Моцарт из ГОСЕТа

 Майя Фолкинштейн
 7 августа 2009
 4392

Вениамин Зускин: любимец муз, заложник судьбы Он прожил до обидного мало — всего пятьдесят три года. Из них почти четыре провел в тюремных застенках, куда был доставлен 24 декабря 1948-го из больницы, где лечился от тяжелого нервного расстройства. А 12 августа 1952-го его расстреляли вместе с другими обвиняемыми по «делу» Еврейского антифашистского комитета.  

К тому времени уже не было на свете и Соломона Михоэлса, убитого в Минске 13 января 1948-го. Перестал существовать и официально закрытый в 1949-м Государственный еврейский театр (ГОСЕТ), на подмостках которого состоялся дуэт Михоэлса и Зускина — один из самых значительных актерских тандемов в истории отечественного театрального искусства.
Соломона Михоэлса и Вениамина Зускина и вне сцены многое связывало. Несмотря на разницу их характеров. Борцовского — у Михоэлса. Трепетного, ранимого — у Зускина. И как бы в подтверждение истины о единстве противоположностей, не способных существовать друг без друга, коллеги называли Соломона Михайловича мозгом ГОСЕТа, а Вениамина Львовича — его душой. 
С творчеством Михоэлса, пусть и частично, наверняка знаком каждый сегодняшний зритель. Даже тот, кто далек от театра. Так как просто не мог не видеть артиста в фильме Григория Александрова «Цирк» (1936), в котором Соломону Михайловичу наряду с Владимиром Канделаки, Львом Свердлиным, Павлом Герагой и Владимиром Володиным довелось спеть «на идише» куплет знаменитой интернациональной «Колыбельной». Зускин тоже снимался в кино. Например, в «Искателях счастья» (1936) Владимира Корш-Саблина, доверившего артисту роль незадачливого Пини Копмана с его забавным риторическим вопросом о «хотя бы приблизительной стоимости приглянувшегося ему парохода». А в «Непокоренных» (1945) Марка Донского Зускин создал образ скромного, интеллигентного доктора Фишмана, продолжавшего выполнять свой врачебный долг в экстремальных условиях гитлеровской оккупации. В фильмографии Вениамина Львовича значатся и Давид Горелик из фильма Григория Рошаля и Веры Строевой «Человек из местечка» (1930), и Арье в «Границе» Михаила Дубсона (1933). Но картины с участием Зускина по сравнению с «Цирком» не столь популярны. Да и признание Вениамину Львовичу (равно, как и Михоэлсу) принесли, прежде всего, его театральные работы.
Список сценических достижений Зускина, помимо собственно актерской деятельности еще и преподававшего в Училище при ГОСЕТе и пробовавшего свои силы в режиссуре, ставя спектакли в родном театре и помогая в подготовке программ Аркадию Райкину и эстрадной певице Ружене Сикоре, действительно впечатляет. Взять, скажем, Бобе-Яхне — еврейскую Бабу Ягу, в поставленной в 1922-м художественным руководителем ГОСЕТа Алексеем Грановским «Колдунье» А. Гольдфадена (эту женскую роль по традиции исполняли мужчины), которая, как вспоминала Н.С. Вовси-Михоэлс, вышла у него «страшной каргой, высохшей от жадности и злости». Или Первого Бадхена, «духа радости и духа печали» в спектакле «Фрейлехс» (1946, режиссер-постановщик — Соломон Михоэлс). Или шекспировского Шута, второе «я» короля Лира (1935, режиссер — Сергей Радлов). Или галерею героев Шолом-Алейхема, к которым у Вениамина Львовича было особое, чрезвычайно трепетное отношение. 
Зускин родился сто десять лет назад, весной 1899-го, и провел детство в маленьком российском городке Поневеже Ковенской губернии (сейчас это литовский Паневежис). Поэтому он досконально знал быт, нравы и проблемы провинциальных жителей, также «населяющих» и произведения еврейского классика, с которыми Вениамин Львович «встретился» впервые едва ли не в младенчестве. Благодаря отцу, портному по профессии и врачу по призванию Лейбе Зускину, вечерами читавшему вслух своей большой, состоявшей из восьми человек семье рассказы Шолом-Алейхема, в которых смешные моменты оттенялись толикой минора, а драматические — мягким, деликатным, всегда точным юмором.
Все это близко Зускину, порой и впрямь напоминавшему какого-нибудь шолом-алейхемовского чудака. Но более всего Гоцмаха из «Блуждающих звезд», сыгранного им в 1941-м в одноименном спектакле ГОСЕТа в режиссуре С. Михоэлса, — отменного комика с нежнейшей душой поэта, подлинного рыцаря театра.
О сходстве артиста с персонажем Шолом-Алейхема и об иных интересных фактах биографии Вениамина Зускина нам рассказала его младшая дочь Алла Зускина-Перельман в вышедшей в 2002-м книге «Путешествие Вениамина», дав читателям возможность усмотреть в подобном названии двойной смысл. Некий поклон в адрес Сендерла — «еврейского Санчо Пансы» из «Путешествия Вениамина Третьего» по М. Мойхер-Сфориму (1927, постановка А.М. Грановского), одного из любимейших и самим Вениамином Львовичем, и публикой актерских творений ее отца. Но главное — желание провести нас по жизненному маршруту Зускина, финал которого, как начинает казаться по мере знакомства с монографией, был заранее предопределен. Так что, останься Зускин по приглашению Макса Рейнхардта в Германии, он спасся бы от репрессий у себя на Родине, но трагедии, скорее всего, не избежал бы. Слишком уж хорошо известна участь евреев в Европе в период между двумя мировыми войнами.
Словом, вослед целому ряду своих современников, Вениамин Львович Зускин оказался заложником судьбы, как будто вознамерившейся во что бы то ни стало взять реванш у муз за их благосклонность к актеру-самородку, в юности, однако, успевшему поучиться в Горном институте на Урале и в Москве. Он же при этом не переставал сомневаться в своих возможностях и в поисках совершенства неустанно трудиться.
О последнем, впрочем, зрители вряд ли догадывались. Им, если верить свидетельствам очевидцев, Вениамин Львович, актерские откровения которого возникали как бы сами собой, словно по мановению волшебной палочки, представлялся воплощением гармонии. 
И вовсе не случайно у супруги учителя Зускина, Алексея Михайловича Грановского — Александры Вениаминовны Азарх-Грановской — Вениамин Зускин неизменно вызывал ассоциации с Моцартом и со странными людьми с живописных полотен Марка Шагала. 
Ведь, по мнению А.В. Азарх-Грановской, Зускин тоже был наделен даром полета, и ему для того, чтобы «воспарить», достаточно было лишь малейшего «дуновения».
 

Майя ФОЛКИНШТЕЙН, Россия
Работа В.Я. ТАРАСОВОЙ

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции