Зябкий инкубаторный холеныш
В Одессу приехал Маяковский, и Кирсанов тут же предстал перед главным футуристом страны. Шел 1924-й год. «Товарищ Маяковский, можно вам почитать стихи?» — «Читайте». Кирсанов прочитал: «Кидайся в дым, лети в угар,/ Кто рудокоп, кто кочегар». «Это хорошо, — сказал Маяковский, — можно напечатать в ЛЕФе». Так началась творческая дружба между мастером и учеником.
В 1926 году Кирсанов перебрался в Москву (Николай Асеев: «приехал из Одессы маленький Кирсанов с большим темпераментом самоутверждения») и стал постоянным гостем в квартире у Маяковского и Бриков. Маяковский звал его ласково «Семкой» и «Кирсанчиком».
— Кирсанчик! Что с вами? Отчего штаны драные? Отчего грустный? Идемте к нам жить, — басил Маяковский.
Лиля поддержала Маяковского:
— Нужно усыновить Семку.
Обо всем этом рассказал в своих воспоминаниях зрелый Кирсанов.
14 апреля 1930 года Маяковский застрелился. «Горчайшая, тяжелейшая дата моей жизни», — записал Кирсанов.
Владимир Владимирович надеялся, что молодой поэт способен в будущем сыграть роль его «преемника». Но не получилось. Кирсанов не стал «агитатором, горланом, главарем» пропагандистской поэзии.
У Маяковского слово отличалось яркой публицистичностью, а у Кирсанова оно в основном было игровым. И вообще Кирсанов не хотел быть партийным поэтом, вести массы куда-то вперед, он предпочитал оставаться «садовником садов языка», как он выразился.
Другим — подарки сентября,
гербарий леса осени;
А мне — гербарий словаря,
лес говора разрозненный...
Кирсанов ощущал себя филологом, лингвистом и даже неким «циркачом стиха». Обожал оригинальные рифмовки, рубленый ритм, каламбуры, неожиданные тропы, всякие метафоры и ассонансы. Про него ходила эпиграмма: «У Кирсанова три качества: трюкачество, трюкачество и еще раз трюкачество». И сам он живо и лихо откликался на литературную жизнь: «... Решения близкого/ с трепетом ждут оттуда./ Будут ли нас теперь обагрицовать/ или об Жаровать будут». Другими словами: будет равнение на Багрицкого или на Жарова?.. И еще: «Братие! Кого погребахом/ Ермилова с Авербахом?»
Как отмечал в своей поэтической антологии «Русская муза XX века» Евгений Евтушенко: «Поэтика Кирсанова циркового происхождения — это вольтижировка, жонгляж, фейерверк; как жаль, что у нас на сегодняшний день нет ни одного формалиста такого класса...»
Да, Кирсанов играл с формой, но как играл!
Серый, жесткий дирижабль
Ночь на туче пролежабль...
Кричит Золушка ему: -
«Диризяблик! Дирижаворонок!»
Он, забравшись в небо, ввысь,
Дирижяблоком повис...
Но это было написано потом, в экстазе поэтического мастерства, а в начале Кирсанов пишет по-маяковски, в духе революционного времени: «Крестьянская — буденновцам», «Красноармейская разговорная», поэма «Пятилетка» («Проходишь ты по строчечному фронту...»). И в подражание поэме Маяковского о Ленине — «Товарищ Маркс»(1933). Маяковскому Кирсанов посвятил стихотворение «Бой быков»: «Развеялась, растаяла/ галерея и вся Севилья,/ и в самое бычье хайло/ впивается бандерилья...»
Стилизатор из Кирсанова был отменный. Это показал даже его первый сборник стихов «Опыты» (1927). Он любил и, главное, умел переделывать на свой лад известные сюжеты, сочиняя, к примеру, поэму «Золушка». И еще написал много чего такого, что привязало его крепко к нелюбимым властями формалистам.
Всю жизнь — антрэ, игра, показ!
Алле! Циркач стиха!
Но «циркач стиха» хотел лишь одного: плавать на пароходе «Поэзия» и подчиняться его строгому капитану. Но советской поэзии требовалось железобетонное содержание, а вот его как раз у Кирсанова и не было, наличествовало, по определению критиков, лишь «вредное содержание». Поэма «Пятилетка» была разругана в пух и прах: «Невыполненная пятилетка», Кирсанов «не видит того, что не технический прогресс сам по себе, а новые общественные отношения — вот что здесь является основным». И вместо гражданского содержания «сплошная риторическая отсебятина». Критиковали нещадно, но, к счастью, не замели, не арестовали, не осудили. Как говорят, пронесло. Гроза прошла рядом. А тем временем Кирсанов (наступая «на горло собственной песне»?) иногда подсюсюкивал власти, посвящая некоторые свои стихи ударникам труда и бравым комсомольцам. Отдал дань стахановскому движению и за поэму «Макар Мазай» получил в 1950 году Сталинскую премию. Поэт-лауреат! И Кирсанов некоторое время ходил гоголем. А после смерти тирана на Втором съезде писателей (1954) выступил с либеральной речью о праве поэта на свой внутренний мир и на фантазию в лирических произведениях.
В 1956 году вышел первый сборник «День поэзии». В начале 1960-х Кирсанов ходил в кумирах, ибо он перекинул поэтический мостик к запретным тогда футуристам, и это не могло не восхищать на фоне пресной советской поэзии. На вечере, посвященном 50-летию Кирсанова, Николай Асеев назвал его музыкальной шкатулкой.
Кирсанова сильно тормознули — в смысле популярности — в годы войны. Он сочинил прекрасный лубок «Заветное слово Фомы Смыслова», но его, как бы мы сказали сегодня, не пропиарили. И вся слава досталась Твардовскому за его «Василия Теркина». Кирсанов очень недоумевал, почему Твардовский, а не он. Кстати, Кирсанов давно «воевал» с Твардовским и Исаковским, считая, что их поэзия неинтересна и примитивна.
Попутно дадим и портрет самого автора, то бишь, Кирсанова: «Невысокого, даже маленького роста, державшийся исключительно уверенно, чтобы не сказать — самонадеянно. Тщательно, хотя и несколько пестро, одевающийся. Очень живой, взрывной, эмоциональный» (Константин Ваншенкин).
На мой взгляд, уверенность Кирсанова шла оттого, что он мог в поэзии практически все. Кирсанову было подвластно многое, даже жанр поэтической фантастики («Поэма о роботе», «Герань-миндаль-фиалка», «Зеркала», «Дельфиниада»). А его циклы «Ленинградская тетрадь», «Московская тетрадь», «Взгляд на вещи», «Под одним небом», «Этот мир» — сплав публицистики и философии, религии и космологии. Он искал загадку жизни и смерти.
Внутренний мир всегда невидим, на то он и внутренний, а внешне… «Семен Исаакович запомнился мне своей роскошной седой курчавой шевелюрой, — вспоминает поэт Сергей Мнацаканян. — Был он невысокого роста, доброжелательный, очень довольный своим положением советского классика. Может быть, за это многие его не любили — за успех, за то, что доволен жизнью».
Последние годы Кирсанова были нерадостными. За 4 года до его смерти Корней Чуковский записал в дневнике: «Умер Крученых — с ним кончилась вся плеяда Маяковского. Остался Кирсанов, но уже давно получеловек». Кирсанов долго и мучительно умирал от рака горла. Болезнь, долгая больница, тяжелая операция. В больнице Кирсанов и Исаковский лежали рядом, в одном отделении, а одну ночь провели даже в одной палате. Разногласия отступали, обоих поэтов связала одна беда. Кирсанов молил в стихах:
Хоть бы эту зиму выжить,
пережить хотя бы год,
под наркозом, что ли, выждать
свист и вой непогод,
а очнуться в первых грозах,
в первых яблонь дыму,
в первых присланных мимозах
из совхоза в Крыму.
И в саду, который за год
выше вырос опять,
у куста, еще без ягод,
постоять, подышать.
А когда замрут, навеки
оба бьющихся виска,
пусть положат мне на веки
два смородинных листка.
…10 декабря 1972 года, в возрасте 66 лет Семен Исаакович ушел из жизни.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!