Режиссер со знаком качества

 Майя Фолкинштейн
 31 августа 2009
 3493

И это не просто красивые слова, которые традиционно сопровождают юбилейные здравицы. В правоте подобного утверждения имеет шанс убедиться каждый, кто посетит его спектакли. Потому что Шапиро — один из немногих действующих сегодня представителей старой, проверенной несколькими историческими эпохами, отечественной школы режиссуры. 

К постижению ее азов Адольф Яковлевич приступил в родном Харькове — в стенах местного театрального института, продолжив этот процесс на занятиях лаборатории Марии Осиповны Кнебель при ВТО. И здесь стоит вспомнить, что сама Кнебель свою творческую деятельность начинала «под крылом» Московского Художественного театра. Следовательно, согласно давней теории, Адольфа Шапиро отделяет одно «рукопожатие» от отцов-основателей МХТ, модель внутреннего устройства которого он считает едва ли не идеальной, а личность Константина Сергеевича Станиславского — притягательной не только для людей искусства. Поэтому он охотно откликнулся на предложение издательства «Вагриус» написать книгу, посвященную новатору русской сцены.
Кстати, книга эта будет третьим литературным опытом Шапиро. Первый — «Антр-Акт» — увидел свет в 1991-м. Второй — «Как закрывался занавес» — в 1999-м. И именно из него мы узнали подробности уничтожения Рижского Молодежного театра (бывшего ТЮЗа), ликвидированного в 1992-м согласно приказу Раймонда Паулса (он занимал тогда должность министра культуры Латвии) и принадлежавшего к числу лучших коллективов «для детей и юношества» на территории бывшего Советского Союза.
Адольф Шапиро приехал в Ригу в 1962-м, с 1964-го и до финальных дней существования Рижского Молодежного возглавлял этот театр. Спустя много лет он говорит о нем с любовью и нежностью. А еще — с нескрываемым чувством горечи, продиктованным осознанием собственной вины перед главным театром своей жизни, для спасения которого, как кажется Шапиро, он не смог сделать всего возможного.
С этой болью Шапиро, ставший «свободным художником поневоле», продолжает жить и трудиться, активно сотрудничая с драматическими театрами Москвы и Петербурга, других крупных российских и зарубежных городов. А в сезоне 2008/2009 года даже дебютировал в качестве режиссера оперы, поставив в столичном Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко «Лючию ди Ламмермур» Г. Доницетти.
Причину востребованности Адольфа Шапиро, вероятно, надо искать в его умении внимательно прочитать первоисточник, в верности психологическому театру, по которому истосковались порядком утомленные различного рода авангардными экспериментами и публика, и артисты, уважающие Шапиро за то, что, как сказал однажды вахтанговец Василий Лановой (сыгравший в «Милом лжеце» Дж. Килти в режиссуре А. Шапиро одну из лучших своих ролей — Бернарда Шоу), «режиссера интересуют не какие-либо сценические эффекты, броские мизансцены, а глубинное выявление актером сути образа, постижение характера героя, логическая мотивировка его поступков». К тому же Шапиро всегда знает, какую «телеграмму» он собирается «посылать» зрителям (к примеру, воссоздавая на игровой площадке Театра под руководством О. Табакова копию его зала, предоставляет нам возможность ассоциировать себя с персонажами пьесы М. Горького «На дне», а посредством выпущенных в Малом театре горьковских же «Детей солнца» призывает нас в любых обстоятельствах сохранять человеческий облик).
Однако при всей жесткости, определенности замыслов спектаклей Адольфа Шапиро не создается ощущения, что поставлены они неким мэтром. Напротив, в режиссерских работах Шапиро чуткий зритель способен уловить волнение постановщика от соприкосновения с привлекающим его в тот или иной жизненный момент драматургическим материалом. Будь то чеховский «Вишневый сад» или «Кабала святош» М. А. Булгакова, которые Шапиро не единожды переносил на театральные подмостки.
И эта свежесть восприятия хорошо знакомых произведений представляется наиболее ценным качеством режиссера Адольфа Шапиро. Особенно если учесть, что профессионально он занимается театром вот уже почти полвека.
 

Майя ФОЛКИНШТЕЙН
Россия

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции