Тора и современность
Глава «Ки Таво» — «Когда придешь»
Тема: душа и тело Подъем или спуск?
И будет, когда ты придешь в землю, которую Господь, Б-г твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней («Дварим», 26:1).
Когда еврей вступает в Святую Землю, традиция называет это «восхождением» (алия). Сам воздух Израиля делает человека умнее. И прежде всего потому, что это означает духовный рост и продвижение в служении Творцу. В начале нашей главы сказано: «И будет, когда ты придешь в землю, которую Господь, Б-г твой, дает тебе в удел». Выражение «и будет», как правило, означает радостное ожидание чего-то хорошего. Но в данном случае, поясняет Алтер Ребе, это уподобляется тому, как душа сходит в этот мир и облекается в физическое тело, что означает спуск, а вовсе не подъем. По выражению мудрецов, «рывок с высокой вершины (крыши) да в глубокую яму».
Почему же Писание говорит «и будет»? Этот спуск непременно должен завершиться еще более значительным подъемом, а ожидание его — это уже повод для радости.
Глава «Ницавим» — «Вот, вы все стоите сегодня»
Тема: раскаяние
Истинное и полное раскаяние
И возвратишься к Всевышнему, Б-гу твоему («Дварим», 30:2).
Заповедь раскаяния (тшува) и необходимая для этого духовная работа — важные составляющие нашего служения. Но всегда ли конечный результат соответствует желаемому? Как известно, термин «раскаяние», «покаяние» имеет еще одно значение: полное возвращение к Творцу, как об этом сказано в нашей главе: «И возвратишься к Всевышнему, Б-гу твоему», причем в тексте Писания используется предлог «до», а не «к». Истинный результат: когда твое раскаяние достигнет такой степени, что «Всевышний» станет «твоим Б-гом», — Б-жественное присутствие проникнет во все аспекты твоей повседневной жизни.
Магид из Межерича
Глава «Ваелех» — «И пошел»
Десять дней покаяния
Эту главу обычно читают в промежуток между Рош га-Шана и Йом Кипур, который носит название «Десять дней покаяния» (асерет емэй тшува). Раскаяние, хотя и происходит незаметно для посторонних, в еврейском сердце, значит ничуть не меньше, чем жертвоприношения, которые во времена Храма были обязательной составляющей исправления и искупления грехов. Так об этом сказано в Псалмах: «Сломленный покаянием дух — те же жертвоприношения Всевышнему», и Книге пророков («Шмуэль», 15:22): «Ведь послушание — превыше жертвы». Нет ничего более цельного, чем разбитое еврейское сердце.
Из бесед Ребе
Ищите Б-га, когда Его можно найти
Почему промежуток времени между Рош га-Шана и Йом Кипур получил название «Десять дней покаяния»? Ведь заповедь покаяния (тшува) обязательна всегда. Просто это время — наиболее благоприятное для раскаяния. Именно в это время наше раскаяние и просьбы о прощении принимаются немедленно, как сказано («Ишайя», 55:6): «Ищите Б-га, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко»!
Большинство вспоминают о раскаянии и исправлении грехов в дни чтения покаянных молитв «Слихот» (в этом году 12 сентября вечером, на исходе субботы) и «Десять дней покаяния». Другие начинают с месяца элул время подведения итогов и исправления своих поступков. «А я считаю, — говаривал рабби Исроэль из Саланта, — что начинать надо сразу после окончания Йом Кипур, последними словами молитвы «Неила». И далее весь год».
Глава «Гаазину» — «Внимайте, небеса»
Внимайте, небеса, и я говорить буду, и да слышит земля речи уст моих («Дварим», 32:1).
Из чего складывается успешный бизнес? Из умения вести «дела земные» и удачи, которую посылает небо. В свое время Магид из Межерича велел своим хасидам учить песнь «Внимайте, небеса» (гаазину) наизусть. А 6-й Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак добавил к его словам: «Если бы бизнесмены знали, какое благословение скрыто в этих словах Торы, они бы выучили их и повторяли днем и ночью».
Праздник Рош га-Шана — 5770 в этом году 19 (суббота) и 20 (воскресенье) сентября.
Заповедь «трубных звуков» (ткиат-шофар) — в этом году только в воскресенье (20 сентября).
Обряд молитвы у реки: «И брось в пучину моря все наши грехи» (ташлих) — в воскресенье вечером, перед заходом солнца .
Предмет молитвы
Как-то рабби Йосеф, дядя 3-го Любавичского Ребе Цемах-Цедека во время «Дней покаяния» оказался в одном местечке и на Рош га-Шана вынужден был молиться в местной синагоге.
Правда, вышел он оттуда весьма удрученный. А спустя некоторое время, уже на праздник Суккот, в кругу своих друзей-хасидов он признался, что бесконечные просьбы молящихся о материальном благополучии совсем сбили тогда его молитвенный настрой и посеяли сомнение в его душе. Раньше он считал своими главными недостатками то, что недостаточно сосредоточен во время молитвы, мало уделяет времени занятиям Торой, не столь ревностно исполняет некоторые заповеди и тому подобные «мелочи» еврейской жизни. А теперь он понял, что «главным недостатком» является его малый заработок и отсутствие хорошего экипажа.
«И вот теперь меня постоянно мучает один вопрос, — со свойственным хасидам юмором подвел он итог всей этой невеселой истории. — О том ли я молился все эти годы?!»
Глава года
Рош га-Шана в переводе означает «глава года», а куда голова — туда и все тело. Поэтому существует такая примета: если первый день года выдался теплым, то весь год будет теплым. Но хасиды толковали эту примету на свой лад. Если в Рош га-Шана «тепло» — еврейское сердце полно горячей любви к Всевышнему, — то и весь год его будет согревать любовь к Творцу.
Рабби Мордехай из Люблина
Добрый и сладкий
В Рош га-Шана мы просим в наших молитвах: «Пошли нам добрый и сладкий год!» Этого же мы желаем друг другу. Почему именно «сладкий»? Дело в том, что даже в случае неприятностей мы должны верить, что «и это все к лучшему» (гам зу ле-това), несмотря на неизбежное чувство горечи и досады. Поэтому мы просим, чтобы то добро и благо, которое посылает нам Всевышний, имело еще и «сладкий вкус».
Рабби Шломо из Линчина
«Помяни нас к жизни… ради Тебя, Б-г, дарующий жизнь»
В молитвах на Рош га-Шана мы не просто просим Всевышнего, чтобы он «помянул нас к жизни». Мы просим, чтобы эта жизнь была «ради Тебя»: наполнена Торой и заповедями, и служением Творцу. Только такая жизнь нам нужна!
«Сфат-эмет»
День искупления — Йом Кипур
(с вечера 27 сентября по понедельник 28 сентября)
Ты сказал
В наших покаянных молитвах есть строчки, заимствованные из текста самой Торы («Бемидбар», или «Числа», 14:20): «И сказал Всевышний: Простил я тебе по слову твоему». Как это следует понимать? Прощение, которое посылает нам Всевышний, соотносится с «нашими словами» — с той мерой искренности и чувством раскаяния, которое мы испытываем, когда молимся.
Сосуд и содержимое
Во время молитв на Йом Кипур мы произносим, в частности, такие слова: «Вот, я пред Тобой, как сосуд, полный стыда и позора». Даже если это правда, зачем об этом напоминать лишний раз в такой ответственный момент?
Дело в том, что человек — это, прежде всего, сосуд, в этом заключается его истинная ценность. Даже если сосуд наполнен пустыми и бесполезными вещами, это еще не повод его выбрасывать. Содержимое — наши грехи — вот что подлежит полному уничтожению, а чистый сосуд можно наполнить новым, более достойным содержимым.
Время все начинать сначала
Предыдущий Ребе, рабби Иосиф Ицхак рассказывает, что однажды на исходе святого дня после Йом Кипур он спросил у своего отца, что сегодня на «повестке дня», какой сейчас путь служения? И Ребе РАШАБ ему ответил: «Надо уже готовиться к следующему Йом Кипур и снова начинать путь раскаяния». Все с самого начала…
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!