Древние предрассудки и современный антисемитизм (о книге С.Е.Резника «Мифология ненависти», М., 2008).

 В.Ю. Дашевский
 10 августа 2009
 5552

Книга писателя и историка Семёна Резника - по объему небольшая (всего 88 страниц текста!), но ёмкая по содержанию. Подзаголовок гласит: «Об антисемитизме – для всех».

Когда и почему возникли предубеждения и неприязнь к евреям? Как традиционная юдофобия, порожденная религиозной нетерпимостью, превратилась в современный антисемитизм, основанный на лженаучных социально-экономических и расовых теориях? Откуда взялся сам термин «антисемитизм»? Каково основное содержание антисемитских мифов? Как отразилось распространение этой «мифологии ненависти» не только на исторических судьбах евреев, но и целых государств, например, Германии и Советского Союза? Что пытаются вбить людям в головы антисемиты современные, особенно те, которые действуют в России? 
Обо всем этом написано и еще будет написано множество книг. Автор «Мифологии ненависти» сумел интересно рассказать об этих непростых вопросах и дать на них ответ, отражающий достижения современной науки. Его книга написана действительно для всех, кто хочет разобраться в сложной, болезненной и, к сожалению, не устаревшей теме.
Прекрасно владея историческим материалом, С.Резник отнюдь не ограничивается изложением известных фактов и мнений. Он выступает как самостоятельный исследователь, умеющий отстаивать свои взгляды. Так, говоря об истоках юдофобии (возникшей еще в дохристианские времена), С.Резник критикует ряд суждений видного филолога и историка античности Соломона Лурье, автора известной работы «Антисемитизм в древнем мире» (впервые увидевшей свет в 1922 году). Книгу эту пытались использовать в своих целях антисемиты, в том числе главари «третьего Рейха» и живший в США «русский последыш нацистов Андрей Дикий…, автор по-своему классического антисемитского фолианта «Евреи в России и СССР», изданного в 1967 году и не раз переизданного в постсоветской России» ( С.Е.Резник, указ.соч., стр.23). 
Конечно, внимательный читатель труда Соломона Лурье поймет, что именно там на самом деле сказано. Однако, как писал сын и биограф ученого Яков Лурье (сам ставший известным историком), «публикация в 1922 году «Антисемитизма…» была не просто эпатажем – книга произвела впечатление, которого явно не хотел сам автор» (Я. С. Лурье, «История одной жизни», СПб., 2004 г., стр.95). Касаясь данного сюжета, С.Резник показал, насколько острыми и злободневными являются проблемы истории антисемитизма, даже если речь идет о временах далеких…
Переходя к временам «не столь отдаленным», С.Резник умеет рассказать читателю неизвестное об известном. На страницах его книги не случайно соседствуют имена Вильгельма Марра и Карла Маркса. О немецком публицисте – антисемите Марре, пустившем в 1879 году в оборот сам термин «антисемитизм», сейчас помнят только специалисты-историки. Имя Маркса всемирно известно. Но многие ли знают, что еще в 1844 году, в статье «К еврейскому вопросу», Маркс писал: «Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской Бог? Деньги»,- и рассуждал о «денежной власти» евреев в Европе. Приведя точные и обширные цитаты, С.Резник отмечает: «О том, что основная масса евреев жила в невероятной нищете и бесправии, подвергаясь гонениям со стороны властей…, Маркс, конечно, хорошо знал. Но если факты не укладывались в его «научную» теорию, то тем хуже было для фактов» (указ.соч., стр.8). Основоположник «научного коммунизма» сам, как известно, был еврейского происхождения. Но он внес свой вклад в «социально-экономическое обоснование» антисемитизма, хотя сам этот термин «тогда еще изобретен не был». «Еврей был объявлен низменным материалистом…, всегда и везде преследующим только личную выгоду» (указ.соч.,стр.9,13). На этом, однако, развитие антисемитских «теорий» не остановилось. Стараниями Е.Дюринга, Х.С. Чемберлена и им подобных идеологов расизма под антисемитизм к началу XX века были подведены «биологические» основы. «Высшей расой,- пишет С.Резник,- были признаны индоевропейцы, они же арийцы, а низшими- все остальные, включая, конечно, семитов-евреев». Теперь даже переход в христианство не мог избавить еврея от клейма порочности и неполноценности. «Не удивительно, что при таком идеологическом оснащении антисемитское движение стало приобретать организованные формы» (указ.соч.,стр.13). 
В книге С.Резника убедительно показано, как «из антисемитизма вырос нацизм» (курсив С.Резника), как юдофобия и антисемитизм стали сознательно использоваться в политических целях. В ход пошли и средневековые мифы (о том, что «жиды Христа распяли», что «иудеи употребляют кровь христиан в ритуальных целях», и тому подобное), и созданные уже в современную эпоху легенды о «всемирном еврейском заговоре», о «пятой колонне» из «предателей-евреев» и т.д. Все эти измышления С.Резник тщательно анализирует, показывает их происхождение из древних суеверий, их полную несостоятельность. И, что важно отметить,- он разъясняет причины «поразительной живучести антисемитских фальшивок». Автор «Мифологии ненависти» не разделяет «типичное заблуждение рационально мыслящих интеллектуалов»: мол, «достаточно доказать, продемонстрировать подложность какого-то документа, и он перестанет кого-либо интересовать» (стр.67). История антисемитских фальшивок – от знаменитых «Протоколов сионских мудрецов» до изготовленного недавно видеофильма «Россия с ножом в спине» - «показала, что это не так». «Даже твердо установленные факты, если они не укладываются в стереотипные мифологемы, часто вымываются из общественного сознания»,- констатирует автор (стр.74). 
С.Резник показывает, какие политические силы в XX веке и в наши дни особенно активно использовали и раздували антисемитские предрассудки. Французские реакционеры, организовавшие «дело Дрейфуса»; сторонники российского самодержавия накануне его краха; германские фашисты, развязавшие Вторую мировую войну; Сталин и его преемники, пытавшиеся спасти обреченную коммунистическую диктатуру; российские «национал-патриоты», активно возрождающие культ Сталина, а некоторые – и Гитлера; политиканы и террористы, освящающие свои преступления именем ислама и иной религии,- таковы эти силы, проявившие себя как враги свободы и демократии и ставшие барьером на пути развития современной цивилизации.
Те, кто сеет между народами национальную вражду, всегда стремились оправдать свои действия защитой интересов «своего» народа. В связи с этим автор «Мифологии ненависти» пишет: «Друзья народа», растлевающие ненавистью незащищенное сознание простых людей, и есть самые страшные его враги» (стр.88). С.Резник цитирует в своей книге Обращение к русскому обществу, составленное в 1911 году В.Г.Короленко и подписанное виднейшими деятелями русской литературы, науки, культуры того времени. Лучшие представители русской интеллигенции стали тогда на защиту рядового человека- еврея Менделя Бейлиса, которого царские власти обвинили в «ритуальном убийстве». «Те самые люди, которые стоят за бесправие собственного народа, всего настойчивее будят в нем дух вероисповедной вражды и племенной ненависти,- говорилось в Обращении. – Не уважая ни народного мнения, ни народных прав, готовые подавить их самыми суровыми мерами, - они льстят народным предрассудкам, раздувают суеверие и упорно зовут к насилиям над иноплеменными соотечественниками» (указ.соч.,стр.53-54). Надо ли говорить, насколько актуально звучат и теперь, почти через сто лет, эти слова?
Остается добавить, что талантливая книга С.Е.Резника, благодаря усилиям Московского бюро по правам человека (МБПЧ) и его директора, члена Общественной палаты Александра Брода, вышла в России двумя изданиями - в 2006 и 2008 годах. Однако общий тираж обоих изданий - только 2,5 тысячи экземпляров. В свободную продажу книга не поступала - таковы условия издательской деятельности МБПЧ. Будем надеяться, что российская общественность не оставит незамеченной эту книгу.
 

В.Ю. Дашевский, кандидат исторических наук, Россия
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции