Декларация Бальфура 90 лет спустя

 Александр Локшин
 2 декабря 2007
 3821
Глава британского кабинета Дэвид Ллойд Джордж в своих «Военных мемуарах» писал, что предлагал присудить лидеру сионистов д-ру Хаиму Вейцману, выдающемуся ученому, решившему столь необходимую тогда проблему ацетона, какое-либо почетное звание, но тот отказался. Ллойд Джордж тогда спросил его: «Неужели мы не можем ничего сделать в знак признательности за услугу, которую вы оказали стране?» Вейцман ответил: «Да, я бы хотел, чтобы вы сделали что-либо для моего народа». Эта фраза и послужила, как утверждал Ллойд Джордж, «ключом и первоисточником» Декларации Бальфура…
Историки и по сей день не пришли к единому мнению, что же подвигло правительство Великобритании открыто выступить в поддержку сионистских устремлений? Наиболее эмоциональные объяснения опираются на воспоминания главы британского кабинета Дэвида Ллойд Джорджа, который в своих «Военных мемуарах» писал, что предлагал присудить лидеру сионистов д-ру Хаиму Вейцману, выдающемуся ученому, решившему столь необходимую тогда проблему ацетона, какое-либо почетное звание, но тот отказался. Ллойд Джордж тогда спросил его: «Неужели мы не можем ничего сделать в знак признательности за услугу, которую вы оказали стране?» Вейцман ответил: «Да, я бы хотел, чтобы вы сделали что-либо для моего народа». Эта фраза и послужила, как утверждал Ллойд Джордж, «ключом и первоисточником» Декларации Бальфура.

Возможно, это эмоциональное обстоятельство и не стоит сбрасывать со счетов. И все же одна из основных причин появления этого документа обусловлена реальными военными обстоятельствами, которые сложились на Ближнем Востоке в период Первой мировой войны.

Декларация Бальфура была написана и обнародована в условиях приближающегося конца Османской империи, которая еще с XVI столетия владела Палестиной. В свою очередь Страна Израиля — Эрец Исраэль имела особую значимость для Британской империи. Два пути, которые вели к «жемчужине в короне» этой империи — Индии — вплотную примыкали к Палестине. Один из них проходил через Египет и Суэцкий канал, другой — через Сирию, Ирак и Персидский залив. Британия была крайне заинтересована в том, чтобы не допустить распространения влияния на этот район ее главного врага той поры — Германии. Признавая интересы своей союзницы Франции, англичане, тем не менее, стремились воспрепятствовать и ее закреплению в Палестине.

Отсюда становится понятен еврейский фактор: в сионистском движении Британия хотела видеть союзника и проводника своих интересов. Для этого нужно было открыто, на весь мир, заявить о готовности поддержать создание еврейского национального очага в Палестине.

В Декларации использовалось понятие «national home», которое можно перевести и как «национальный очаг», и как «национальный дом». При этом стоит отметить, что английский истеблишмент явно переоценивал влияние еврейства в тот период. Хотя Декларация Бальфура была формально адресована лорду Ротшильду, реально она обращена к двум самым большим еврейским общинам того времени: евреям США и России. Британские политики были уверены, что евреи в этих странах влиятельны и поддерживают сионизм.

Одним из основных мотивов принятия Декларации Бальфура было стремление повлиять на Россию, в которой после Февральской революции еще более усилились настроения и политические силы, выступавшие за выход страны из войны и заключение сепаратного мира с Германией. Подобное развитие событий означало окончание войны на восточном фронте и сосредоточение германских войск на других фронтах. В результате театр военных действий был полностью перенесен на Запад, что резко ослабило страны Антанты.

Некоторые политические деятели Британии были уверены, что после свержения самодержавия евреи в России представляют серьезную политическую силу, способную заставить Временное правительство продолжать непопулярную в народе войну. Кроме того, поскольку Временное правительство признало легитимность сионистских устремлений, британская декларация могла бы оправдать в глазах демократической России удерживание Палестины под британским контролем. Однако вследствие случайного стечения обстоятельств обнародование Декларации Бальфура и Октябрьская революция произошли почти в одно и то же время: в первую неделю ноября 1917 г.

В начале 1918 г. большевистское правительство России официально отказалось от дальнейшего участия в войне и заключило Брестский мир с Германией.

Некоторые историки в последнее время обратили внимание еще на одно обстоятельство. Принятие Декларации было необходимо Британии, дабы заручиться поддержкой евреев в самой Палестине. Важно было не допустить распространения немецкого и турецкого влияния на еврейскую общину Палестины. Ведь в 1917 г. победа войск союзников не воспринималась как нечто само собой разумеющееся. Весьма распространенным в политических и дипломатических кругах было убеждение, что мировая война в лучшем случае закончится мирным соглашением между противостоящими друг другу воюющими сторонами. В связи с многочисленными заявлениями обеих сторон о праве народов на самоопределение, на предстоящей мирной конференции голос сионистов мог бы сыграть решающую роль в вопросе о том, под чьей властью после окончания войны будет находиться такой важный регион как Палестина.

Тем временем, когда известие о Декларации Бальфура достигло России, в консервативных и антисемитских кругах возникло подозрение, что англичане собираются устроить «еврейское царство на Святой Земле». Растерянность и негодование витали в атмосфере заседания Православного Палестинского общества в Петрограде в декабре 1917 г. Некоторые его члены вполне серьезно допускали, что передача евреям Палестины приведет к тому, что христиане могут фактически лишиться святых мест. «Как бы нам не пришлось получить еврея со своими длинными пейсами, в лапсердаке, со связкой ключей, открывающего за золотой заветные двери Святогробского Храма», — заявил один из ораторов. Увы, таковы были представления о сионизме у части российского общества. Они не изменились и сегодня.

Российские сионисты при первом же сообщении о Декларации в своем экстренном выпуске в органе ЦК сионистской организации России «Рассвет» публикуют по-английски и в русском переводе Декларацию Бальфура. Одновременно Центральный комитет сионистской организации в России напечатал обращение «К еврейскому народу». Восторженно приветствуя декларацию Великобритании, центральный печатный орган сионистов писал: «Свои материальные и духовные сокровища несите на… создание нового храма — храма национального счастья и свободы. В этом храме должны царствовать демократические начала… Свободная Иудея не посягнет на права других наций, других вер. Мы слишком долго терпели национальный и религиозный гнет, чтобы отбросить всякую мысль о нем при создании нашей еврейской государственности». В Москве, Петрограде, Одессе и многих других городах и странах мира прошли праздничные манифестации, митинги и Б-гослужения в поддержку решения британского правительства. Один из очевидцев свидетельствовал: «Невозможно описать радость, которая охватила еврейские массы по всей стране… 6 ноября состоялась невиданная еврейская демонстрация в Киеве… С раннего утра тысячи евреев, одетые в праздничную одежду, с сионистскими флагами направились к университету… Все балконы еврейских домов были украшены в белые и голубые цвета…»

На состоявшихся тогда же выборах в Учредительное собрание сионисты получили большинство голосов. На этот успех в значительной степени повлияло обнародование Декларации Бальфура.

Показательно, что в то время, когда Великобритания сообщила о Декларации, Палестина еще была в границах Османской империи. Однако военная кампания для Великобритании проходила очень успешно. Уже 9 декабря 1917 г. войска британского экспедиционного корпуса генерала Эдмунда Алленби освободили Иерусалим.

В 1918 г. Декларация Бальфура была признана Францией, Италией и США. В 1920 г. Великобритания добилась утверждения Декларации на конференции союзников в Сан-Ремо, а в 1922 г. она была включена в текст мандата Великобритании на управление Палестиной, утвержденного Лигой Наций. Декларация тем самым получила официальный международный статус и оказала значительное влияние на историю подмандатной Палестины.

Но основной решающий ход был за евреями. Для сионистского движения начался новый этап: полная драматизма борьба за осуществление этого документа на практике. Она продолжалась все 30 лет британского правления в Палестине. Вплоть до 14 мая 1948 г., когда англичане спустили свой флаг в Иерусалиме, а уже через несколько часов была обнародована другая, на этот раз еврейская Декларация независимости Государства Израиль.



Комментарии:

  • 25 апреля 2010

    Гость

    Наконец опубликовали эти тексты (Декларацию и т.д.)ЭТА КАРТА у меня с 1971-года. Возмутительно то,что НИ ОДИН из наших "великих сионистов"-ни ЩАРАНСКИЙ ни Либерман, не говоря уже о группе израильских Полтиков (исключаю Шарона и Шамира) даже ни разу не заикнулись ни на политических форумах, ни на бесчисленных интервью на телевизионных диспутах (с левыми) о том что нет такого "палестинского" народа .Неужели,если "профессор"Занд публикует свой "научный" пасквиль,что евреи - выдуманный народ, не находится среди умных евреев (имеющих выход на ТВ, на радио и прессу) нормального гордого человека,не боящегося,что его больше не выпустят в эфир, ПРОКРИЧАТЬ:,НЕТ "палестинского народа.НЕТ и НЕ БЫЛО. А МЫ БЫЛИ,ЕСТЬ,и БУДЕМ.



Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции