Рукописи не горят
Работа над спектаклем началась еще в 2003 году. Именно тогда студенты первого курса мастерской Льва Додина в Академии театрального искусства получили задание — прочитать роман «Жизнь и судьба». Весной того же года начались первые самостоятельные пробы студентов, а летом прошел экзамен по актерскому мастерству, где студенты должны были показать этюды по мотивам романа. Тогда же режиссер поручил студентам прочитать роман «В круге первом» Александра Солженицына, «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург. В 2004–2005 годах студенты продолжали работать над материалом романа, а в 2006 году Лев Абрамович начал со студентами и актерами театра основную работу над спектаклем на сцене Театра Европы. Премьера состоялась весной 2007 года в Петербурге. Одним из слагаемых успеха этой постановки стала работа художника Алексея Порай-Кошица. Спектакль «Жизнь и судьба» без преувеличения можно назвать творческой удачей театра.
Надо сказать, что судьба романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» заслуживает особого, бережного отношения к нему. В 1960-е годы, якобы свободные от культа личности, у автора изъяли рукопись романа, и долгое время считалось, что роман безвозвратно утерян как для читателей, так и для автора. Но в 1974 году, уже после смерти Василия Гроссмана, его друг поэт Семен Липкин нашел чудом сохранившийся экземпляр. В 1980 году книгу опубликовали в Швейцарии. А в 1988 году роман впервые был напечатан в России в журнале «Октябрь».
Более десяти лет назад об одной из постановок Льва Додина известный театровед Наталья Крымова написала: «Для этого, кроме таланта, нужно было мужество». И сегодня в связи со спектаклем «Жизнь и судьба» мне хочется повторить эти слова. Потому что сегодня для того, чтобы вновь напомнить об ужасающей схожести фашистских концлагерей и сталинского ГУЛАГа нужно именно мужество. Прошло время острого восприятия открывшейся в 1980–1990-е годы правды о сталинизме. Опубликованы, прочтены и, увы, многими забыты обжигающие романы Приставкина, Рыбакова, Дудинцева, Гроссмана… Все чаще мы слышим только об успехах и победах нашей страны в 1930–1950-х годах. Именно поэтому спектакль «Жизнь и судьба» — очень своевременный спектакль. Нельзя забывать о том унижении человеческого достоинства, о тех испытаниях, которые выпали на долю людей в те годы.
Фото Михаила Гутермана
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!