УВИДЕТЬ РАМАЛЛУ — И НЕ УМЕРЕТЬ

 Давид Шехтер, Израиль
 16 апреля 2008
 3668
У русскоязычных израильтян город Рамалла имеет отрицательную коннотацию — все мы помним, как в октябре 2000 года в нем были зверски растерзаны два случайно сбившихся с пути милуимника: Вадим Нуржич и Йосеф Авраами. Поэтому, когда Вадие Абунассар, руководитель «Международного консультационного центра», пригласил меня посетить Рамаллу в составе небольшой группы русскоязычных журналистов, то мой первый вопрос был: «А как с охраной?» — «С этим все в порядке,— заверил меня Вадие. — Руководство автономии заинтересовано во встрече с теми, кто формирует мнение русскоязычных израильтян. Охрана будет — и явная и скрытая».
По сравнению с Газой, в которой мне довелось побывать несколько раз, Рамалла поражает чистотой. Если Газа — одна сплошная помойка, то Рамалла вполне современный, благоустроенный город. Много новых домов, строящихся зданий. Много рекламы, даже престижных западных фирм, магазины, салоны для невест, рестораны, гостиницы. А вот мечетей мало, хотя там и тут торчат среди жилых зданий иголки минаретов. Автомобили на улицах — последних марок. Но если, глядя на обычные «Мазды» и «Рено», еще можно заподозрить, что они украдены из Израиля, то этого никак нельзя сказать о роскошных «БМВ» и «Мерседесах».

Рамалла считается столицей Западного берега. В ней заседают все руководящие органы того, что после захвата Газы организацией Хамас осталось от автономии. Но, тем не менее, вид в то утро она имела дремотный: людей на улицах было немного, да и те явно никуда не спешили. В основном это были мужчины, но попадались и женщины. Причем не только в традиционных черных балахонах и розовых или синих косынках, но и вполне современно одетые дамы. А женщину в парандже я увидел только одну, что лишний раз подтвердило — Рамалла город не светский, населенный христианами. Правда, если после Шестидневной войны христиане составляли 90% жителей, то теперь их не более 30%.

Наш мини-автобус сопровождал автомобиль секретной службы автономии, в котором сидели агенты в штатском. Как объяснил Вадие, власти заинтересованы в успехе визита и стремятся не привлекать внимания к минибусу с израильскими номерными знаками. Пробок на улицах Рамаллы нет, светофоров немного, поэтому до Мукаты мы добрались за считанные минуты. Вообще, расстояние от центра Рамаллы до Иерусалима совсем небольшое — минут пятнадцать езды.

Первым объектом в нашей поездке по автономии значился мавзолей Арафата. Он располагается в центре Мукаты — административного центра автономии, где находится ставка главы автономии Абу-Мазена и премьер-министра Салима Файяда.

Над могилой Арафата возведено прямоугольное, метров десять в высоту здание, облицованное крупной желтоватой плиткой. С трех сторон от него прорыты каналы, где плещется голубая вода. Такая плитка используется в Израиле для общественных туалетов, поэтому мавзолей Арафата не выглядит величественно, как того хотели бы палестинцы.

А почетный караул… Два солдата, стоявшие по сторонам от надгробного камня, выглядели, как массовка из третьесортной оперетки: аляповатые, разной длины аксельбанты, неровно сидящие на головах фуражки. Даже винтовки они держали под разными углами.

Затем мы отправились на встречу с Махмудом Хабашем — министром социального обеспечения и сельского хозяйства. Семь лет тому назад он вышел из Хамас и примкнул к ФАТХ, оставшись правоверным мусульманином. Министр встретил нас в своей канцелярии, окруженный группой религиозных деятелей ФАТХ, которые, как нам объяснили, отличаются умеренными взглядами. И действительно, Махмуд Хабаш такое говорил про арабо-израильский конфликт и до того красиво, что я чуть было не попал в лапы якобы мирного процесса.

«Мы, мусульмане, обязаны уважать каждого человека независимо от его национальности и вероисповедания, — сказал министр. — Главная причина ненависти между людьми — это незнание друг друга и приверженность к стереотипам. Мы заинтересованы в кооперации культур и диалоге, мне больно, что конфликт между нашими народами продолжается, и каждая сторона пытается навязать свою позицию силой. Многие израильтяне верят, что палестинцы хотят их уничтожить, хотя на самом деле это вовсе не так. Мы, мусульмане, не можем согласиться с убийством других людей и хотим мирного сосуществования. Я очень надеюсь, что и мы и вы передадим послание своим народам — мы все хотим жить, все мы не хотим ненависти. Есть возможность для изменений в лучшую сторону. Так давайте вместе реализуем ее! От пророка мы получили указание — тот, кто наносит удар по евреям и христианам, словно наносит удар по пророку, то есть по самому Б-гу!»

Я не поверил своим ушам, когда человек, выглядевший, как все хамасники вместе взятые, произнес такие слова. Но тут министр выдал ключевую фразу, которую мы потом слышали весь день от всех наших собеседников: «Во всем виновата оккупация». С помощью этой фразы они отвечали на все вопросы, этим ключиком, по мнению наших собеседников, открывались все двери и решались все проблемы.

И когда я спросил министра, как же согласуются его слова с отчаянной антиеврейской и антиизраильской агитацией, которую ежедневно ведут СМИ автономии, включая и официальные, то он, не задумываясь, ответил: «В том, что вы говорите об агитации, что-то есть. Но поймите — это естественная реакция на оккупацию».

Окружение министра высказалось более прямолинейно, хотя и не менее красноречиво. Зияд Бен Джуб, координирующий хаджи жителей автономии в Мекку: «Евреи наши братья по вере в единого Б-га. Мы столетиями жили вместе в одной стране или в одном регионе. Наш конфликт не религиозный, а политический. И наши проблемы связаны не с евреями, а с их государством, которое тут возникло. Мы стали жертвой этого государства, но это не означает, что мы утратили свои права. Мы сражаемся, я сам отсидел 13 лет в израильской тюрьме. В прошлом мы отрицали право Израиля на существование, но теперь рассматриваем его как свершившийся факт. После подписания Ословских соглашений мы рассчитывали, что быстро получим свое государство в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. Но Израиль всячески оттягивает этот процесс. Чем позже он завершится, тем больше будет ненависть. Абу-Мазен предлагает максимум уступок, на которые готовы палестинцы, поэтому сейчас есть возможность достичь соглашения. В противном случае произойдет эскалация, вспыхнет насилие. Это жестокие слова, но это правда. Во власти Израиля усилить либо лагерь мира в нашем обществе, либо лагерь войны. Сегодня мяч на поле Израиля и его защитит не военная сила, а только предоставление прав палестинскому народу».

Чтобы не возникло никакого недопонимания, какие это в точности права, министр добавил: «Весь Восточный Иерусалим должен принадлежать палестинскому государству, вместе со всеми его святыми местами. Включая Стену плача. Впрочем, мы готовы предоставить управление этими местами представителям той религии, для которой они являются святыми».

На этой очень оптимистичной, обнадеживающей и зовущей к дальнейшему диалогу ноте мы расстались и поехали на встречу с губернатором Рамаллы Саидом Абу Али. Он встретил нас на пороге своей канцелярии и радушно пожал каждому руку. Но, к сожалению, побеседовать с ним по существу не удалось. Он ограничился кратким вступительным словом, подчеркнув, что наша делегация — первая после многих лет перерыва, он ее приветствует и благословляет.

«Сегодня существует уникальная возможность добиться мира, поэтому все, что препятствует ему, должно быть устранено: разделительные стены, вторжения израильских солдат на территорию автономии, блокпосты. И, конечно же, самое главное — это покончить с оккупацией, которая вовсе не служит интересам Израиля, — сказал губернатор. И пригрозил: «Если оккупация не прекратится, она может подтолкнуть нас к другим действиям».

После этого губернатор, сославшись на срочные дела, удалился. Я так и не успел спросить его, сколько времени наша делегация оставалась бы в живых, узнай добродушные и несколько сонные жители Рамаллы, что в минибусе с израильскими номерами находятся не арабы из Восточного Иерусалима, а евреи. Но Абу Али покинул нас, предоставив говорить вместо себя палестинским бизнесменам.

И они заговорили — на приличном английском, живописуя проблемы деловых людей автономии, особо упирая на проблему оккупации. Басим Хури — владелец фармацевтической фабрики, возглавляющий ассоциацию промышленников автономии, посетовал, что израильские блокпосты просто душат его, не позволяя свободно переправлять товары в другие страны.

Понятное дело, Хури и словом не упомянул, почему возникли эти блокпосты. И когда ему кто-то напомнил, что они призваны обеспечивать безопасность, то в ход пошла все та же палочка-выручалочка — «оккупация». Не будет ее, не будет террора.

Впрочем, Басим Хури предложил оригинальный подход решения «проблемы поселенцев». «Зачем их выселять? — удивился он, — Пусть остаются. Есть израильские арабы, будут палестинские евреи. Они получат у нас все права».

После столь милых разговоров нас повезли обедать в «Дарну» — лучший ресторан Рамаллы. Мы попросили Вадие показать нам знаменитый рынок в центре города, но тот замахал руками: «Вы что, с ума сошли? Хотя нас охраняют, проблем никто не хочет. Меня категорически предупредили — никаких прогулок по городу».

У входа в «Дарну» толпились бойцы в черных комбинезонах с автоматами наперевес. «О, вот видите — президентская гвардия, значит здесь кто-то из высокопоставленных лиц, может быть, даже Абу-Мазен, — воскликнул Вадие. Как вскоре выяснилось, в «Дарне» находился премьер-министр ПА Салим Файяд, с которым мы столкнулись в одном из залов ресторана.

Выйдя из минибуса, мы перешли дорогу, направляясь в ресторан. Ко мне подскочил молодой человек в черном официальном костюме и что-то прокричал по-арабски. Вадие перевел: «У вас на голове кипа, немедленно снимите!» — «Еще чего, — ответил я. — Не дождетесь».

Молодой человек продолжал говорить, размахивая руками и указывая на мою голову. «Ну, тогда, пожалуйста, хотя бы наденьте шапку, — сказал Вадие. — Они очень не хотят, чтобы наш визит был омрачен каким-то инцидентом».

Говорилось все это в плотном кольце автоматчиков. До какой же степени могла разбушеваться рамалльская толпа, прознав, что в городе находятся израильтяне, если даже в окружении десятков вооруженных бойцов следовало принимать такие меры предосторожности!

Завершить репортаж из Рамаллы я хочу словами независимого палестинского обозревателя Молжета Баргути, которые он сказал в интервью корреспонденту телеканала RTVi Михаилу Джагинову.

Баргути, свободно говорящий по-русски, произнес их, стоя возле канцелярии радушного губернатора Рамаллы:

— В Аннаполисе говорили о том, что мир между нами будет достигнут в 2008 году. Я в это не верю. Мир еще не скоро посетит наши края, и израильские солдаты еще очень много лет будут чувствовать себя в автономии, как дома, — сказал Баргути.

Давид Шехтер, Израиль

Фото Давида Шехтера и Михаэля Бородкина, NEWSru..co.il



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции