Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 9 января 2009
 2722

Глава «Ваигаш» —
«И приблизился»
Тема: еврейское традиционное воспитание (хинух)

Наши гарантии
Ибо слуга твой поручился за отрока отцу своему…
«Берейшит», или «Бытие», 44:32
Сегодня, в эпоху финансового кризиса, стали, как никогда, цениться гарантии и поручительство. Но, помимо финансовых и банковских, существуют еще духовные гарантии, когда человек ручается не своим имуществом, а своей бессмертной душой. И, прежде всего, мы отвечаем за своих детей: вырастут ли они евреями и останутся ли преданными еврейской Традиции и вере своих отцов.

Прежде всего, мы отвечаем за своих детей: вырастут ли они евреями и останутся ли преданными еврейской Традиции и вере своих отцов.
Рис. Ривки Беларевой

Когда Йосеф решил арестовать младшего из братьев, тогда Иегуда, который поручился перед своим отцом, что вернет ему Биньямина целым и невредимым, предложил себя вместе него и с горечью воскликнул («Берейшит», или «Бытие», 44:34): «Ибо как взойду я к отцу моему, когда отрока нет со мною? Как я смогу видеть бедствие, которое постигнет отца моего». Эти же слова может сказать самому себе каждый отец еврейского ребенка: «Как я взойду» — как я верну свою душу Отцу Небесному, «когда отрока нет со мною»: если я не сумел воспитать своего сына должным образом и направить его по своим стопам, пути Торы и заповедей?! Ведь «раб Твой поручился за отрока»: когда евреи получали Тору, они все громогласно провозгласили: «Наши дети гаранты того, что Тора не забудется в среде еврейского народа».
Рабби Меир из Перемышлян

Пост 10 Тевета (6.01.09)
Я — Всевышний, целитель твой
Как известно, основанием для поста 10 Тевета стали  события VI века до н.э., связанные с началом осады Иерусалима вавилонским  царем Навуходоносором. В дальнейшем, спустя три года, это привело к взятию города и разрушению 1-го Храма. Таким образом,  события 10 Тевета (а следовательно,  и сама дата) являются не только началом, но источником и скрытой духовной причиной всех  последующих Изгнаний.  
Однако, известно (трактат «Мегила», 13–б), что «Всевышний посылает лекарство прежде болезни» или, чуть иначе: «В самом несчастье уже скрыт ключ к спасению». 
Пост 10 Тевета приходится на самое темное время года. Но  благословляем мы этот месяц в конце предыдущего месяца Кислев, когда отмечаем праздник Хануки.  Более того: ханукальные свечи мы продолжаем зажигать еще несколько первых дней месяца Тевет.  А их свет, как известно, способен разогнать тьму Изгнания и осветить путь Мошиаху, который построит 3-й Храм, и теперь уже на века!

Глава «Ваехи» —
«И жил»

Тема: ожидание Избавления (геула)
Шабат Хазак, окончание книги «Берейшит»
Еще наш праотец Яков-авийну хотел открыть нам, когда придет Избавитель (Мошиах). С тех пор и до сего дня еврейский народ живет ожиданием скорого Избавления (геула).

В конце времен
И призвал Яков сыновей своих, и сказал: Соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в конце дней.
«Берейшит», или «Бытие», 49:1
В конце своей жизни наш праотец Яков хотел поведать своим сыновьям «тайну Избавления»: когда наступит «конец дней» и придет Мошиах (49:1): «И призвал Яков сыновей своих, и сказал: Соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в конце дней». Однако после он переходит к благословениям и как будто забывает, о чем собирался говорить. Это не случайно: в последний момент Всевышний лишил его пророческого настроя. Так что нам самим придется отвечать на вопрос: когда придет Мошиах? И только от нас зависит, чтобы это произошло как можно скорей, уже в эти дни!
Рабби Бунем из Пшисихи
* * *
Но все-таки, почему Всевышний скрыл это от нас? Если бы сыны Израиля знали точный срок прихода Мошиаха, они бы не так остро переживали свое Изгнание (галут) и не так страстно желали Избавления (геула).
«Сфат Эмет»
Окончание изучения 1-й Книги — «Берейшит» («Бытие»), и начало 2-й Книги — «Шмот» («Исход»)
Хазак, хазак ве-нитхазек!

Глава «Шмот» —
«И вот имена»
Тема: еврейское имя (шем)

Еврейское имя
И вот имена сынов Израиля.
«Шмот», или «Исход», 1:1
Наша глава и вся 2-я Книга Торы начинается словами («Шмот», или «Исход», 1:1): «И вот имена сынов Израиля». Но почему Тора перечисляет именно «имена сынов Израиля»? Древний комментарий поясняет (мидраш): «Те самые Реувен и Шимон, которые сошли в свое время в Египет, те же самые Реувен и Шимон вышли из Египта», т.е. под теми же именами. Благодаря этому они сохранили свою сущность, свое еврейское самосознание. Иегуда не стал называться «доктор», а Реувен — «музыкант». Йосеф не стал «авторитетом», а Биньямин — Александром (хотя есть еврейские фамилии: Музыкант, Токарь, Школьник  и т.д.).
К сведению читателей, это не современный комментарий, он взят из древнего сборника «Мидраш Раба».
Четыре основы
Благодаря четырем элементам еврейской национальной традиции евреи смогли в конце рабства выйти из Египта: они сохранили свои имена, свой язык, не допускали клеветы и злословия (известные доносчики Дотан и Авирам — единственное исключение) и блюли семейные ценности. Что же говорить про наше поколение?
«Ваикра Раба»

Глава «Ваэра» —
«И Я являлся»

Тема: чудеса и знамения
(от и мофет)
Чудо сопровождает еврейский народ на протяжении всей его истории. В нашей главе, где описываются «Египетские казни» (макот), собрано особенно много разных чудес и знамений. Но еще больше чудес ожидает нас во времена Мошиаха. Надо только правильно относиться к этим необычным явлениям, ощущая за внешней чудесной оболочкой волю Творца.

Ощущение чуда
В ханукальной молитве «О чудесах» (аль-га-нисим) есть такие слова: «И установили (обязанность)… благодарить и прославлять твое великое Имя». Выражение «и установили» означает, что еврейский народ постоянно живет с ощущением чуда в своем сердце, помня, что каждый день — это чудо.
Рабби Менахем-Мендл из Коцка

Великое и ничтожное
Рабби Менахему-Мендлу из Коцка как-то однажды рассказали случай с одним известным в тех краях праведником и чудотворцем, который пророческим духом раскрыл, в каком месте вор спрятал украденные вещи. Когда рабби Менахем-Мендл это услышал, то заметил с иронией: «Что-то мне не понятно: зачем такой “большой” человек вдруг снизошел до таких мелочей?! Стоит ли на это тратить свой “пророческий талант”?»

Фокус-покус
«Чем отличаются истинные чудеса от тех трюков, которые иногда показывают фокусники и иллюзионисты? — спросил как-то рабби Элимелех из Лежанска. И сам же ответил: «Фокусы вызывают восторг и удивление только у зрителей. Ведь сами фокусники прекрасно знают, в чем состоит их фокус и что это всего лишь обман и надувательство. В то время как в настоящих чудесах, которые творят праведники и пророки, чувствуется Б-жественная сила. Поэтому такое чудо поражает воображение самого праведника ничуть не меньше окружающих».

Глава «Бо» — «Войди»
Тема: выкуп первенца
(пидьон-га-бен)
«Выкуп первенца» (пидьон-га-бен) — одно из важных предписаний Торы, обряд, который наряду с обрезанием (брит-мила) и первой стрижкой (опшерниш) определяет дальнейшую судьбу еврейского мальчика. Впервые он упомянут в конце нашей главы в связи с гибелью египетских первенцев. Обряд «выкупа» проводят у священника (когана), когда мальчику (если он первенец) исполняется месяц, и это действие дает ребенку дополнительные силы.

Кто чей должник
Однажды Ребе РАЯЦу (рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, 1880–1950), когда он пытался убедить одного еврея-бизнесмена начать заниматься Торой, довелось в качестве возражения (так сказать, «самоотвода») выслушать такой довод: «Ребе! Я, конечно, понимаю необходимость изучения этой святой Книги. Но вначале я хочу, чтобы наладился мой бизнес, а потом уже я смогу уделять время занятиям Традицией».
На что Ребе РАЯЦ рассказал историю про одного из хасидов его отца — Ребе РАШАБа (1860–1920): «Когда этот хасид тяжело заболел (не дай Б-г!), то дал обещание сделать крупное пожертвование, если он поправится и встанет с постели. Но это мой отец ему заметил: «Тогда я советую тебе исполнить свое обещание немедленно. Пусть лучше Всевышний будет «должен» тебе, чем ты — Ему».
* * *
Выкуп первенца (пидьон-га-бен) сродни другой заповеди: «выкупу пленных» (пидьон швуим). А это уже близко по смыслу к окончательному Избавлению, которое мы особенно ожидаем от нашего Отца Небесного уже в эти дни.
Из хасидских источников
Все для фронта,
все для победы
Этот лозунг времен Великой Отечественной войны на самом деле упоминается еще в Талмуде. Там говорится, что царь готов потратить всю царскую казну и не считается ни с какими расходами ради победы. Вопрос лишь в том, о какой войне идет речь, и что считать победой…
В 1904–1905 годах на Дальнем Востоке шла кровопролитная русско-японская война. А в это время у 5-го Любавичского Ребе был свой «фронт» — он боролся за то, чтобы снабдить солдат-евреев, которые служили в русской армии и участвовали в военных действиях при Шанхае, Харбине и Дацане, на Песах кошерной мацой и прочими пасхальными продуктами.
Казалось бы, о какой маце может идти речь, когда солдаты на фронте находятся постоянно в нечеловеческих условиях и ежедневно подвергаются смертельной опасности? (Кстати, именно тогда появилось выражение «пушечное мясо».)
Но Ребе Шолом Дов-Бер видел и другую сторону проблемы. Для многих еврейских солдат эта маца могла стать последней заповедью в их жизни, и нельзя лишать еврея возможности последний раз послужить Творцу. Но было и второе соображение. В еврейской традиции маца, как известно, символ свободы и избавления от рабства. Кто знает, может быть, вкус мацы укрепит их веру и даст возможность пережить это страшное время и выйти живыми из мясорубки войны?
На фронте нет баронов
С этой целью Ребе, находясь в Париже, связался с бароном Гинзбургом, который имел обширные связи в Петербурге. Как известно, Ребе и барон занимали разные позиции в вопросах еврейского просвещения и образования, и отношения между ними на тот момент были весьма натянутые. Тем не менее это не остановило праведника, и он отправился на встречу с бароном, чтобы убедить его похлопотать по поводу отправки мацы. Барон Гинзбург был человеком образованным и сам неплохо разбирался в вопросах традиции. Поэтому вначале он взял иронический тон и попытался отшутиться: «Что за беда, если евреи не получат мацы на Песах? У них ведь останется еще Второй Песах» (песах-шени)*.
Но цадик был настроен более чем серьезно: «К сожалению, монсеньор, на фронте нет баронов. И те солдаты, которые сидят там, в окопах, — это простые евреи, которые просто хотят получить мацу на Пасху, без лишних мудрствований» (он кейн хохмэс).
Барон Гинзбург
Слова Ребе РАШАБа и его решительный настрой убедили барона, и он решил действовать. Для начала подключили центральную французскую прессу, газеты «Фигаро» и «Де Пари», потом влиятельных людей в Петербурге. Совместные усилия увенчались успехом: российское правительство не только дало разрешение, но даже оказало помощь в выпечке мацы и доставке ее на Дальний Восток, к театру военных действий.
В доме у Ребе Шолом Дов-Бера вовсю шла подготовка к пасхальному седеру, когда неожиданно пришла телеграмма из Петербурга. В ней рав Горовиц, который по поручению Ребе занимался выпечкой и отправкой мацы, сообщал, что все исполнено наилучшим образом, и вагоны с мацой уже прибыли по назначению, как раз вовремя.
Услышав это, праведник тут же встал в полный рост и торжественно провозгласил: «Слава Б-гу» («Данк ин Г-т!»). При этом в глазах его стояли слезы, что бывало крайне редко.
_____
Второй Песах, или Песах шени — в этот день (ровно через месяц)
во времена Храма приносилась
пасхальная жертва теми, кто не
смог (по вынужденной причине)
принести ее вовремя. А в наши дни, в память об этом, просто кушают кусочек мацы.

***
На войне как на войне
Та война давно закончилась. Россия тогда, увы, проиграла, а вот Ребе РАШАБ, напротив, — победил. Хотя на самом деле война, которую вел Ребе — за евреев и еврейство — та война все еще продолжается. На смену Ребе РАШАБу пришли другие генералы и главнокомандующие: вначале его сын — Ребе РАЯЦ, потом наш Ребе. И пока Мошиах еще не пришел — мы всегда на фронте, всегда в строю, а там, как говорил Ребе РАШАБ, не место всяким «хохмэйс». Ведь на фронте нет баронов, есть только простые солдаты — солдаты Ребе — мы с вами.

Тора и современность
Идти в ногу со временем — означает жить событиями недельной главы Торы.
Алтер Ребе,
основатель Любавичского движения
Тора называется полноправной «Хозяйкой» (баал-га-баит) в этом мире, и все, что происходит вокруг нас, определяется содержанием недельной главы и событиями еврейского календаря. Надо лишь уметь разглядеть эту связь.
Трагический путь посланников Ребе
Окончание. Начало на 2 с. обложки
Кровавая статистика
В среду вечером 26 ноября 2008 года в городе Мумбаи, деловой столице Индии, произошла серия терактов. Преступники обстреляли несколько дорогих гостиниц, вокзал, рестораны и больницы, а также взяли в заложники постояльцев двух гостиниц и жилого комплекса«Нариман Хаус», где располагался Еврейский центр. Операция индийского спецназа по их освобождению была завершена утром в субботу, 29 ноября. В результате взрывов и обстрелов погибли около 200 человек и около 300 получили ранения.
Среди заложников, погибших при штурме Еврейского центра в Мумбаи, оказались 29-летний раввин Гавриэль Гольцберг и его 28-летняя жена Ривка, которые принадлежали к движению Хабад-Любавич и являлись посланниками Любавичского Ребе в Мумбаи. В 2003 году раввин с супругой переехал из Нью-Йорка в Мумбаи, где возглавил местную синагогу и религиозный центр. Их малолетний ребенок Моше был спасен няней-индуской, которой удалось убежать вместе с ним из захваченного здания. 
Из сообщений СМИ
Закон Торы — Эсав ненавидит Якова
А началось все в предыдущей главе «Толдот», в тех отрывках, которые изучались в 5-й и 6-й день (в четверг и пятницу, когда была совершена атака и велись боевые действия), где описывается начало конфликта между Яковом и Эсавом, который посчитал себя несправедливо обманутым. Закончился он, как известно, тем, что Эсав возненавидел Якова и задумал его убить, как сказано (27:41): «И возненавидел Эсав Якова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Эсав в сердце своем: приблизятся дни плача по отцу моему, и я убью Якова, брата моего»*. Это в полной мере соответствует его жестокой и порочной натуре, и характеру благословения, полученного им от отца Ицхака, (27:40): «И мечом твоим ты будешь жить, и брату своему будешь служить; но когда вознегодуешь, то свергнешь иго его ты со своей шеи».
А в комментарии к следующей главе «Ваишлах» РАШИ пишет: «Сказал Рабби Шимон бар Йохай: «Таков непреложный закон (галаха) — Эсав ненавидит Якова». Эта слепая ненависть многое объясняет в поведении современного Эсава — исламистов и террористов всех мастей.
Слова Торы подтверждают истину, очевидную для многих: этот теракт (несмотря на различные заявления, в том числе и самих террористов) был, прежде всего, направлен против евреев. И те, кто погиб от рук террористов, совершили великую заповедь, отдав свою жизнь во имя Торы и еврейства и освятив Имя Творца (кидуш-га-шем).
_________
* Ривка, наша праматерь, узнав о его злых замыслах, решила спасти своего младшего сына, воскликнув (27:44): «…зачем мне терять все (обоих) в один день»? Как известно, наша Ривка уже потеряла одного сына, и единственный ее сын Моше чудом спася благодаря мужеству няни-индуски.
Когда засияет солнце
В тот день, когда когда у родственников погибших заканчивались семь дней траура — шива), в недельной главе «Ваишлах» описана встреча Якова и Эсава, когда Якову пришлось бороться с ангелом-покровителем Эсава (32:25): «И остался Яков один. И боролся человек с ним до восхода зари». Как известно, из этой встречи Яков вышел, хромая на одну ногу (32:32): «И засияло для него солнце, когда он проходил Пенуэля, а он хромает на бедро свое». Комментаторы уточняют, что на самом деле он хромал всю ночь, но с восходом солнца его хромота прошла.
В темный период нашей истории, в эпоху Изгнания, которая все еще длится, мы чувствуем себя ущербными, теряя близких людей, соратников и единомышленников, и тогда Яков — еврейский народ — начинает хромать. Но близко время, когда для всех нас взойдет солнце грядущего Избавления, когда восстанут «пребывающие во прахе» с приходом нашего праведного Мошиаха уже в эти дни!

Раненая Тора
Мы говорим, что Тора — это вся наша жизнь, что еврейский народ и Тора — по сути одно целое. Лишним подтверждением этому стал один из эпизодов чудовищного теракта в Еврейском центре в Мумбаи. Когда открыли хранилище со свитками Торы (арон-га-кодеш), то изумленному взгляду присутствующих предстал свиток Торы, пробитый пулей. Но больше всего их поразило, когда они развернули свиток и оказалось, что текст поврежден как раз в том месте, где говорится о двух святых жертвах («Ваикра», или «Левит», 16:1): «И говорил Всевышний к Моше после смерти двух сыновей Аарона, когда они приблизились к Г-споду и умерли». РАШИ приводит слова Моше, сказанные его брату Аарону в качестве утешения: «Брат мой! Я предвидел, что Всевышний потребует от нас жертв, но думал, что это будет кто-то из нас двоих. Теперь я вижу, что твои погибшие сыновья превосходят и меня и тебя в праведности». И нет для нас большего свидетельства, чем слова Моше. 
Тора разделила судьбу тех, кто ее изучал, и кто остался предан ей до последнего мгновения!
Год собрания
Все события, которым мы становимся свидетелями в еврейском 5769 году, проходят под знаком «года собрания» (шнат-гакгель), когда во времена Храма устраивали собрание «всего народа: мужчин, женщин и детей», как сказано («Дварим», 31:12): «Собери народ, мужчин и женщин, и детей, и пришельца твоего, который во вратах твоих, дабы слушали они и дабы учились, и будут бояться Г-спода, Б-га вашего, и строго исполнять все слова закона этого».
В наше время, когда в отсутствие Храма мы лишены возможности исполнить эту заповедь в полной мере, Ребе призывает просто устраивать собрания с чтением и изучением Торы, чтобы сплачивать и объединять еврейский народ и приобщать к традиции.

***
Уже много столетий еврейский народ объединяют радость и веселье. Но мы остаемся вместе и в горькие минуты траура, когда общая беда сближает нас еще больше.
И мы верим, что в самое скорое время, уже в этом году — «году собрания», у нас будет повод собраться всем вместе в третьем Храме, чтобы слушать слова Торы из уст праведного Мошиаха уже в эти дни!

Ибо своими святыми Он освятит Свое Имя
Пусть Всевышний вспомнит их вместе с другими праведниками и отомстит за невинно пролитую кровь своих праведных слуг, посланников Ребе, которые погибли во славу Его святого Имени. И пусть это будут последние жертвы пути Мошиаха.
Чтобы скорее наступило время, о котором говорили наши пророки («Овадья», 1:17): «И на горе Цион будет спасение, и будет она святыней, и получит дом Якова во владение наследие свое. И будет дом Якова огнем, и дом Йосефа — пламенем, а дом Эсава — соломой, и зажгутся они в них (среди сынов Эсава), и поглотят их, и не будет остатка в доме Эсава, ибо Г-сподь сказал это».
И далее (1:21): «И взойдут спасители на гору Цион, чтобы судить гору Эсава; и будет Господу — царство». Тогда («Зхарья», 14:9): «И будет Г-сподь царем на всей земле, в день тот будет Г-сподь один для всех, и имя Его — одно».



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции