Книжная лавка
МИСТИКА КАК ЖИВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Я. Шехтер. Астроном. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
В новом романе Яков Шехтер, подобно Умберто Эко, создает свою оригинальную космогонию. По древней традиции одна из плит пола в хевронской Усыпальнице патриархов называется «Врата Милосердия». Под ней находится вход в иное измерение, и просьбы того, кто молится на этой плите, исполняются немедленно. Точное знание места расположения плиты утрачено. Известно лишь, что несколько веков назад был изготовлен сундук, точное подобие усыпальницы, и на нем жемчужиной обозначено то самое место. Лунники и солнцевики, два тайных общества, много веков враждующих между собой, ведут охоту за сундуком. Но 200 лет назад сундук бесследно исчез.
Еще одна сквозная тема романа — евреи на войне. Царская, советская, израильская армии. Метаморфозы национального характера в зависимости от географии и причастности.
Тайная «драконова» почта, учрежденная в России Петром Первым, взятие крестоносцами Иерусалима, эпифания — человеческое жертвоприношение в Латинской Америке, бесы в старой синагоге Праги, оргии римских патрициев, чудесное спасение великого князя Кирилла с тонущего броненосца «Петропавловск» — вот тугие спирали сюжета романа Я.Шехтера «Астроном».
Погрузившись в чтение, вы вдруг чувствуете, что мистика — не удел избранных, а живая часть нашей реальности. Вплетенная в повседневность, она располагается рядом с нами: нужно лишь протянуть руку или чуть изменить угол зрения.
ПЕРЕСЕКАЯ ВИДИМЫЕ И НЕВИДИМЫЕ ГРАНИЦЫ ЦАРСКОЙ ИМПЕРИИ
Б. Натанс. За чертой. Евреи встречаются с позднеимперской Россией. М: Российская политическая энциклопедия, 2007.
Книга известного американского историка, профессора новой и новейшей еврейской истории Пенсильванского университета Бенджамина Натанса. Автор знакомит с историей интеграции евреев в российское общество за полвека до революции 1917 г. Книга повествует о том, как проходила встреча евреев и русских в гимназиях и университетах, об участии евреев в адвокатуре, о самых заметных деятелях еврейской общины рубежа столетий, о еврейской общине С.-Петербурга. Автор сравнивает по хронологии процессы эмансипации евреев Российской империи с процессом эмансипации их собратьев в Западной и Центральной Европе, рассматривает место евреев в создании гражданского общества в эпоху чрезвычайно быстрых социальных перемен. В противовес устоявшемуся представлению о евреях России как участниках революционного движения или как поголовно стремившихся к эмиграции Натанс показывает, что российское еврейство чрезвычайно активно интегрировалось в российское общество. История евреев в России, как и в Советском Союзе, отмечает автор, проходила в постоянном развитии — географическом, социальном и духовном.
В своей блестяще написанной книге автор дает ответ на вопрос: каким образом русские евреи из аутсайдеров и козлов отпущения царского режима превратились в наиболее заметную этническую группу, тесно связанную с Советским государством. Работа основана на новых, ставших недавно доступными архивных источниках и других материалах на нескольких языках. Авторизованный перевод с английского и научная редакция выполнены А.Е. Локшиным.
НАЧАЛО РУССКОЙ АРАБИСТИКИ
К.М. Базили. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2007
Книга популярного в русских литературных кругах 30-х годов XIX в. видного дипломата, друга Н.В. Гоголя Константина Михайловича Базили «Сирия и Палестина под турецким правительством» — один из первых в мировой литературе трудов по Новой истории Сирии, Ливана и Палестины. Она увидела свет в начале 60-х годов позапрошлого века. Заимствуя материалы из арабских рукописных хроник, европейских путешествий, используя собственные наблюдения, К.М.Базили удалось полно и обстоятельно осветить историю Сирии XVI-XVIII вв. Автор талантливо обрисовал события 30-40-х годов XIX в. — сложных и бурных лет сирийской истории. Он проанализировал их более глубоко, чем это сделал кто-либо из зарубежных историков прошлого столетия. В результате книга Базили до сих пор сохраняет свою научную ценность. Но одновременно она представляет и историографический интерес как одна из ранних работ в области русской арабистики.
«Если книга моя, — писал К.М. Базили в предисловии, — будет включена в разряд материалов, которых изучение полезно при исследовании вопроса о судьбах Востока, то труд мой не потерян». Эти слова проливают свет на задачи, которые ставил перед собой Базили, приступая к работе над книгой. Принести практическую пользу в решении восточного вопроса — вот ради чего он предпринял этот труд.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!