«Свою линию гну: не попасть ни в одну»

  Майя ФОЛКИНШТЕЙН
 4 октября 2009
 3903

Козаков - фигура отдельная. Особенная. В каком-то смысле уникальная. И дело тут не в одних лишь исключительных природных данных Козакова, не в разносторонности дарования, и даже не в аналитическом складе ума. Просто за любым начинанием Михаила Козакова всегда ощущается большая культура…

Виновных я клеймил, ликуя.
Теперь иная полоса.
Себя виню, себя кляну я.
Одна вина, сменить другую,
Спешит, дав третьей полчаса.

Это четверостишие драматург, сценарист и поэт Александр Володин с любовью посвятил Михаилу Козакову. Александру Моисеевичу же принадлежит фраза, вынесенная в название настоящей статьи. Ее, вложенную в уста героя володинской повести «Графоман», мог бы, наверное, применительно к себе повторить и Михаил Козаков.
Несмотря на то, что изрядная доля его профессиональных достижений связана с репертуарными театрами — имени Вл. Маяковского и Моссовета (в его труппе Михаил Михайлович состоит с 2003 года), «Современником», на Малой Бронной, единым, еще не разделенным МХАТом имени М. Горького, — с кинематографом и телевидением, которые тоже принадлежат к разряду коллективных искусств, Козаков все же является фигурой отдельной. Особенной. В каком-то смысле уникальной.
И дело тут не в одних лишь исключительных природных данных Козакова (яркой внешности, выразительном голосе, внутренней значительности), не в разносторонности дарования, позволяющей ему органично существовать в подчас полярных жанрах, от трагедии до фарса (взять, к примеру, Арбенина в «Маскараде» и графа Зефирова в водевиле «Лев Гурыч Синичкин»), и даже не в аналитическом складе ума, который редко встречается среди актеров. Просто за любым начинанием Михаила Козакова, появляется ли он на сцене или на экране в новой роли или с чтецкими композициями, выпускает ли в свет очередной литературный труд или беседует с корреспондентом того или иного СМИ, всегда ощущается большая культура.
Подобное качество сегодня, когда эта самая культура находится в огромном дефиците, представляется наиболее ценным. Тем более что Козаков сберег это качество с детства.
Он родился в Ленинграде, в семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова и литературоведа Зои Александровны Никитиной. До переезда в Москву и поступления в Школу-студию МХАТ (на курс к Павлу Владимировичу Масальскому и Борису Ильичу Вершилову) жил на канале Грибоедова, в так называемой писательской надстройке. И с малых лет имел возможность общаться с Борисом Михайловичем Эйхенбаумом, Анатолием Борисовичем Мариенгофом, Евгением Львовичем Шварцем, многими другими выдающимися людьми нашего отечества….
О них и обо всех тех, кто оказал хотя бы минимальное влияние на формирование его характера, Михаил Козаков не устает рассказывать на страницах своей мемуарной прозы и в интервью. Причем делает он это, не стесняясь самых громких и восторженных слов.
О себе же Михаил Михайлович предпочитает говорить с легкой иронией. В соответствующей манере рассуждая и о таком факте своей биографии, как случившийся в 1990-х годах переезд в Израиль, который потребовал от него не только освоения иврита (что вполне сравнимо с подвигом), но и вхождения в непривычный ритм жизни.
Все это также отличает Михаила Михайловича Козакова от его коллег, в большинстве своем начисто лишенных критического отношения к собственной персоне, подчас видящих себя едва ли не центром вселенной, не обращающих внимания на то, что происходит вокруг.
Козаков же, вопреки солидному возрасту (а, как ни крути, 14 октября 2009-го ему исполняется 75), старается быть в курсе крупных политических и общественных событий, театральных, кинематографических, а главное, книжных новинок.
Он, будучи большим артистом, в чьем послужном списке значатся Гамлет из спектакля Николая Охлопкова и король Лир в постановке Павла Хомского, Шейлок в «Венецианском купце» в версии Андрея Житинкина и дон Жуан в сценическом варианте мольеровского «Дон Жуана», осуществленного Анатолием Эфросом, создателем почитаемых несколькими зрительскими поколениями телевизионной версии «Фауста» И.-В. Гете и фильмов «Безымянная звезда» и «Покровские ворота», считает себя прежде всего человеком книги. Именно в хорошей книге Козаков неизменно находит источник для отдохновения души.
И — в стихах, которыми Михаил Михайлович, кажется, переполнен до краев.
Иногда, думается, тронь Козакова пальцем, и из него рекой польются строки Бориса Пастернака и Давида Самойлова, Осипа Мандельштама и Юрия Левитанского, Иосифа Бродского и Александра Кушнера….
И всегда — Александра Сергеевича Пушкина, который для него не на словах, а на самом деле «наше все».
У Пушкина и у иных классиков отечественной словесности — Лермонтова и Тютчева, Льва Толстого и Александра Островского — Михаил Козаков ищет ответы едва ли не на все одолевающие его, зачастую вечные, риторические вопросы, которые, видимо, как у всякого интеллигента, не иссякнут у него никогда.
– Я считаю — как судьба сложилась, так она и сложилась, — сказал он в одном из интервью. — Но я обдумываю, как я прожил, и часто могу сказать за Пушкиным: «С отвращением читаю жизнь свою, но строк печальных не смываю…»
 

Майя ФОЛКИНШТЕЙН
Россия

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции