Единственная опера Блоха

 Яков Коваленский
 16 июля 2009
 5137

Эрнест Блох — одна из самых значительных фигур мировой музыки XX века. Он родился 24 июля 1880 года в Женеве в еврейской семье. С детства учился игре на скрипке в родном городе у Луиса Рэя, а позже композиции — у известного композитора Эмиля Жак-Далькроза. Блох совершенствовался в Брюсселе у великого скрипача Эжена Изаи и во Франкфурте по композиции у выдающегося педагога Ивана Кнорра.

Э. Блох очень рано начал сочинять музыку, для него было характерно тяготение к еврейской тематике. Он изучал еврейскую историю, философию, религию, поэзию, а в своих сочинениях разрабатывал еврейский мелос. В 1911–1915 годах Блох работал дирижером в Лозанне и преподавал композицию в Женевской консерватории. В 1916 году приехал в США как дирижер балетной труппы и остался там до 1930 года. В 1924 году Блох стал гражданином США. Это был один из самых плодотворных периодов творчества композитора. С 1920 по 1928 год он преподавал в Кливлендском институте музыки и был его директором, а с 1925 по 1930 год он также преподавал в Сан-Францисской консерватории. В 1930 году Блох вернулся в Европу, где выступал, дирижировал своими сочинениями и преподавал. В эти годы он сочинил свои основные произведения.
После прихода нацистов к власти Блох снова уехал в США и остался там навсегда. Он был широко известен как педагог, с 1940 по 1952 год преподавал в университете Беркли. Многие американские композиторы — его ученики: Кол Портер, Роджер Сешнс (позже стал ассистентом Блоха), Дуглас Мур, Эрнст Бэкон, Фредерик Джейкоби и другие. Можно говорить даже о школе композиции Э. Блоха.
Скончался Блох 15 июня 1959 года в Портленде, штат Орегон. Среди его наиболее известных сочинений — «Еврейская рапсодия “Шеломо”» для виолончели с оркестром (1916), которая принесла композитору мировую славу и до сих пор является одним из самых популярных сочинений для виолончели. Блестящим исполнителем «Шеломо» был Мстислав Ростропович. Также Блох написал сюиту «Баал Шем: три картинки из хасидской жизни» для скрипки и фортепиано (1923) — позже композитор оркестровал это сочинение, Три еврейские поэмы для оркестра («Trois poemes jufs», 1913), два кончерто-гроссо, фортепианный квинтет, скрипичные сонаты и др.
В 1917 году Блох написал большую симфонию «Америка» с хором, посвященную памяти А. Линкольна и У. Уитмена. Своей родной Швейцарии композитор посвятил большую симфоническую фреску «Гельвеция», также он написал замечательный скрипичный концерт (1937). Но одно из главных его сочинений — кантата «Abodath Hokodesh» для баритона, хора и оркестра, написанная в 1933 году.
Блох был одним из самых оригинальных композиторов XX века, его музыка — страстная и печальная, глубоко интеллектуальная и, как правило, насыщенная еврейскими мелодиями. Он был избран почетным членом академии «Санта-Чечилия» в Риме и награжден медалью Американской академии искусств и наук. Сочинения композитора часто удостаивались наград: струнный квартеты № 2 и № 3 получили премию американских критиков, а позже такой же премии удостоен был Кончерто-гроссо № 2. Симфоническая и камерная музыка Э. Блоха широко исполняется в США и Европе.
Международное общество Эрнеста Блоха в этом году проводит различные мероприятия в связи с пятидесятой годовщиной кончины композитора. В июле пройдут большие юбилейные концерты в лондонском Wigmore Hall. Эти концерты общество Э. Блоха устраивает совместно с Еврейским институтом музыки, сопрезидентами которого являются леди Шолти и Леопольд де Ротшильд.
Не все знают, что в молодые годы Блох написал свою единственную оперу «Макбет» по пьесе Шекспира (вторая опера композитора «Иезавель» осталась незавершенной). «Макбет» был сочинен в 1904 году, либретто написал Эдмонд Флег, который, так же как и Блох, был швейцарским евреем. Флег был известным писателем того времени, его сочинения были связаны с библейской тематикой.
Премьера «Макбета» состоялась в Париже в 1910 году в театре Opera comic и шла на французском языке. Первыми исполнителями главных партий были Жан Нотэ (Макбет) и выдающаяся французская певица Люсьен Бреваль (леди Макбет). Опера шла около двух лет. В 1938 году она была поставлена в фашистской Италии, несмотря на то что и композитор и либреттист были евреями. Но состоялось всего три представления.
Вторая мировая война прервала все творческие связи с композитором. Но после войны, в 1953–1963 годах, оперу «Макбет» ставили в Милане («Ла Скала»), Риме, Брюсселе, Женеве, а также в Израиле. В 2004 году «Макбет» был поставлен во Франкфурте.
В Великобритании «Макбет» исполняли один раз на концертной эстраде в 1975 году, дирижировал Х. Серебри, а главные партии пели известные певцы Райян Эдвардс и Хельга Дермеш. К 50-летней годовщине смерти Блоха, 23 марта этого года, опера «Макбет» впервые была поставлена в Великобритании на сцене лондонского Bloomsbury Theatre силами оперной труппы и оркестра Музыкального общества лондонского университетского колледжа под управлением дирижера Чарльза Пиблса. Сольные партии исполнили певцы из различных музыкальных театров Великобритании.
Режиссер-постановщик спектакля Джон Рамстер — ведущий преподаватель Королевской академии музыки. На его счету постановки различных опер в театрах Англии, на фестивалях и TV. Он также автор романов, многие из которых экранизированы. Джон Рамстер прочел «Макбет» как драму человека, неожиданно вознесенного на вершину власти и совершившего неслыханное преступление, которое разрушает его самого. Режиссер проявил смелость и поставил оперу жестко. Он перенес действие спектакля в XX век, в годы Первой мировой войны. Все мужчины одеты в форму английской армии начала прошлого века. Режиссер минимальными средствами показывает зрителям жестокое и бессмысленное лицо войны, в батальных сценах занято мало артистов, но эта сторона спектакля производит огромное впечатление.
Большую роль в музыке и, соответственно, в постановке играют три колдуньи (ведьмы). Если у Шекспира они только предсказывают судьбы Макбета и других героев, то в спектакле их роль гораздо больше. На сцене три очаровательные молодые певицы: Джессика Блэкстоун, Мими Кролл, Элла Джексон, отнюдь не страшные и не уродливые ведьмы. Они поют и водят «хороводы», постоянно присутствуют в жизни героев и как бы «комментируют» происходящее — это что-то вроде хора в древнегреческих трагедиях. В третьем действии, когда идет сражение объединенных сил против тирании Макбета, эти колдуньи преображаются в сестер милосердия Красного Креста, помогают раненым и уносят с поля боя убитых. Они очень внимательны к людям и сочувствуют их горю. В финале спектакля после убийства Макбета именно эти колдуньи возлагают английскую корону на голову Малкольма. Их вокальные партии сложные и разнообразные, чувствуется, что композитор их любит и всю лирическую музыку отдал им.
Главную партию Макбета пел Джордж фон Берге, отличный баритон. У певца яркая внешность, он очень драматично спел и сыграл свою партию. Он учился музыке в Бристоле и Королевской академии музыки, у него много наград вокальных конкурсов.
Партию леди Макбет пела замечательная американская певица Кэтрин Рорер, обладательница крупного меццо-сопрано. Композитор весь жар своего дара и всю любовь отдал именно этой героине, и для исполнения этой роли требуется большой драматический голос. К. Рорер отлично справилась со своей партией: у нее прекрасная внешность, мощный голос и незаурядный сценический талант. Она уже выступала в театрах США, в Лионской опере, ее участие в «Макбете» украсило спектакль. Незабываема сцена ночного кошмара, когда она вспоминает убийство короля Дункана, пытается отмыть свои руки от крови и при этом поет труднейшую арию. В конце спектакля публика (и автор этих строк) устроили певице шумную овацию.
Небольшую партию короля Дункана исполнил известный английский тенор Роланд Дэвис, многие годы певший на сцене Английской национальной оперы. В противоположность напряженным по музыке партиям Макбета и его жены ария Дункана мелодически красива и выразительна, она полна неги и умиротворенности. Небольшие вокальные партии других героев: Банко, Макдуфа и его жены, Малкольма и слуг — исполняли молодые певцы, многие из которых еще учатся в колледже вокальному искусству. Они увлечены театром и с огромной отдачей участвовали в спектакле.
Сложная и утонченная музыка Блоха требовала от исполнителей не только хорошего вокала, но и сценического драматического таланта. Сценический рисунок героев оперы был очень продуман и чутко сделан режиссером Рамстером.
Чрезвычайно ярким было оформление спектакля художницей Бриджит Киман. У нее уже большой опыт работы художником и дизайнером в Королевском оперном театре Covent Garden. Сценическое решение «Макбета» было простым: открытая сцена, на заднике — яркое солнце, которое постепенно закрывается черным кругом. Хороши были костюмы: форма английской армии для мужчин, яркие платья для колдуний, современные одежды слуг и артистов хора — художник как бы подчеркивает, что все эти события происходят в наши дни или в недалеком прошлом. Но в целом декорации и костюмы не отвлекают слушателей от музыки, ведь главное в этой постановке — музыка Блоха.
Спектакль произвел хорошее впечатление, он доступен для широкого круга слушателей и зрителей. Пьеса Шекспира «Макбет» для англичан — это их родное, близкое, а либретто Э. Флега точно следует тексту пьесы. Можно только порадоваться, что коллектив этого театра вернул на английскую оперную сцену замечательную оперу Э. Блоха «Макбет».
 

Яков КОВАЛЕНСКИЙ 
Россия

 



Комментарии:

  • 12 марта 2010

    LJ-brilliantrosa

    У нас в жж за такой пост бы закидали какашками в каментах:)


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции