ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА КУБЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Наталья Лайдинен
 8 сентября 2008
 5322

История кубинской еврейской общины интересна и необычна. Несмотря на то что первые евреи появились на Кубе еще во времена Колумба, сегодня национальная община является одной из самых незначительных и серьезно уступает по численности, например, выходцам из Африки, с Антильских островов, из Китая или с Гаити.

 

На Кубе, как и в остальном мире, существовали две основные линии еврейской эмиграции: сефардская и ашкеназская. Первоначально там обосновались иудеи, бежавшие из Испании после печально известного декрета 1492 года, а немного позднее — и из Португалии. Некоторые из них были насильственно крещены, другие пытались сохранить свою веру. Во времена Средневековья у евреев Кубы не было своих кладбищ и синагог. Многие из потомков «эмигрантов первой волны» ассимилировались с местным населением и утратили память об исторических корнях.

В XIX веке к прямой сефардской и ашкеназской эмиграции на Кубу присоединилась и американская (евреи-ашкенази и сефарды, уехавшие из Европы в первой половине XIX века). В Гаване обосновались 200 семей «американских евреев».

После Балканской и Первой мировой войн, событий в Европе, многочисленных погромов, прихода к власти Гитлера поток беженцев-евреев на Кубу увеличился. Они расселились не только в Гаване, но и в Сантьяго, Камагуэе, других городах. Остро встал вопрос о необходимости организации общинной жизни в центре и в провинции.

В 1906 году с помощью американских евреев были выкуплены первые земли под еврейское кладбище. Этот факт считается официальным моментом структурирования еврейской общины на Кубе. Постепенно в разных городах были построены синагоги, кладбища, ешивы.

Евреи во все времена активно участвовали в политической, экономической и социальной жизни острова. Участниками знаменитых экспедиций Нарцисо Лопеса были евреи Аугусто Бонди, Янош Блюменталь, Луис Шлезингер. Имя последнего и сегодня помнят на Кубе: он был одним из первых ярких борцов за ее независимость. В 1850 году он активно участвовал в освободительном движении. Еврей Фабио Гробарт стал одним из инициаторов создания Коммунистической партии Кубы. Ближайший друг и соратник Хосе Марти, Орасио Рубенс, — юрист, активный участник освободительного движения, также был евреем.

Евреи сыграли большую роль в налаживании текстильного производства и торговли на острове. Когда в 10-х годах прошлого века многие испанцы оставили свои торговые точки в столице Кубы, вернувшись на родину, евреи очень быстро превратили Старую Гавану в активную торговую зону с большим количеством магазинчиков и лавок. В знаменитых столичных районах Ведадо и Мирамар также было очень много евреев. Примерно треть из них соблюдали кашрут. На острове активно действовали еврейские организации: Гилель, общество Эзры, сестры Меноры, Объединенная еврейская организация, Сионистский союз, Израильский центр и другие, существовала еврейская торговая палата.

Из 103 законов и законодательных актов иммиграционного законодательства, принятых на Кубе до 1949 года, только два содержали элементы, как-то ограничивавшие приток евреев. В итоге численность общины составила, по разным данным, от 15 тысяч до 21,5 тысячи человек.

После революции 1958 года и национализации имущества страну покинули большинство (90%) проживавших на Кубе евреев. Они в основном эмигрировали в США и разъехались по Латинской Америке (Мексика, Пуэрто-Рико, Венесуэла), а также репатриировались в Израиль. На Кубе даже появилась шуточная поговорка: «В следующем году в Майами!» Именно туда эмигрировали единовременно 8 тысяч евреев. В Майами сложилась своя еврейская кубинская община.

Сегодня на Кубе проживают около 1,5 тысячи евреев (522 семьи, из которых 400 живут в Гаване). Несмотря на то что официальная Куба прервала отношения с Израилем и вела активные переговоры с палестинцами, евреев на острове никогда не притесняли. Но не было и государственной помощи.

В стране активно работали еврейские организации, оказывая материальную и гуманитарную помощь. В Гаване существуют три синагоги, еще две сохранились в Сантьяго-де-Куба и Камагуэе, есть еврейские кладбища. Тем не менее общинную жизнь 1960-1970-х годов нельзя назвать активной. После развала социалистического лагеря, во время «специального периода» на Кубе и после него, когда властью была официально признана свобода вероисповеданий, евреи стали понемногу возвращаться к своим традициям, активнее посещать синагоги, приобщаться к еврейской культуре.

***

О проблемах и путях развития еврейской общины я побеседовала с Даниэлем Мотола Педрозо, главой молодежной организации при гаванской синагоге «Бет Шалом».

– Даниэль, расскажите, пожалуйста, немного об истории синагоги «Бет Шалом».

– Эта крупнейшая в Гаване синагога была построена в 1951 году. Службы в синагоге проводятся два раза в неделю: в пятницу и субботу.

– А как проводится работа с членами общины?

– У нас три основных направления работы: с детьми и молодежью, людьми от 30 до 60 и пожилыми людьми. Для каждого направления существуют специальные программы. Люди собираются несколько раз в неделю, изучают еврейскую историю, культуру. Для каждой возрастной группы — свой набор мероприятий. Например, для молодежи это танцы и спорт. А для пожилых членов общины работают специальные группы социальной помощи. Существует также воскресная школа для изучения еврейских традиций, культуры. В нашем общинном центре прекрасная библиотека на разных языках. Дети выезжают в летний лагерь, где отдыхают и одновременно учат иврит. К сожалению, на иврите у нас в общине говорят всего несколько человек.

– Какова численность общины при синагоге «Бет Шалом»?

– Каждую пятницу к нам приходят 60–80 человек, в субботу — 50–60. Несколько раз в год с помощью международных организаций привозят людей из провинции для того, чтобы они приняли участие в наших мероприятиях.

– А как в общине проходят еврейские праздники?

– В строгом соответствии с традицией. Например, к Песаху из Канады нам посылают мацу и целый контейнер кошерной еды. Поскольку на Кубе нет раввинов — их тут слишком дорого содержать, время от времени к нам из Аргентины приезжают раввины для выполнения церемоний, например, гиюра. В основном гиюр проходят члены еврейских семей. А еще у нас прекрасно и в полном соответствии с традицией проводится свадебная церемония — хупа.

– А в случае, если раввин приехать не может, как проходят обряды?

– На Кубе постоянно живет семейная пара — представители JOINT, они меняются каждые два года. К тому же на любой праздник всегда приезжают члены общин из разных стран и активно участвуют в проведении праздника. В некоторых городах, например, Сьенфуэгосе или Тринидаде, нет синагоги, там люди собираются в частных домах. Мы стараемся вовлекать их в активную еврейскую жизнь.

– А удается ли поддерживать еврейские традиции и соблюдать Закон в семье?

– Это зависит от семьи. На Кубе очень тяжело соблюдать кашрут. Существует всего одна мясная лавка, где есть кошерное мясо. Но не у всех есть на него деньги. А так по карточкам выдают только куриные окорочка, у большинства людей просто нет выхода.

– Существуют ли какие-то связи между вашей общиной и общинами Израиля?

– Да, конечно. Я сам несколько раз был в Израиле. Мы поддерживаем регулярные контакты, закупаем там необходимые ритуальные принадлежности, книги. Те евреи, которые хотят репатриироваться в Израиль, могут всегда это сделать. В настоящий момент я знаю, что в Израиле хорошо ассимилировалось несколько кубинских еврейских семей. Кто-то в кибуце, кто-то учится в Иерусалиме, выходцы с Кубы есть в Беэр-Шеве и Тель-Авиве.

– Издаются ли на Кубе еврейские газеты и журналы?

– В основном внутри общин, при синагогах. У нас, например, издается журнал и есть сайт в Интернете.

– Ощущают ли евреи на Кубе какие-то проблемы при общении с мусульманами, количество которых тоже увеличивается?

– О проблемах отношений евреев с мусульманами я узнаю только из газет. У нас на Кубе представители всех конфессий живут очень мирно.

Наталья Лайдинен, кандидат социологических наук, литератор, Россия

http://www.laidinen.ru/

 



Комментарии:

  • 18 сентября 2008

    Гость

    Наташа, большое спасибо. Олег Драченко.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции