Чтобы приблизить времена Мошиаха

 
 24 июля 2007
 2600
(Из пасхальной Агады)
Личное и общественное Наши мудрецы не случайно утверждают, что истории Исхода из Египта мы будем вспоминать даже в Грядущем мире (см. пасхальную Агаду), когда само понятие Изгнания, а тем более рабства станут анахронизмом. Уроки Исхода вечны и востребованы во всех поколениях. Например, особенности самого пасхального жертвоприношения. Так, Гилель впервые заявил о себе как мудрец, когда объяснил необходимость приносить пасхальную жертву, даже если этот день (канун Песаха) пришелся на шаббат. (В наше время в силу особенностей еврейского календаря такое совпадение невозможно). Старец Гилель исходил из того, что «песах» является общественной жертвой (корбан-цибур), которую можно приносить и в Субботу тоже. Действительно, пасхальная жертва приносилась «от имени коллектива» — группы (хавура) заинтересованных лиц, которые ее перед этим приобрели на свои деньги. Только они впоследствии и могли участвовать в совместной пасхальной трапезе. И приносилась она в три смены, когда в храмовый двор заходила очередная партия со своими пасхальными барашками. Но верно так же и обратное: ведь пасхальную жертву приобретали на деньги частных лиц и, в конечном итоге, съедали дома, за праздничным столом. Это было, по сути, персональное жертвоприношение. Другими словами, пасхальная жертва уникальна тем, что сочетает в себе одновременно признаки общественной и частной жертвы. Город-вероотступник Что считать общиной или обществом, а что считать собранием частных лиц (городом)? Рассмотрим эту проблему на примере города-отступника — «ир-а-нидахат». В трактате «Сангедрин» сказано (15-б): «С какого момента объявляем город отверженным»? Рабби Ойшия считал так: «Когда в нем насчитывается хотя бы десять вероотступников». А рабби Йонатан полагал, что: «начиная со ста человек и далее, вплоть до числа вероотступников, которое превышало половину численности колена». В этом случае вступал в силу закон о коллективной ответственности за вероотступничество. Конечно, в наше время давно уже не применим этот закон. Но суть проблемы осталось прежней: Жители города несли коллективную ответственность за совместный грех идолопоклонства, а общество в целом — нет. Что решает судьбу жителей: поступки отдельных личностей или всего общества целиком? И что считать обществом: простое собрание отдельных людей, или нечто большее? Рабби Йонатан подчеркивал значение личности. По его мнению, даже если число горожан достигало половины численности колена, это все еще было собранием частных лиц. Рабби Ойшия, как было сказано, придерживался иной точки зрения, и был в нашем понимании «общественником». В соотношении личности и общества существуют два варианта: а) личность нивелируется, и в результате образуется новое понятие — общество; б) общество — это собрание личностей, которые не суммируются, сохраняя свою индивидуальность. Так скромная пасхальная жертва учит нас, как правильно и гармонично сочетать оба качества: общество, которое включает ряд частных лиц, и каждое лицо — как самостоятельную значимую единицу, уникальность которой не умаляется перед общественно значимыми вещами. Казалось бы, такое сочетание крайностей (противоположностей) противоречит логике: нам всегда предлагают выбирать: между российской моделью, где на первом месте традиционно коллектив с его общими ценностями, и западной — где во главу угла ставится личность. Рождение будущего Но следует помнить еще об одном аспекте праздника. Песах — это день рождения еврейского народа. Именно еврейский народ служит примером такого естественного и гармоничного сочетания. С одной стороны, никто не будет отрицать удивительный факт духовного единства и единения нашего народа, который весь — как один человек. А с другой стороны — уникальность и неповторимость каждой еврейской души. Именно таким и будет общество будущего: единство индивидуальностей, где частное дополняет целое.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции