ТОРА И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Довид КАРПОВ
 24 июля 2007
 3481
«И взошло солнце, и зашло солнце»
(«Когелет», или «Экклезиаст», 1:5) «И взошло солнце, и зашло солнце» 10 Швата (28 января) 5710 (1950) года, «зашло солнце»: душа 6-го Любавичского Ребе (т''р), рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона (РАЯЦ) (р.1880) покинула этот мир. Но еще до того как оно зашло, уже успело «взойти» и засиять на еврейском небосклоне другое «солнце»: духовное лидерство перешло к его зятю и ученику — 7-му Любавичскому Ребе. Две истории хоть в какой-то степени помогут нам составить представление об этом великом человеке. Его рука – как моя собственная Один из крупнейших раввинов, гаон рабби Элиэзер Ялес, который к тому же был главой раввинского суда в Филадельфии, имел обыкновение навещать предыдущего Любавичского Ребе, рабби РАЯЦа, в его резиденции на «Севен Севенти» накануне праздника Суккот. Обычно во время этих визитов, как знак особого расположения, Ребе дарил своему уважаемому гостю веточки мирта, входящие в четыре вида растений, которые используют для выполнения заповеди во время Суккот. В 1950 (5710) году Ребе был чем-то занят и не мог уделить внимания гостю, поэтому в этот раз он обратился к нему со словами: «Пожалуйста, возьмите мирт у моего зятя: его рука – все равно что моя». В том же году 10 Швата Ребе покинул этот мир, и его место занял новый духовный лидер и глава поколения – 7-й Любавичский Ребе. Так открылся пророческий смысл, казалось бы, случайно оброненных слов его предшественника, которого сам Ребе называл своим тестем и учителем: «Его рука – как моя рука». Следующая история напоминает нам, что, подобно солнцу, которое светит всем, настоящий глава поколения должен уметь найти общий язык с любым евреем. Тоже мне еретик! Однажды Ребе РАЯЦ, беседуя с одним евреем, не соблюдающим традиции, обратился к нему с просьбой оказать помощь еврейской общине. Его собеседник по простоте своей решил, что Ребе, видимо, не вполне отдает себе отчет, кто перед ним, и поспешил «представиться»: «Ребе, но ведь я «апикойрес» – вероотступник!»* На это заявление Ребе лишь улыбнулся и покачал головой: «Какой же ты «апикойрес»? До настоящего вероотступника тебе далеко. Чтобы стать «апикойресом», надо сначала серьезно учить Тору и много знать. Только глубоко изучив Тору, сможешь понять, что на самом деле ты отвергаешь. Ты же просто из тех, кто привык жить в свое удовольствие». *Мы как-то уже объясняли значение этого слова. Оно происходит от слова «эпикуреец», то есть последователь древнегреческого философа Эпикура (341–270 гг. до н.э.). Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о том, что цель жизни — стремление к наслаждению, здоровое тело и состояние безмятежности. Для него характерно материалистическое мировоззрение, познание природы, по Эпикуру, освобождает от страха смерти и религиозных предрассудков. Вот некоторые из его высказываний: «Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий», «Те, кто объявляют душу бестелесной, – бредят». В еврейской Традиции этим словом принято называть вероотступников, которые полностью порвали с традиционным образом жизни и соблюдением заповедей. В современном идише это слово, кстати, приобрело еще один оттенок. Так называют циника, человека, для которого не осталось ничего святого.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!