Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 13 ноября 2008
 2720

Глава «Ноах» («Ной»)

Тема: буквы Торы и молитвы

Роль знаменитого Ноева ковчега (теват-ноах), по мнению рабби Исроэля Баал Шем Това, с успехом выполняют буквы Торы и молитвы, которые защищают нас от бурных вод современной жизни с ее проблемами и искушениями. Надо только не полениться взойти на этот «Ковчег».

 

Тора на улице

Сила святых букв

Слова Торы, Псалмов, Мишны, когда их произносят постоянно, укрепляют наш мир и наполняют его Б-жественным светом. А тому, кто их повторяет, они помогают избежать многих кар и напастей и посылают свыше великие откровения.

Из сборника «Йом-Йом»

 

Как драгоценный камень

Как известно, в Ковчеге, который построил Ноах (Ной), было окно — так называемый небесный свет (sky light) для освещения (цогар), а по некоторым мнениям это был драгоценный камень, который излучал внутренний свет (как генераторная станция). Это кажется вдвойне символичным, если вспомнить, что само слово «ковчег» (тева) означает «слово», в данном случае слова Торы, которые несут в себе Б-жественный свет.

«Ноам Элимелех»

 

Глава «Лех Лха» — «Ступай себе»

Тема: обрезание (брит-мила)

Заповедь обрезания дана была впервые праотцу Аврааму. Поэтому до сих пор того, с кем совершается обряд обрезания, мы называем вступающим в «союз Авраама-авийну».

Без порока

Аврааму было сказано («Берейшит», или «Бытие», 17:1): «Ходи предо Мной, и будь непорочен». Как сочетаются эти два повеления? Если ты будешь «ходить предо Мной», то есть соблюдать заповедь обрезания, тогда ты будешь в Моих глазах непорочным (тамим). Отсюда следует, что невыполнение миссии обрезания воспринимается как порок.

Из комментария РАШИ

 

Вечный союз

Обрезание названо в Торе «вечным союзом» («Берейшит», или «Бытие», 17:13): «И будет союз Мой на вашей плоти союзом вечным» (брит-олам). А все потому, что это уникальная заповедь, которая представляет собой «печать» на самом теле еврея. Такой знак, в отличие от веры и духовных ценностей, скрытых глубоко в сердце, невозможно скрыть или утаить.

Из бесед Ребе

 

Глава «Ваэра» — «И явился»

Что бы вы сделали, если бы узнали, что завтра наступит конец света?

Закупил бы побольше лампочек.

* Согласно последним сведениям, запланированный запуск отложен в связи с неполадками, и 21 октября ожидается лишь торжественное открытие, но сути это не меняет.

** CERN —

Европейский совет ядерных исследований. БАК построен в его научно-исследовательском центре, расположенном недалеко от Женевы, на границе Швейцарии и Франции.

Милосердие и справедливость (цедака-у-мишпат)

«Ибо Я узнал его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: соблюдать путь Господень, творя милость и суд, чтобы исполнил Господь для Авраама то, что говорил о нем» («Берейшит», 18:19).

Это одна из ключевых фраз нашей главы и всей Торы. Две добродетели, упомянутые здесь, часто стоят рядом, так как дополняют друг друга. Человек должен критически относиться к тому милосердию (цедака), которое он совершает, и постоянно оценивать — «судить» себя, правильное ли он избрал соотношение между личными потребностями и помощью ближнему.

То же самое касается и духовной благотворительности в области изучения Торы.

Глава «Хаей Сара» — «Жизнь Сары»

Тема: молитва (тфила)

 

Сила святых букв

Слова Торы, Псалмов, Мишны, когда их произносят постоянно, укрепляют наш мир. А тому, кто их повторяет, они помогают избежать многих кар и напастей и посылают великие откровения.

Из сборника «Йом-Йом»

 

Беседа с Б-гом

Наши Мудрецы учат, что Ицхак-авийну первым стал молиться полуденную молитву (минха), которую обычно читают ближе к вечеру. При этом они ссылаются на фразу из нашей главы, в которой сказано («Берейшит», 24:63): «И вышел Ицхак побеседовать в поле к вечеру». Но ведь здесь сказано: «побеседовать», а не «помолиться»? Просто для такого праведника, каким был наш праотец Ицхак, любая его беседа или разговор был диалогом с Б-гом.

Рабби Бунем из Пшисихи

 

Глава «Толдот» — «Родословная»

Тема: дружба (дибук хаверим)

Несмотря на родственные связи, отношения между Ицхаком и Ишмаэлем, Яковом и Эсавом трудно считать образцом для подражания. Однако анализируя их, можно понять, какими на самом деле должны быть дружеские отношения между близким людьми.

Когда расстояние не преграда

Если у тебя есть верный и любящий друг, ты никогда не будешь одинок. Даже если вас разделяют многие километры (мили, версты). Ведь для любви не существует преград и расстояний.

Ребе РАЯЦ

 

Совет

Тора вовсе не «отменяет» простых, человеческих отношений и не отрицает их ценности. Конечно, религиозный человек всегда ощущает близость Творца, а хасид к тому же чувствует связь с Ребе. И хотя это, безусловно, очень важно, но все-таки явно недостаточно. Потому что у каждого человека обязательно должен быть еще близкий друг, который бы его понимал и с которым он мог бы делиться самым сокровенным, своими радостями и невзгодами. Такой совет дает нам сам Ребе.

Из писем Ребе

 

Не суди единолично

Сказано в Мишне («Поучения Отцов», 4:8): «Не суди единолично». И не только других — себя тоже. Ведь недаром говорят наши Мудрецы, что «человек является сам себе… родственником», а значит, при всем желании не может быть объективен в отношении себя самого. Поэтому, когда человек размышляет о своей жизненной ситуации, он не должен делать это самостоятельно, но должен посоветоваться с другом, который может посмотреть на это более объективно.

Из бесед Ребе

 

Двое на одного

Когда один еврей делится с другом своим проблемами и они обдумывают, как лучше поступить и исправить ситуацию, то выходит, что две Б-жественные души, которые уж точно всегда смогут договориться между собой, выступают против одной животной. И тогда перевес заведомо на их стороне. Что же, все честно: двое на одного! Простая арифметика.

На основе трудов Мителер Ребе

О пользе научного знания

или Большой адронный
коллайдер (БАК)

Окончание. Начало на 2 с. обложки

 

Темная энергия и темная материя

«Скрытая масса или материя (а также: темная материя, темное вещество, темная энергия) — общее название совокупности астрономических объектов, недоступных прямым наблюдениям современными средствами астрономии (то есть не испускающие электромагнитного излучения достаточной для наблюдений интенсивности), но наблюдаемых косвенно по гравитационным эффектам, оказываемым на наблюдаемые объекты» (из справочной литературы).

В начале творения Всевышний сокрыл или сократил свой Б-жественный свет, и образовалось «свободное пространство» — «темное пространство», в которое был направлен луч Б-жественного света, благодаря чему и образовался наш мир. Таким образом, большая часть окружающего нас мира недоступна нашему восприятию и воспринимается нами как нечто сокрытое. Это глобальное сокрытие, или сжатие Света (цимцум) происходило несколько раз в процессе творения.

Однако в нашем мире есть похожее явление сокрытия по отношению к той части Б-жественного света, который в принципе может быть нам доступен. Согласно хасидскому учению, Зло, связанное с человеческими грехами и порожденное ими, по своей природе является таким сокрытием Б-жественного света. Причем в нашем материальном мире, или «мире действия» (мире Асия) оно в большой степени преобладает (см. книгу «Танья», гл. 6, 33).

Момент истины,
или Шмини-Ацерет

«Большой адронный коллайдер (БАК) пройдет последнюю проверку работоспособности 10 сентября. 21 октября (22 Тишрей, Шмини-Ацерет. — Д.К.) проект, который, по мнению некоторых ученых, может привести к концу света, начнет полноценную работу с запланированным на 2009 год выходом на полную мощность» (из сообщений в СМИ).

Момент истины наступит 21 октября, когда БАК будет запущен на полную мощность и начнется главный эксперимент*. Для тех, кто не в курсе, это будет завершающий день Суккот — праздник Шмини-Ацерет. Причем в предыдущий день — в праздник Гошана-Раба (20.10), завершается Суд над этим миром и всеми живущими, который начался в Рош га-Шана и продолжился в Йом Кипур. В этот день выносится окончательный приговор, который затем вступает в законную силу.

Праздник Шмини-Ацерет (досл.: «собрание восьмого дня») завершает семь дней праздника Суккот, поскольку вплотную «примыкает» к ним (отсюда название «восьмой день»), хотя, строго говоря, его следует рассматривать как самостоятельный праздник. В еврейской Традиции и философии этот праздник связывается с великими откровениями со стороны Творца. «Восьмой день» также подчеркивает, что это новый уровень наших отношений с Творцом, даже если сравнивать его с предыдущими семью днями Суккот. Если число «семь» в еврейской мистической Традиции характеризует наш мир и его закономерности (в частности, например, семидневная неделя, которая представляет собой законченный цикл), то число «восемь» указывает на выход за рамки привычных для нас законов и понятий. Посмотрим, какие новости принесет нам БАК, свидетелями каких открытий и откровений мы станем, что и как изменится в наших, ставших уже такими привычными представлениях об окружающем мире и его законах.

Но каких бы новых «откровений» мы не дождались, в любом случае это будет волей Творца и Его «приговором», вынесенным накануне, в великий день Гошана-Раба.

Всем миром

«В проекте под эгидой Европейской лаборатории физики элементарных частиц принимают участие 6 500 ученых из 80 стран, в том числе более сотни российских ученых. Это почти половина всех специалистов мира, занимающихся физикой элементарных частиц» (из сообщений в СМИ).

Создание и запуск БАК, пожалуй, самого сложного и масштабного научного эксперимента за всю историю человечества, тоже можно считать приметой нашего времени — эпохи Мошиаха, и знаком его близкого прихода. Не менее выдающимся «научным достижением» следует также считать тот немаловажный факт, что этот самый крупный по своим масштабам «эксперимент века» объединил ученых из нескольких десятков стран. Примерно об этом пишет Рамбам, напоминая, что «не в человеческих силах постичь замыслы Творца этого мира», ибо «Его пути — не наши пути, а Его мысли — не наши мысли». Ведь ученые, начиная этот проект, вряд ли задумывались о величии Творца, однако объективно этот эксперимент задал движение в «правильном направлении» и явился подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано («Цефанья», 3:9): «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и станут люди призывать имя Господа, и будут служить Ему все вместе». Амен, да будет на то Его воля!

Если завтра конец света

«В марте 2008 года группа граждан подала в суд иск с требованием запретить поставку американских компонентов в CERN** и заблокировать запуск коллайдера. По их мнению, его работа «может привести к непредсказуемым последствиям и в результате уничтожить нашу планету». Главная опасность, считают противники БАКа, заключается в том, что при столкновении частиц может появиться микроскопическая черная дыра, которая будет разрастаться и в конечном счете поглотит Землю» (из газет).

Чисто научный проект — БАК — совершенно неожиданно вызвал активное обсуждение в обществе и ожидание чуть ли не конца света в связи с его пуском. Начиная с древнейшего природного катаклизма — Всемирного потопа или «вод Ноаха» (мей-ноах), человечество постоянно опасается повторения чего-то подобного. Что ж, то, что люди стали чаще задумываться о таких вещах, хороший знак, который тоже свидетельствует о переломном характере нашей эпохи и близком приходе Мошиаха. Но на самом деле опасаться нет никаких оснований. И вовсе не потому, что у физиков «все под контролем». В это как раз верится с трудом, уж больно непредсказуемым и революционным представляется будущий эксперимент. А вот слова Торы (точнее — Книги Пророков), которые мы читали как раз на той неделе, когда первый раз был запущен БАК, внушают оптимизм. Ведь у Всевышнего-то наверняка «все под контролем», и Он нам обещал еще в Торе (см. «Берейшит», 9:15), что ничего подобного больше не повторится, а также словами пророка («Ишайя», 54:9–10): «Ибо это у Меня «воды Ноаха», как клялся Я, что воды Ноаха не пройдут более по земле, так поклялся Я не гневаться на тебя и не упрекать тебя. Ибо горы сдвинутся и холмы зашатаются, а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, — сказал милующий тебя Господь».

Все страхи необоснованны, а любые испытания — это лишь «малое мгновение», когда Всевышний «скрывает Свой Лик». И лишь для того, чтобы потом проявить «вечную милость», которая не знает границ, как сказано (там же): «На малое мгновение оставил Я тебя и с Милосердием великим соберу тебя. В пылу гнева сокрыл Я на мгновение Свой Лик от тебя, и милостью вечной помилую тебя, — сказал Избавитель твой, Господь».

Ребе и наука

Религия и наука долгое время были антагонистами. Причем, если вначале религия ограничивала развитие научного знания и навязывала свою картину мира, в наше время все изменилось. Научная картина мира стала общепринятой в западном обществе, а религиозная точка зрения воспринимается светскими людьми с известной долей иронии и чувством превосходства человека, который на самом деле знает истину. И только в рамках иудаизма противоречие между научным и традиционным знанием отсутствует. Тора устанавливает основные законы и постулаты и дает общее представление о сотворенном мире, в то время как наука дополняет эту картину мира конкретными деталями и практическими сведениями.

Самым убедительным аргументом в пользу того, что между истинной наукой и Торой нет (и не может быть) противоречий, поскольку мир в своей основе един, служит пример главы нашего поколения. В юности Ребе даже писал научные статьи. Потом, заняв место своего тестя и возглавив Любавичское движение, он использовал свои научные познания для налаживания диалога с современной научной интеллигенцией. Профессиональные ответы Ребе на целый ряд вопросов, которые волнуют современных ученых, помогли снять многие видимые противоречия, которые возникали при их знакомстве с Торой и традиционной картиной мира. А в недалеком будущем Мошиаху предстоит полностью совместить научный и религиозный подходы и сформулировать единую картину мира.

Вместо эпилога

Конец света? Да будет свет!

А вот частная реакция на известие о скором «конце света», вполне в духе хасидской традиции.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции