Книжная лавка
Плач по местечку
Е. Котик. Мои воспоминания / Пер. с идиша М.А. Улановской. СПб.; М.; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2009
Ехезкела Котика можно считать первым мемуаристом, писавшим на идише. Его «Воспоминания» были опубликованы в 1912 году и сразу получили восторженную оценку критиков и писателей, в том числе Шолома-Алейхема и И.-Л. Переца. Новую жизнь они обрели, когда вышел их перевод: сначала на иврит в 1998 году, а затем на английский язык в 2002-м. Настоящее издание — первый перевод «Моих воспоминаний» на русский язык.
Хозяин дешевой харчевни на варшавской улице Налевки родился в 1847 году в местечке Каменец-Литовск Брестского уезда Гродненской губернии, расположенном на юго-западе Литвы. Местечко относилось к черте оседлости и находилось недалеко от Полесья, Волыни и Польши. Эта «пограничность» родного города позволила Котику ярко показать в своих «Воспоминаниях» различные группы и типы еврейского населения Российской империи. В книге Котик подробно описал свое детство и юность. События он доводит до смерти любимой бабушки Бейле-Раше и распада большой семьи.
Котик — и в этом самая сильная сторона его «Воспоминаний» — типично фольклорный рассказчик. Он рассказывает о том, чего не видел и видеть не мог, например об истории взаимоотношений своего дяди Берл-Бендета с помещиком Сиховским, с такой глубокой убежденностью, с таким ощущением присутствия, которые характерны именно для народного рассказа. В книге дается широкая панорама экономической, социальной, религиозной и культурной жизни еврейской общины в черте оседлости в середине XIX века.
Сочетание противоположностей
Дж. Розен. Талмуд и Интернет. Путешествие между мирами. М.: Текст, 2008
Древняя традиция и современный хаос, сомнения и вера, живое и мертвое, трагедия и надежда — интерес к сочетанию противоположностей двигал американским прозаиком и эссеистом Джонатаном Розеном, когда он писал эту работу о связи древней книги еврейской мудрости — Талмуда — и продукта современных высоких технологий — Интернета. Автор видит схожесть в странице Талмуда и домашней странице Интернета, где ничто не дается в законченном виде и на которой пиктограммы и квадраты с текстами открывают доступ к бесконечному числу взаимосвязанных перекрестными ссылками текстов и диалогов. Он считает, что как в Талмуде, так и в Интернете можно найти все что нужно, — если знаешь, как и где именно искать. Он размышляет о талмудической мудрости, судьбах своих предков и взаимосвязях вещного и духовного миров.
«Когда я смотрю на страницу Талмуда и вижу все эти тексты, расположенные в одном месте, вплотную друг к другу, словно дети иммигрантов, спящие в одной постели, я не могу отделаться от мысли, что все это напоминает мне культуру Интернета, — пишет Д. Розен. — В течение сотен лет ответы и вопросы, касающиеся практически каждого аспекта еврейской жизни, постоянно перемещались в пространстве между рассеянными по миру евреями и различными центрами изучения Талмуда. Вот и Интернет является неким миром, удовлетворяющим безграничное любопытство, миром дискуссий, доводов, сведений, в котором любой человек на время перестает ощущать себя одиноким странником и может задавать вопросы и получать ответы. Мне приятно думать, что некая современная технологическая среда оказывается в чем-то сродни древней».
Таиров реальный и мнимый
М. Левитин. Таиров. М.: Молодая гвардия, 2009
Имя Александра Яковлевича Таирова (1885–1950) известно каждому, кто знаком с историей российского театрального искусства. Этот выдающийся режиссер отвергал как жизнеподобие реалистического театра, так и абстракцию театра условного, противопоставив им «синтетический театр», соединяющий слово, музыку, танец, цирк. Свои идеи Таиров пытался воплотить в основанном им в Москве Камерном театре, воспевая красоту человека и силу его чувств в диапазоне от трагедии до буффонады. Но в оценке этих спектаклей не было единодушия — режиссера упрекали в эстетизме, западничестве, высокомерном отношении к зрителям. В результате в 1949 году театр был закрыт, что вскоре привело к болезни и смерти его основателя.
Биография Таирова, вышедшая в серии «ЖЗЛ», — это документальный роман о режиссере, написанный его собратом по ремеслу, режиссером и писателем Михаилом Левитиным. Автор книги исследует не только драматический жизненный путь Таирова, но и его творческое наследие, глубоко повлиявшее на современный театр.
Ведущая рубрики
Ирина ЛЮБАВИНА Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!