ПЛАЧ ПО «СТЕНЕ СОЛОМОНА» Ее купит русский олигарх?

 Бася Гринберг, Россия
 24 июля 2007
 2785
— Как думаете: если мы, пенсионеры, скинемся хоть бы по тысяче рублей со своей пенсии, в итоге три миллиона наберется? — А что? Сперва мы шапку пустим по кругу, а там, глядишь, все население подтянется. Такой диалог двух пожилых людей я услышала в Третьяковской галерее...
— Как думаете: если мы, пенсионеры, скинемся хоть бы по тысяче рублей со своей пенсии, в итоге три миллиона наберется? — А что? Сперва мы шапку пустим по кругу, а там, глядишь, все население подтянется. Такой диалог двух пожилых людей я услышала в Третьяковской галерее... ...Подобного ажиотажа в зале Верещагина, старожилы галереи не припомнят. Еще бы! Впервые в истории здесь выставлена «Стена Соломона». Шедевр привезли из Америки, где он хранился всю «жизнь», в рамках предпродажного тура аукциона Christie’s. Единственная возможность оставить полотно в России — купить его. Цена лота — от $3 млн. ...Первое, что бросается в глаза — залитое солнцем пространство. Ярко-синее небо. А если присмотреться внимательнее, то, кажется, что запечатлена вторая половина суток и день близится к закату. На первом плане высоченная, мощная, как сама история, стена. Она сложена из равных по размеру брусков. При ближайшем рассмотрении замечаю — ни один визуально не повторяется. Каждый со своим цветом, светом. У стены молящиеся евреи. Все они в национальных одеждах: кто стоит, кто сидит... Вот собственно и весь сюжет знаменитой картины Василия Верещагина «Стена Соломона». Даже сложно представить, что из-за этого полотна, на котором запечатлена сцена из жизни иудеев, в России разразится грандиозный скандал. Мало того, дело закончится тем, что «Стену Соломона» запретят выставлять в стране.... Но обо всем по порядку. *** Мало кто знает, что выставки Василия Верещагина сопровождались шумным интересом, часто скандальными ситуациями. Если хотите, как нынче перфомансы Олега Кулика. Но если в XXI столетии очки скандальную популярность питают различные эпатажные выходки (скажем, явиться на выставку почти без одежды, или объявить себя человеком-собакой и публично лаять...), то в веке XIX-м оскандалиться можно было даже изысканным способом. Верещагин как настоящий, большой художник искал новые формы выражения, он не следовал правилам, отходил от академичности. — Он был человеком с крепким внутренним стержнем, — рассказывает завотделом живописи второй половины XIX — начала XX в.в. Галина Чурак. — Поэтому был не из пугливых. Со временем он привык к тому, что его творчество не понимают... Привык, да не совсем. Известен случай: все работы Верещагина из знаменитой «Туркестанской серии» купил основатель Третьяковки Павел Третьяков. В том числе и картину «Забытый». Сюжет ее прост: на поле боя пал смертью храбрых русский воин. Над ним кружит воронье... О нем попросту забыли. В политических и военных кругах разразился скандал: дескать, да быть такого не может, чтобы солдат русской армии был забыт! А Верещагин во гневе взял нож да и разрезал полотно... — У Верещагина был очень колючий характер: дипломатичности, соглашательства от него ждать не приходилось, — продолжает Галина Сергеевна. — Художественное сообщество его признавало. Но показателен такой момент: когда самые передовые и известные художники объединились в Товарищество передвижных художественных выставок (так называемые передвижники — Б. Г.), Верещагин не присоединился к ним, в одиночку служа той же просветительской миссии, что и Товарищество — устраивая свои выставки по всему миру. Верещагина называют «человеком мира» — его страсть к путешествиям не знала пределов: Австралия, Арктика и Антарктида — три континента, где не ступала нога мастера. Невероятно, но факт: в 70-ые годы XIX в. Верещагин совершил восхождение на Гималаи. И это если принять к сведению, что тогда о «страховках» и «альпинистском снаряжении» было мало что известно. Не поверите, но вместе с ним в горы и жена отправилась! Слава Б-гу, все закончилось благополучно. Верещагин добрался и до жаркой и древней Палестины. *** Знакомясь на Святой земле с древними памятниками, Верещагин работал над циклом «Палестинская серия». Правда, с натуры выполнены только этюды. Несмотря на то, что в Третьяковской галерее самое большое в мире собрание работ художника — 138 картин, 400 графических листов, — из «Палестинской серии» здесь всего один экспонат, этюд «Два еврея», эскиз к «Стене Соломона». Его можно увидеть в Третьяковке. Итак, в середине 80-х, вернувшись из Палестины, Верещагин отправляется в свою парижскую мастерскую, где приступает к работе над «Стеной Соломона». — Скорее всего, художник пользовался французскими холстами, красками, кистями, — рассказывает Галина Чурак. — Все это высокого, отменного качества. Это было время его материального благополучия, и он мог позволить себе подобную роскошь... Специалисты утверждают: сама технология живописи Верещагина такова, что его картины сохраняются в хорошем состоянии. Он техничный мастер. Писал тонкослойно и грамотно: красочный слой, грунт, высококачественные холсты. Потому и «Стена Соломона» дошла до нас в прекрасном состоянии. ... После того как полотно с изображением молящихся евреев было выставлено в Вене, разразился грандиозный скандал. Ходят слухи, что один монах даже облил картину кислотой. А в России власти поступили радикально и жестоко: запретили выставлять в стране «Палестинскую серию». Но я все же не нашла ответа на вопрос: ну почему же нельзя смотреть на то, как молятся евреи? Что в этом могла найти для себя оскорбительного православная церковь? ... Василий Верещагин в конце 80-х со всей «палестинской серией» отправился в США, где с выставками объехал много городов. Но, увы, нужных денег собрать не смог и решил продать свои работы. Что и сделал на аукционе в 1891-м в Америке. Известно, что «Стену Соломона» купили за 2500 долларов. Она хранилась в собрании Калифорнийского университета городка Беркли. Вот так по вине цензоров Россия потеряла шедевр. *** — О том, где находится «Стена Соломона», искусствоведы узнали только в 1992 году, — вспоминает Галина Сергеевна. — Тогда отмечали 150-летие со дня рождения Верещагина, и к нам приехал коллега из Америки, который и рассказал о ее местонахождении. Прошло время, и калифорнийский университет решил расстаться с шедевром. Вот так, запросто. Даже в самом страшном сне не могло привидеться нашим музейщикам, чтобы они продавали экспонаты из собрания. Но на Западе к этому относятся проще. «Стену Соломона» пустят с молотка на аукционе Christie’s в апреле, а пока ее возят по миру. Эксперты оценили полотно в сумму $3‑5 млн. Россия денег на покупку шедевров не выделяет. Одна надежда — на спонсоров. Правда, в музейной тусовке ходят слухи, будто картину прикупит русский. Нет, не потому, что сегодня в России олигархов больше, чем шедевров. Просто «искусство Верещагина нетипично для европейцев»...


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции