Тора и современность

 
 3 декабря 2007
 2784

Глава «Ваешев» — («И поселился»)

Тема: изучение хасидизма

Когда братья Йосефа бросили его в яму, подчеркивается, что ямы была пустая, без воды, а значит, делается вывод, в ней была всякая нечисть — скорпионы, змеи и т.д. С тех пор этот эпизод обрел символический смысл: если жизнь еврея пуста и не наполнена содержанием — живительной влагой, которая символизирует Тору и служение Творцу, то непременно рано или поздно в ней появится нечто противоположное по духу. Эти короткие рассуждения и замечания предыдущего Любавичского Ребе — рабби РАЯЦа (1880 — 1950) многим подскажут, как наполнить свою жизнь Торой и верой.

Вера и знание

В еврейской Традиции вера вовсе не обязательно противоречит логике и здравому смыслу, а скорее дополняет ее. То, что можно постичь умом, — следует постичь, а то, что пока еще недоступно разуму, должно стать предметом веры. Но наиболее полно оба подхода соединились в рамках хасидской философии. Как сказано: «Знай Б-га отца твоего и служи ему всем сердцем».

Однако именно чистая вера укрепляет нас и дает нам силы для изучения Торы и исполнения заповедей.

«Тахлис»

Это словечко, заимствованное из идиша и часто употребляемое в хасидском лексиконе, сегодня известному всему Израилю. Причем именно в своем исконном, «ашкеназийском» произношении. «Тахлис» — конечная цель, суть дела. Так вот, «тахлис» всего хасидизма — вовсе не философия и абстрактное знание, как могло бы показаться, изучая хасидские источники, а практика. Тот, кто полагает, что хасидизм — всего лишь учение, сродни мистики и каббале, глубоко заблуждается.

Древо Жизни

Древо хасидизма можно представить следующим образом: корень — безусловно, Ребе, ствол — само хасидское учение, а ветви — хасиды. Через корни и ствол поступают хасиду живительные силы, чтобы он смог принести плоды — воспитать учеников.

<Глава: «Микец» («В конце»)

<

Тема: праведник Йосеф

Каждого из великих евреев древности сопровождает свой эпитет: Авраам, Ицхак и Яаков — «авот» (Патриархи), Моше — «рабейну» (наш Учитель), Аарон — «га-коген» (Первосвященник). А вот Йосеф получил свой эпитет: «га-цадик» («праведный»).

Путь праведника

В свое время Йосеф оказался в рабстве в Египте вовсе не по своей воле. Но то, что ему пришлось сойти в Египет, предварило и заметно повлияло на дальнейшую судьбу всего еврейского народа, который во многом повторил и разделил судьбу Йосефа. Йосеф своими испытаниями сократил египетское рабство своим потомкам, а также заметно облегчил их страдания и тяготы в египетском рабстве. Таков путь праведника и духовного руководителя поколения — брать на себя большую часть испытаний.

(Сборник «Ор-га-Тора»)

«Вот вам зерно…»

Настал момент, когда весь народ земли Египетской нуждался в хлебе, и люди пришли к Йосефу просить зерна для посева. Йосеф потребовал взамен полного подчинения, и лишь после этого сказал («Берейшит» или «Бытие», 47:23): «…Вот вам зерно». В каждом поколении есть «Йосеф-праведник» — глава поколения, который дает каждому силы — «зерно» — для служения Творцу. Но этого еще недостаточно. Ведь после этого он добавил, обращаясь к жителям: «И будете засевать землю». Те духовные силы, которые дает нам Ребе, мы должны активно использовать сами. Ребе неоднократно повторял, что не он, а мы сами должны привести Мошиаха, или хотя бы ускорить его приход.

(Из бесед Ребе)

<Глава «Ваигаш» — («И приблизился»)

<

Тема: исправление (берурим)

По-разному можно определить цель нашего пребывания в этом мире. Но если вы спросите у хасида, то можете в ответ услышать и такое: наши души спустились в этот мир, чтобы собрать все искры святости и вернуть к своему духовному Источнику наверху. Ясней, может быть, и не стало, но, по крайней мере, звучит красиво. Вот спрашивай потом о чем-нибудь у этих хасидов…

Все богатство мира

Сказано, что «Йосеф собрал все серебро, которое было в земле Египетской, и в земле Канаанской» («Берейшит» или «Бытие», 47:14). На самом деле он собрал все деньги, которые были и в других землях, поскольку в Торе сказано: «И жители всей земли (т.е. всех земель) пришли в Египет». И когда народ Израиля выходил из Египта, все это богатство по праву досталось им. И то же повторится, только в других масштабах в конце времен, когда еврейский народ будет выходить из Изгнания. Тогда, наконец, все богатство мира, как изначально и было задумано, будет служить только Творцу.

(Талмуд, трактат «Псахим», 119)

Когда пашем и сеем — тогда растет

Или Ошибок не бывает

Бывает, что человек должен попасть в одно место, чтобы там встретиться с нужным человеком. И вот в силу обстоятельств он оказывается совсем в другом месте, и ему кажется, что он где-то допустил ошибку: свернул не туда. Ему следует знать, что на самом деле никакой ошибки нет: человек идет не сам — его ведут по жизни свыше.

Высшая воля направляет шаги человека. Поэтому, когда он, как ему думается, совершенно случайно оказывается в каком-то месте, на короткий или длительный срок, от него требуется что-то изменить или исправить: совершить молитву или произнести благословение. Бывает, что этого поступка от него ждут с самого первого дня творения.

Как говорится: когда пашем и сеем — тогда можем рассчитывать на богатый урожай.

(Из сборника «Га-Йом-йом» на 25 Хешвана)

Ради очищения (исправление) мира

Еврейский народ разбросало по всему свету, но евреи живут среди других народов мира не просто в силу определенных исторических причин, а по воле Творца, который послал нас с великой миссией: исправить окружающий мир и устранить духовную нечистоту. А залогом выполнения этой великой миссии служит чистая вера, которая присутствует в сердце каждого еврея, хотя иногда и в «спящем» состоянии.

И ради этой цели еврейская судьба может забросить его далеко от дома.

(Ребе РАШАБ)

<Глава «Ваехи» — («И жил»)

<

Тема: Ожидание Избавления

«…Соберитесь, и я открою вам, что постигнет вас в конце времен» («Берейшит» или «Бытие», 49:1)

В конце жизни Яаков хотел открыть своим сыновьям тайный смысл Изгнания, чтобы облегчить им страдания египетского рабства. Но свыше был ему дан знак, что Всевышний этого не хочет, и пророческий дух покинул Яакова.

(Рабби Бунем из Пшисихи)

Ощутить боль Изгнания

Почему Яакову не было дано открыть еврейскому народу конец Изгнания? Неужели он не был этого достоин? Одна из причин заключалась в том, что если бы народ Израиля знал, когда закончится его Изгнание, он бы не воспринимал его так остро, и не стремился бы так страстно к Избавлению.

(«Сфат Эмет»)

<Глава «Шмот» — («Имена»)

<

Тема: наш Учитель Моше-Рабейну

Моше умел разглядеть в каждом еврее то лучшее, что хранит его душа, даже если это глубоко скрыто. И вместе с тем помочь ему раскрыть это в себе. Именно за это свое качество он получил название: «Райя мегемна» — «Верный пастырь», духовный наставник, заботящийся о душевной гармонии и благополучии, как пастух бережет свое стадо.

Моше и козленок

Известная агада (древнее предание) повествует, как однажды, в бытность Моше пастухом у тестя, из стада сбежал козленок. Моше погнался за ним и настиг его стоящим возле ручья. Моше-Рабейну не стал сердиться на беглеца, а, напротив, поднес его к воде, чтобы помочь напиться, а потом взял на руки и отнес обратно к стаду. Этот добрый поступок, жалость и забота убедили Творца, что такой человек сможет не только позаботиться о стаде, но и вести и управлять целым народом.

Козленок убежал не по злому умыслу — он просто хотел пить. Наша еврейская душа, подобно этому козленку, тоже томится духовной жаждой — она жаждет Торы. Но порой она не находит, чем утолить свою потребность, и тогда рискует напиться гнилой воды. Истинный духовный лидер должен вовремя заметить такую опасность, и помочь еврейской душе утолить духовную жажду живительной влагой Торы.

«И нарекла ему имя Моше (…), ибо из воды я извлекла его» (2:6)

Батья, дочь Фараона, обнаружила корзинку с младенцем в тростнике на берегу Нила. И этим немудреным именем назвала будущего учителя и предводителя еврейского народа. Это великое право принадлежит тем, кто сделал доброе дело и помог ближнему. В результате именно под этим именем Моше вошел в историю, и даже сам Творец не называет Моше иначе, как тем именем, которое дала ему дочь Фараона. (Мидраш)

Поборник справедливости

Одна из отличительных черт Моше — он не терпел несправедливости в любых ее проявлениях. Так было, когда он увидел, как египтянин обижает еврея («Шмот» или «Исход», 2:11): «И увидел, что египтянин бьет одного еврея из братьев его». Или — когда евреи ссорятся между собой (2:13): «И вот: евреи ссорятся…». И даже, когда другие люди ведут себя недостойно (2:17): «И пришли пастухи, и прогнали их…» (дочерей Итро, будущего тестя Моше). Примечательно, что все три случая следуют подряд в тексте Торы, подчеркивая этим связь между ними.

Именно таким и должен быть истинный глава поколения.

(Сборник «Толдот Яков»)

И пламя не спалит тебя

«И явился ему Всевышний в языках пламени изнутри куста терновника » («Шмот или «Исход», 3:4)

В одном из своих первых самостоятельных толкований Алтер Ребе обращается к этому эпизоду, объясняя на его примере, что обязанность главы поколения («наси» или Ребе) — уметь обнаружить «пламя» веры и любви к Б-гу и ближнему в сердцах самых простых евреев, которые уподобляются «кусту терновника».

С этого эпизода начался духовный путь служения нашего Учителя Моше, и с этого комментария началось служение в качестве духовного лидера и главы хасидского движения Алтер Ребе — Моше своего поколения.

(Алтер Ребе)



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции