Праздник Ту-би-Шват – Новый год деревьев

 Раввин Довид Карпов
 6 февраля 2009
 3728

15 Швата (09.02.09)
15 швата — особый день в еврейском календаре, когда мы обращаемся к Всевышнему с молитвой о будущем урожае, и прежде всего о том, от которого зависит исполнение заповедей Торы — вино для «кидуш», этрог (цитрон) для «связки четырех видов растений» в Суккот, пшеницы для выпечки мацы. В этот день принято пробовать плоды, которыми благословенна земля Израиля. Рабби Мендел из Коцка объяснял, что обычно мы ощущаем вкус самих плодов, но в день Ту-би-Шват, вкушая эти плоды, мы ощущаем особый, неповторимый вкус и аромат самой Святой Земли. И еще в этот день мы вспоминаем, что и сам человек во многом уподобляется дереву.

Чтобы плодоносить
Ибо человек — как дерево полевое.
«Дварим», или «Второзаконие», 20:19
Аудиенция у Ребе — «ехидус» — ответственный момент в жизни каждого еврея, который может перевернуть и изменить всю его дальнейшую жизнь. Тем более если это первый его подобный визит, и он входит в кабинет к Ребе первый раз в своей жизни.
Однажды — как раз именно во время такой аудиенции — Алтер Ребе заметил одному молодому хасиду, известному своими исключительными способностями и большой ученостью:
– Тора не случайно сравнивает человек с «деревом полевым», которое запрещено «рубить без нужды». Как известно, в этом случае речь идет только о плодовом дереве. К дереву, которое не приносит плодов, этот запрет не относится.
Так вот, имей в виду, что можно быть большим знатоком Талмуда и при этом, по сути, оставаться таким бесплодным деревом (на языке Писания — «илан-срак»). Дерево должно приносить плоды — хасид и ученик иешивы тоже должен приносить плоды: обучать и приближать к Торе других евреев и оставлять после себя учеников. Ведь если еврей не приносит плодов, то зачем он нужен в этом мире?

Как исправить одну горечь другой
И указал Всевышний дерево.
«Шмот», или «Исход», 15:25
Древний комментарий подчеркивает, что Всевышний научил Моше, как исправить одну горечь другой. Дерево, которое имеет горькую на вкус древесину, способно сделать горькую воду «сладкой», т.е. пресной и пригодной для питья.
Нечто подобное случается и в жизни. Горечь невзгод и утрат можно исправить иной горечью, которая происходит от осознания своих грехов и собственных ошибок. Но если суметь все это преодолеть, то, в конце концов, горечь и боль уходят, и их сменяют радость и сладкое упоение от победы над самим собой и над жизненными обстоятельствами. Всему этому учит нас дерево, упомянутое в Торе.


Из сборника комментариев
«Ктав-Софер»

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции