Книжная лавка

 Ирина Любавина, Россия
 2 октября 2008
 3302

Коллективная память: новые темы
История и коллективная память. Сб. статей по еврейской историографии. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2008
В книге представлены наиболее значительные исследования, прямо или косвенно связанные с полемикой вокруг нашумевшей книги Й.Х. Йерушалми «Захор [«Помни»]: еврейская история и еврейская память» (1982, рус. пер. 2004). С разных ракурсов сборник освещает проблематику истории и памяти в еврейской культуре, традиционно полагаемой самой исторической из всех древних культур, и знакомит читателей с методическими направлениями в этой области. Так, статья рано умершего разностороннего еврейского историка А. Функенштейна посвящена коллективной памяти и историческому сознанию, ему также принадлежит ответ на статью Д. Майерса «Вспоминая «Захор»: комментарий на комментарий», помещенную в этом же сборнике и призванную примирить теоретические позиции Йерушалми и Функенштейна на материале анализа еврейской памяти и еврейской исторической науки Нового времени. Статьи известного идишиста Х. Шмерука и специалистки по сионистской идеологии в современной израильской культуре Я. Зерубавель демонстрируют плодотворное применение понятия коллективной памяти, введенного Йерушалми в иудаику, в разработке новых тем. Х. Шмерук исследует механизмы фиксации и трансляции коллективной памяти о погромах Богдана Хмельницкого, а Я. Зерубавель описывает становление и взаимодействие мифов о Масаде и Холокосте в сознании разных поколений израильтян.

Энциклопедия культурной жизни межвоенной Праги
М. Брод. Пражский круг. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2007
Впервые вышедшая на русском языке эпохальная книга выдающегося австрийского писателя Макса Брода (1884–1968) включает как личные воспоминания автора о культурной жизни Праги 1890–1930-х годов, так и обстоятельный литературоведческий анализ пражской немецкоязычной литературы. Автор рассказывает о жизни и творчестве прославленных (Рильке, Кафка, Верфель) и менее известных писателей, о литературных поколениях и группировках, о плодотворных культурных контактах чешского, немецкого и еврейского населения межвоенной Чехословакии.
Две статьи о Максе Броде, обрамляющие основной текст в качестве предисловия и послесловия, подготовлены специально для настоящего издания. Первая из них, написанная петербургским германистом, ныне преподавателем Иерусалимского университета Ларисой Найдич, рассказывает о жизненном и творческом пути Брода. Автор второй статьи гамбургский историк Андреас Брахер сосредоточивает свой взгляд главным образом на духовном облике писателя. Кроме того, в книге помещены приложения: «Хроника жизни Макса Брода»; обширный библиографический отдел, куда включена заново выверенная «Библиография», составленная самим Бродом, дополнение к ней, охватывающее период после 1966 года, перечень «Книги пражских, богемских и моравских писателей» и список основных работ Брода; аннотированный указатель имен. Все эти материалы и перевод статьи А. Брахера подготовлены М.В. Рейзиным.

«По ком звонит колокол»
«Мы не можем молчать: школьники и студенты о Холокосте». Вып. 4. М.: Центр и фонд «Холокост», изд-во «МИК», 2008
Очередной, четвертый сборник работ школьников и студентов — победителей Международного конкурса работ о Холокосте, включает шесть работ школьников и три студенческих исследования. В конце приводятся краткие сведения об авторах.
Работы 11-классницы Татьяны Мовшевич из г. Дзержинска Нижегородской области «Судьбы далекие, судьбы близкие», 9-классницы Натальи Кузьминой из г. Искитима Новосибирской области «О спорт — ты мир? Олимпиада 1936 года. Она объединила мир или его уничтожила?», 10-классниц Валерии Зайцевой и Виты Новик (г. Осиповичи, Могилевская область, Белоруссия) «Из истории Холокоста в Осиповичском районе», 9-классницы Нины Витковской (Псков) «История Холокоста на территории г. Себежа», 10-классника Дмитрия Ермоленко (Нижний Новгород) «Дело Эйхмана. Преступление и наказание», 11-классницы Яны Кржижановской (г. Владимир) «Спасение» с разных сторон анализируют главную тему — Катастрофу европейского еврейства.
К ним естественным образом примыкают студенческие исследования Татьяны Беккер из Москвы «Еврейская эмиграция из Германии в 1933–1939 гг. и реакция западного мира», Нины Лившиц из Петрозаводска «Воспоминания Анри Брюнсвика «Мосты над пропастью» как исторический источник по истории Холокоста» и Елены Ходжер из С.-Петербурга «Холокост как символ агрессии. Методическая разработка занятий по курсу «История мировых цивилизаций» для студентов педагогического колледжа».
Ведущая рубрики



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции