Юлий Гальперин. Азарт и темперамент композитора

 Александр ЕШАНОВ, Россия
 9 января 2009
 7461
В середине 60-х прошлого столетия солдат Юлий Гальперин посетил в Киеве, где проходил действительную службу, знаменитого композитора Льва Ревуцкого, которому в то время было уже около 80 лет.
Лев Николаевич личностью был уникальной: до революции 1917 года получил два высших образования — музыкальное и юридическое, служил еще в русской армии, в Первую мировую воевал на Рижском фронте, в советское время был удостоен многих правительственных наград самого высокого ранга. Кроме того, слыл образцом доброты и деликатности. Рядовой Гальперин, не без чьей-то подсказки, отправился за благословлением к великому мастеру.
До сих пор он свято хранит воспоминания о той встрече.
Маэстро внимательно выслушал молодого человека, очень подробно рассмотрел его партитуры, затем изложил свое мнение со свойственной ему деликатностью:
– Молодой человек, сочинение ваше очень даже любопытно, хотя в нем есть моменты, требующие некоторой доработки. Здесь, например, я предложил бы заменить ре на до-диез.
Потом Лев Николаевич скрупулезно объяснил целесообразность этой замены. Когда же рядовой Гальперин полностью принял предложение композитора, Ревуцкий неожиданно заключил:
– Впрочем, уважаемый, должен вас заверить, что и ваше ре в этом месте удивительно прекрасно.
Мне трудно судить, какую пользу Юлику принесли профессиональные советы знаменитого музыканта, но деликатность его он унаследовал, безусловно. Оркестранты, актеры, режиссеры, его ученики — раньше в России, а теперь во Франции, где он живет последние 20 лет, — всегда с большой любовью говорят о маэстро Гальперине.
Впервые мы встретились в 1984 году в доме нашего общего приятеля. От него я слышал, что замечательный композитор, который совсем недавно переехал в Москву из Челябинска, хотел бы со мной познакомиться.
Весь вечер Юлик играл свои произведения. Музыку совсем не помню, но помню его азарт и темперамент. Он напоминал мне Рэя Чарльза в минуты исполнительского неистовства. В тот момент я подумал: «Как хорошо, что хозяйка пианино находится далеко во Вьетнаме».
Через несколько месяцев мы приступили к работе над пьесой Бертольда Брехта «Что тот солдат, что этот…» (на немецком языке). Спектакль принес нам большой успех, но, что гораздо важнее — много радости. Юлик написал удивительной красоты зонги и очень тонко разработал всю музыкальную партитуру спектакля.
В октябре 1990 года в московском театре «Эрмитаж» состоялась премьера нашего второго спектакля. Музыку к спектаклю мы записали отдельно на пластинку.
Уже рождались замыслы следующего спектакля, но…
В конце 1990 года мой друг-непоседа с семьей перебрался во Францию. Шесть лет назад он взялся покорять Москву, — теперь надо было «брать» Париж. Или хотя бы его окрестности.
Было трудно. Помните тот азарт и темперамент, покорившие меня при первой нашей встрече?! Во Франции они очень пригодились. К ним добавился великий оптимизм всей семьи Гальпериных, в особенности его чудесной жены, которая, казалось, за день выучила французский. И умудрялась проделывать объем работы, который под силу только спортсменам в период подготовки к Олимпийским играм.
Уже 16 лет Ю.Е. Гальперин преподает в лучшем музыкальном зале Парижа. Он создал организацию «Русская музыкальная традиция», он член французской творческой ассоциации SACD, его приглашают в жюри престижных международных фестивалей. А главное — он пишет музыку. Она звучит во Франции и в Москве.
И — так же, как тогда, — он не щадит клавиши.
Жан де Лабрюйер писал: «Хорошо быть знатным, но не хуже быть и таким человеком, о котором никто уже не спрашивает, знатен он или нет».
Это вполне о моем друге.


Комментарии:

  • 21 октября 2014

    Sergei SokolovГость

    Много лет назад мы учились в Челябинске у Ю. Гальперина. Его ненавидели все, студенты, учителя.
    Его музыка отвратительная, как и он сам. Для студентов он был настоящим садистом.Он издевался над нами, оскорблял нас самими последними словами.

    Помнит ли он это, спросите его.Садистам нет места на этой земле!!!


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции