта заповедь заключается в простом счете дней или, начиная со 2-го дня Песах (4.04.07‑16 нисана) и до Шавуот. И хотя нет ничего сложного в простом подсчете дней, само слово «сфира» («счет») несет в себе скрытый подтекст. Софер как сапфир По-разному называли еврейских мудрецов, да будет их память благословенна, в разные эпохи. И просто мудрец («хахам» — так до сих пор обращаются к раввинам в Грузии), и учитель — «рабби» или «рав». В более позднюю эпоху в обиход вошло слово «софрим», которым обозначались те самые книжники, которых так не любят христиане. «Софер», если переводить буквально, означает «счетчик», поскольку они «пересчитали все буквы в ТаНаХе»! А отсюда недалеко и до «начетчика». Но вот еврейская традиция толкует это иначе: «софер» происходит от слова «сапир» или «сапфир», т.е. драгоценный камен, излучающий чудесное и таинственное сияние. Слова и буквы Торы, когда их изучают, должны излучать свет, который призван зажечь еврейские сердца. ** Седьмой день Песах (9.04.07‑21 Нисана) (швии-шел-песах) Пастырь Израиля На седьмой день Исхода, который мы отмечаем сегодня как самостоятельный праздник, произошло чудо рассечения Красного моря. В этот день читают специальный отрывок, т.н. «Песнь на море» («Тогда воспел Моше»), в которой поэтическим и образным языком излагается и это великое чудо, и события, сопровождавшие спасение. Но предваряют ее слова («Шмот» или «Исход», 14:31): «И поверили евреи в Моше (Моисея) и во Всевышнего». Казалось бы, если евреи верили в своего предводителя, то в Б-га и подавно… Но не только это хочет сообщить нам Тора. Она учит нас, что тот, кто верит главе и духовному предводителю народа, как будто полагается на самого Создателя, Творца неба и земли. (Из бесед Ребе) ** К празднику Песах Праздник, который «целиком маца» Так сказано в Пасхальной Агаде, в отрывке, который называется «Четыре вопроса» (фир кашес), а точнее — Агада дает ответ на один простой вопрос: «Чем отличается эта пасхальная ночь от всех остальных ночей года»? Один из возможных ответов гласит: «Ибо все остальные ночи мы едим как квасное (хамец), так и мацу (опресноки). Но в эту ночь только мацу». Рабби Меир из Крачнова как-то раз обратил внимание на это необычное выражение. «Ведь в Песах, — рассуждал он, — несмотря на строгие ограничения, мы все же не едим одну только мацу. Почему же тогда сказано «только одна маца»? Смысл в том, — сделал он свой вывод, — что с такой же тщательностью и вниманием, с каким мы следим за кошерностью мацы, мы должны относиться к выполнению всех заповедей Торы. В данном случае «маца»символизирует богобоязненность и трепетное отношение к требованиям Традиции и еврейского Закона.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции