Мария Гринберг, великая и неповторимая

 Яков Коваленский, Россия
 5 декабря 2008
 9079
12 сентября в Малом зале Московской консерватории прошел вечер, посвященный 100-летию со дня рождения великой российской пианистки Марии Гринберг. Мария Израилевна родилась в Одессе в бедной еврейской семье. Первым ее учителем музыки была мать Фаня Даниловна, которая занималась у известного в Одессе педагога Давида Самойловича Айсберга. А сам Айсберг был учеником великого педагога XIX века Теодора Лешетицкого.
Когда девочке исполнилось десять лет, мать отвела ее к Айсбергу. Необыкновенный талант маленькой Муси был велик, и педагог занимался с ней бесплатно. В 12 лет девочка сыграла концерт Грига с оркестром в Одесском оперном театре. После эмиграции Айсберга Муся Гринберг занималась с замечательным одесским педагогом, профессором Бертой Рейнгбальд, которая подготовила ее к поступлению в Московскую консерваторию. В 1926 году она уехала в Москву, и с тех пор жизнь Марии Гринберг была связана с этим городом.
Вечер в Малом зале открыла проректор Московской консерватории профессор Е.И. Сорокина. Она говорила о большой вине Московской консерватории перед Гринберг. Пианистка занималась в консерватории у великих педагогов — Ф.М. Блуменфельда и К.Н. Игумнова, блестяще окончила ее, прекрасно выступила на всесоюзном конкурсе (получила вторую премию) и сразу же начала концертировать. Но очень скоро случилась трагедия: был арестован и расстрелян ее отец, вина которого была только в том, что он когда-то преподавал иврит; также был арестован и расстрелян ее муж Станислав Стенде — польский поэт-коммунист. Молодая пианистка с двухмесячной дочерью и ее мать были выброшены на улицу и скитались по знакомым. Клеймо дочери и жены «врагов народа» висело над Гринберг всю жизнь.
Советская власть относилась к Гринберг жестоко: вначале ограничивали ее выступления, не выпускали на международные конкурсы, долго не присваивали почетных званий, и почти до самой смерти она не ездила за рубеж. Но публика ее обожала. Расцвет ее глубокого и вдохновенного искусства пришелся на 1950–1960-е годы. Профессор Сорокина назвала Гринберг великой. Да, она была не только великой пианисткой, но и выдающейся личностью.
Вспоминает один из ее учеников, Дмитрий Зотов: «Это была личность грандиозного масштаба, причем во всех отношениях. Как музыкант она сравнима с самыми великими исполнителями ХХ века — пианистами и дирижерами. Основой репертуара Марии Израилевны были сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Прокофьева и Шостаковича. Но именно произведения Бетховена стали путеводной звездой на ее творческом пути. Гринберг впервые в России исполнила все сонаты и концерты Бетховена и записала их на пластинки. Эти записи имели ошеломительный успех среди меломанов, педагогов и даже концертирующих пианистов. Они и сейчас — настоящий клад! Профессор Я. Мильштейн, ученик великого К.Н. Игумнова, писал о Гринберг: «Ее исполнения всегда были пронизаны захватывающей внутренней силой, образностью. Ее искусство созревало в борьбе, вызывала восхищение ее стойкость в принципиальных вопросах. Она не шла ни на какие компромиссы. Она всегда стремилась к высокому, художественно полноценному».
Гринберг не преподавала в Московской консерватории, что представляет собой огромное упущение и несмываемый позор для этого вуза. С 1959 года и до конца своей жизни она преподавала в Институте имени Гнесиных. И только в 1970 году получила звание профессора, хотя представлена была к нему еще за десять лет до того.
Но существовала так называемая подпольная аспирантура. Фактически педагогическая деятельность Марии Израилевны началась задолго до вступления ее в официальную должность. Многие пианисты, уже лауреаты международных конкурсов, обращались к ней, и она занималась с А. Скавронским, Д. Паперно, Н. Штаркманом, Р. Керером, В. Слоним и др. Причем многие педагоги знали, что их ученики занимаются с Гринберг. Ее авторитет в музыкальном мире был чрезвычайно высок. Профессор Я. Мильштейн писал о ней: «По совершенству своего искусства, богатству репертуара, ярко выраженному индивидуальному почерку и другим замечательным качествам своего дарования Мария Гринберг, несомненно, должна быть причислена к лучшим пианисткам нашей страны и нашего времени». Г. Нейгауз отмечал: «Я люблю в ее исполнительском творчестве настоящее проникновение в смысл музыки, непогрешимый вкус, гармоничность музыкальных образов, красивый, обаятельный звук… Отмечу в ее игре серьезность, благородную собранность мыслей и чувств».
Гринберг была пианисткой интеллектуального склада. Она всегда отлично сознавала, что делала, играла ясно, обдуманно. Она была чужда деловитости, математической расчетливости. Она была новатором по своей сути. И много времени уделяла современным российским композиторам: она играла «Прелюдии и фуги» Шостаковича, сочинения А. Локшина, М. Вайнберга и др. Она была настоящим другом современных авторов. Иван Семенович Козловский писал о Гринберг: «Она была не просто мыслящий художник, это был художник философского склада, и ее простота была простотой мудрости. Размышляя о ее судьбе, я вспоминаю девиз Бетховена: «Через страдания — к радости!» Это удивительно точное замечание. Жизнь ее была тяжелой, полной невзгод, а она своей игрой несла радость людям. Когда ее дочь Ника Забавникова подросла (она была талантливой пианисткой), они выступали, исполняя фортепьянные дуэты. Мария Израилевна делала замечательные переложения для фортепьянных дуэтов, а также переложения четырехручных сочинений для одного фортепиано. Сейчас эти работы изданы, и даже предстоит защита диссертации одного смельчака, посвященной фортепьянным переложениям Гринберг.
Она часто говорила: «Ко мне все придет после смерти». Время доказало правоту этих слов: изданы сборники ее обработок сочинений Моцарта, появились исследования о ее творчестве, изданы ноты из личной библиотеки с ее пометками, а главное — выходят компакт-диски с ее записями на фирмах Vista Vera и «Мелодия». Еще в начале 1990-х годов записи Гринберг были изданы на итальянских, французских и японских фирмах, а сейчас они широко появляются и на российских. Действительно — к Марии Гринберг пришла мировая слава!
В последние годы своей жизни она наконец-то побывала в Польше и Голландии, где ее принимали с восторгом. «Приезжайте с тысячей концертов» — это заголовок одной из рецензий в Польше. Только в 1961 году она получила звание заслуженной артистки РСФСР.
М.И. Гринберг скончалась в 1978 году. Запоздалая организация вечера в Малом зале Московской консерватории — лишнее подтверждение того, как мало ценят в России великих деятелей прошлого.
На концерте в честь Марии Израилевны играли пианисты разных поколений: молодые М. Лидский, Р. Островский, О. Макарова и старшее поколение — ректор Московской консерватории, профессор Т. Алиханов, профессора Академии им. Гнесиных М. Гамбарян, В. Тропп. Они исполняли сочинения композиторов, близких творческой индивидуальности Марии Израилевны: Бетховена, Шуберта, Глинки и Шостаковича.
Об одном из участников вечера следует сказать особо. Это одна из старейших российских пианисток Лидия Израилевна Фихтенгольц. Она родилась в 1924 году в Одессе и также училась у Берты Рейнгбальд, известнейшего одесского профессора, учителя Э.Г. Гилельса. А старший брат Лидии Фихтенгольц, скрипач Михаил Фихтенгольц, учился у профессора П.С. Столярского. После переезда в Москву в 1936 году Лидия Израилевна попала в класс великого Г. Нейгауза. После окончания в 1946 году консерватории Л.И. Фихтенгольц многие годы концертировала вместе со своим братом Михаилом, а также в течение 42 лет преподавала в Институте имени М.М. Ипполитова-Иванова. Ее игра вызвала восхищение всего зала. После первых тактов стало ясно, что на сцене — выдающийся талант, мастер высочайшего класса. Удивительно красивый звук, изумительная фразировка и тонкая интерпретация сонат Скарлатти и двух интермеццо Брамса. На бис — мазурка Шопена и знаменитая прелюдия Баха-Зилоти.
Лидия Фихтенгольц — настоящий музыкант великой эпохи прошлого, которая называется «русская фортепьянная школа». У истоков этой школы стояли братья Антон и Николай Рубинштейны, затем ее развивали С. Рахманинов, А. Скрябин, Г. Нейгауз, Б. Рейнгбальд, К. Игумнов, С. Рихтер, Э. Гилельс, С. Фейнберг, В. Софроницкий и многие другие. В этом ряду блистала и Мария Гринберг, великая и неповторимая. Д. Шостакович писал, обращаясь к ней: «Ваша рыцарская артистическая деятельность, Ваше замечательное искусство всегда восхищали меня». Мария Гринберг — женщина огромного артистического таланта. Для многих она была властительницей дум. Но никакой игры «на публику», никаких внешних эффектов, никаких погрешностей вкуса.
Вечер, посвященный М.И. Гринберг, был теплым, но и печальным. К сожалению, дочь Марии Израилевны Ника Забавникова скончалась несколько лет назад, а в прошлом году умер молодым внук — Станислав Забавников. Но великое искусство М.И. Гринберг — навсегда с нами.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции