УШЕДШАЯ МОСКВА - ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФЕНОМЕН XX ВЕКА - АРИЭЛЬСКАЯ РОССИЯ

 Ирина ЛЮБАВИНА
 24 июля 2007
 5843
Выпуск 6-й, 5764-го года
Ушедшая Москва Евреи в Москве: Сборник материалов. Москва: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2003 В сборнике «Евреи в Москве» (составители Юрий Снопов и Артур Клемперт) опубликованы не потерявшие своей актуальности исследования конца XIX-XX веков и некоторые опубликованные источники по истории и историографии московских евреев в Москве. Эти материалы, по мнению составителей сборника, разносторонне и объективно реконструируют картину социальной и культурной жизни московских евреев в указанный период. В сборнике представлены различные взгляды на историю еврейской общины города. Сборник включает исследовательские работы, мемуары, публицистику и материалы периодики. Предпочтение составители отдавали работам, написанным и опубликованным на русском языке. В основу составления сборника положен хронологический принцип, при этом первый опубликованный материал — работа С. Вермеля «Евреи в Москве» — является обзорным для всего дореволюционного периода, а последний — статья Х. Брауде «Материалы по естественному движению еврейского населения в Москве за 48 лет (1870-1917 гг.)» — подводит его демографические итоги. В начале каждой статьи приводится справка об ее авторе и указывается, откуда взят тот или иной текст. Тоталитаризм как феномен ХХ века М. Хейфец. Ханна Арендт судит XX век. Москва-Иерусалим: Даат/Знание, 2003 В книге известного израильского литератора и журналиста Михаила Хейфеца изложены основные идеи фундаментального труда Ханны Аренд «Истоки тоталитаризма», в котором она решает проблемы, связанные с антисемитизмом, империализмом, тоталитарными системами XX века в Германии и СССР. Ханне Арендт (1906-1975) по праву принадлежит одно из мест в первом ряду политических мыслителей ХХ века. Причем ее творчество не стало достоянием истории, пусть даже новейшей, а проложило мосты в будущее. Книга «Истоки тоталитаризма», появившаяся в 1951 году на английском языке, принесла ее автору всемирную известность. Самым решительным образом Х. Арендт подчеркивала принципиальную новизну и своеобразие тоталитаризма. Тем самым она вступила в явное противоречие, например, с Карлом Поппером, на чей взгляд уже от платоновского идеального государства тянулась нить генетической связи с современным тоталитаризмом. Для Х. Арендт тоталитаризм — феномен ХХ века. Она против тех, кто вольно или невольно «облагораживает» тоталитаризм, возлагая ответственность за него на европейскую духовную традицию. Более того, она видит в нем прямое отрицание этой насыщенной духом гуманизма традиции. Заслугой Х. Арендт является также разработка методологического и понятийного инструментария для исследования неизведанного феномена. Ариэльская Россия С. Погреб. Ариэль: Стихи. Иерусалим: Гешарим; Москва: Мосты культуры, 2003 До репатриации в Израиль в 1990 году Сара Погреб была автором лишь одного поэтического сборника «Я домолчалась до стихов», изданного в Москве в 1990 году с маленьким предисловием Давида Самойлова. Несмотря на тираж в тысячу экземпляров, сейчас в Москве эту книгу найти невозможно, ее нет даже в лучших библиотеках. До этого ее стихи печатались в журналах «Дружба народов», «Юность», в альманахе «Поэзия» за 1988 год. В предисловии к сборнику Сары Погреб, вышедшему в прошлом году в издательстве «Мосты культуры – Гешарим», Евгений Витковский отмечает свое впечатление от ее стихов: «Они словно бы сочинены в уме, и лишь потом записаны». Неизгладимый след в творчестве С. Погреб оставили Украина, Россия, Крым и Грузия. Этот преломленный свет воспоминаний озарил десятки ее стихотворений. О «еврейской России» поэтесса говорит скупо и нечасто, скорее вспоминая близких людей, чем какие-либо конкретные реалии. «Зато, — пишет Е. Витковский, — пронзительно чисты ее стихи об Эрец Исраэль, — говорю именно о «земле», чтобы избежать политики, которой тут и следа нет». Книга читается на одном дыхании, а по прочтении оставляет некоторое чувство обиды: почему так мало?..


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!