Музыкальные встречи в Британии

 Яков Коваленский
 2 ноября 2009
 3589

Королевский оперный театр в Лондоне Covent Garden, конечно, один из лучших в мире. Побывать там хотя бы один раз — счастье. Автор статьи смог побывать там пять раз, и это большая удача. Каждая постановка в этом театре — событие в музыкальном мире. В феврале-марте с.г. на сцене Covent Garden шла опера Вагнера «Летучий голландец» в постановке известного английского режиссера Тима Олбери. Дирижировал оперой Марк Альбрехт, являющийся главным дирижером филармонического оркестра г. Страсбурга.

Опера прекрасно поставлена и оформлена: на сцене — берег моря и пришвартовавшийся корабль. Все это подлинное: вода прямо плещется у края сцены, и моряки, выходящие на берег, все в резиновых сапогах. Натурализм этой сцены просто ошеломляет. Но главное в постановке — участие в ней выдающегося английского (точнее, уэльского) певца — Брина Терфеля. Его пение и игра были просто бесподобны: глубокий, насыщенный баритон замечательного тембра, потрясающая артикуляция, умение петь piano. Его голос звучит то как набат, подобно переливчатому колоколу, то, когда нужно, как шепот морского штиля, и без каких-либо внешних усилий заполняет весь зал. Каждое выступление Терфеля превращается в музыкальное событие. Это огромный человек могучего телосложения, и, в то же время, он удивительно гибок и изящен. Его герой — страдающий человек, жаждущий любви и верности, но, по велению судьбы, так и не нашедший счастья и успокоения. Терфель — ведущий исполнитель партий баса и баритона, он поет во многих оперных столицах мира, и, послушав его в Королевской опере, понимаешь, что равного ему в наши дни нет. Терфель имеет несколько английских наград за свои достижения, последняя из них — королевская медаль, врученная в 2006 году лично королевой Елизаветой Второй.
Главную женскую партию Сенты пела немецкое сопрано Аня Кампе. Она обучалась в Дрездене и в Турине и уже пела ранее эту партию во многих европейских оперных театрах. У нее большой и ровный голос, и ее дуэт с Терфелем просто заворожил зал. Почти все остальные небольшие, но важные партии пели немецкие певцы. Вокальная сторона постановки на очень высоком уровне. А знаменитый оркестр театра был просто на недосягаемой высоте. Если ставить оценку спектаклю по нашей обычной пятибалльной шкале, то следует оценить его в шесть баллов! Это спектакль высочайшего класса!
Другим хитом сезона в Королевской опере была постановка оперы Беллини «Капулетти и Монтекки» с участием А. Нетребко и Э. Гаранчи. Билеты давно исчезли, их не было даже у перекупщиков. Но, к великому сожалению, А. Нетребко отказалась выступить в спектакле из-за неважного самочувствия после родов. Ее заменила молодая японская певица Эри Накамура. Она училась в Японии, а затем в Нидерландской оперной студии, где выступала в небольших партиях. Певица с сентября 2008 года участвует в постановках Королевской оперы. Спектакль Беллини «Капулетти и Монтекки» идет в театре с 1984 года (режиссер П.Л. Пицци, премьерой дирижировал Мути, а пели А. Бальца и Э. Груберова). Спектакль был возобновлен в 1992 году под руководством Д. Гатти с участием А. фон Оттер и Аманды Роокрофт. Сама постановка не очень яркая, она довольно статична и несколько мрачновата. Все дело в исполнителях. В марте 2009 года обе основные исполнительницы были очень хороши. Э. Гаранча уже давно поет партию Ромео (композитор написал эту роль для меццо-сопрано), и записала ее на диск совместно с Нетребко. Гаранча пела на сцене очень хорошо, звук был объемным, густым, он обволакивал весь зал. Голос Накамуры очень ясный и звонкий, хорошего тембра, она маленького роста и, конечно, полностью соответствовала образу юной Джульетты. Ее дуэты с Гаранча были прекрасно исполнены. После такого неожиданного и удачного дебюта молодую певицу ожидает большое будущее. Дирижировал оперой опытный английский дирижер Марк Элдер, долгие годы руководивший Английской национальной оперой, а сейчас возглавляющий Халле-оркестр.
Главное достоинство оперных постановок Covent Garden — это его незабываемый оркестр. Сам по себе он — национальное достояние Великобритании. Среди оперных шедевров, идущих на сцене театра, хочется отметить концертное исполнение «Реквиема» Верди под управлением главного дирижера театра Антонио Паппано, с участием хора и оркестра театра. А солистами были мега-звезды наших дней: итальянская сопрано Микаэла Карози, польский тенор Петр Бесчала и российские певцы: меццо-сопрано Ольга Бородина и бас Ильдар Абдразаков. Такой состав для «Реквиема» бывает в редчайших случаях! Исполнение было грандиозным: мощное звучание хора, несравненные солисты, изумительный оркестр и маэстро Паппано — все слились в едином порыве для передачи этого трагического сочинения. Даже среди этого великолепия несравненная Ольга Бородина выделялась своим глубоким и эмоциональным голосом и точной фразировкой. Она такая нечастая гостья в Москве, и услышать ее в Лондоне — большая удача.
Другой оперный театр Лондона, Английская национальная опера, проводит другую политику: в основе его репертуара — редкие оперы и часто экспериментальные постановки классического репертуара. Все спектакли идут на английском языке. В марте 2009 года была показана опера Леоша Яначека «Енуфа». Это выдающееся произведение великого чешского композитора было написано в 1904 году и долгие годы было почти неизвестно широким музыкальным кругам, но, начиная с 50-х годов прошлого века, оно триумфально идет по всему миру. Большая роль в пропаганде творческого наследия Яначека принадлежит английскому дирижеру Чарльзу Маккерасу. «Енуфа» — очень яркое сценическое произведение, насыщенное психологическими страстями и яркими вокальными партиями. Нынешняя постановка была осуществлена в 2006 году и получила самую высокую английскую премию «Оливье». Своему успеху опера обязана замечательной английской певице Аманде Роокрофт, которая поет главную партию ярко, динамично, страстно. У певицы редкое по красоте и силе драматическое сопрано. Спектакль поставлен в кооперации с Хьюстонской оперой и Вашингтонской национальной оперой и недавно был показан в Нью-Йорке на сцене «Метрополитен-опера». Отзывы американской публики и критики восторженные. Музыка и пение глубоко проникают в душу, и спектакль производит неизгладимое впечатление.
Бессменным его дирижером в течение всех лет является норвежский музыкант и дирижер Эйвинд Гуллберг Йенсен. Строгие английские критики, часто всем недовольные, а подчас просто злые, поставили высшие баллы этому спектаклю: газеты Times, Gardian, Evening Standart единодушно поставили пять с плюсом за постановку и исполнение. Это очень редкий случай! В другой важнейшей роли, Костельнички, в опере выступила замечательная американская певица Микаэла Мартенс (меццо-сопрано). Дуэт Роокрофт и Мартенс очень сложный по музыкальному языку, а их пение обеспечивает спектаклю устойчивый успех, где бы ни шла опера. Главная идея постановки английского режиссера Дэвида Элдена и чудесной сценографии Чарльза Эдвардса: человек и окружающий его враждебный мир, доброта людей и злые силы — и все это носит универсальный общечеловеческий характер. И это привлекает публику. После окончания спектакля люди долго не расходились и взволнованно его обсуждали.
Еще одно интереснейшее событие в Лондоне — сольный концерт итальянского тенора Франческо Мели. После успешных выступлений певца на сцене Королевской оперы в партии Герцога в опере Верди «Риголетто» Мели дал сольный концерт на сцене очень престижного зала St. John’s Smith Square, находящегося в 100 метрах от английского парламента. Программа была нестандартной: певец пел три сонета Петрарки (музыка Ф. Листа) и редкие арии из опер итальянских композиторов. Партию фортепиано исполнял Маттео Паис. Пел ли кто-нибудь из итальянских певцов эти сонеты? Сомневаюсь. Голос Мели — яркий, гибкий, очень ровный во всех регистрах, с прекрасными верхними нотами и очень красивого тембра! А какая потрясающая артикуляция! Просто какое-то волшебство. В программе концерта были: ария из оперы «Идоменей» Моцарта, арии из опер Доницетти «Герцог Альба», «Фаворитка», «Роберто Девере», арии из «Нормы» Беллини и «Ломбардцев» Верди. Мы услышали настоящее бельканто, такое мощное и замечательное, редкое в наши дни даже в Италии. Певец очень щедро пел на бис: «Тарантеллу» Россини, исполненную с бешеной экспрессией и потрясающей артикуляцией; романс Неморино; арию Хозе из «Кармен» и несколько неаполитанских песен. Певец очень искусно менял тембр и силу голоса, и неаполитанские песни звучали легко и изящно.
Мели пел в Москве в спектакле «Любовный напиток» во время гастролей Михайловского театра и сразу покорил сердца всех слушателей. Он родился в Генуе в 1980 году и с 17 лет обучался пению в родном городе у сопрано Нормы Паласио. Дебют певца состоялся в 2002 году в «Макбете» Верди и в «Мессе» Пуччини, а затем он пел на фестивале в Сполето в «Дон Жуане» и в «Любовном напитке». Мели поет в Ла Скала, Парижской и Цюрихской операх и в других оперных столицах, выступает с лучшими дирижерами: Мути, Хардингом, Маазелем, Нозедой. Пианист М. Паис — постоянный партнер Мели. Он также уроженец Генуи, учился в Высшей школе искусств имени Паганини. У него очень красивый звук, и он тонко исполнил «Сонеты Петрарки» Листа. И дуэт Мели — Паис звучал очень красиво и волнующе.
И под занавес своего путешествия в Англию я смог услышать в концертном исполнении редкую оперу чешского композитора Богуслава Мартину (1890–1959) «Жюльетта». Это очень яркое сюрреалистическое сочинение, написанное композитором в 1938 году, исполнял оркестр BBC под управлением чешского дирижера Иржи Белоглавека, возглавляющего последние годы этот оркестр, а главную партию пела выдающаяся чешская певица Магдалена Кожена, обладательница красивейшего меццо-сопрано. Опера интересно оркестрована, музыка полна импрессионистических звучаний и необыкновенных нюансов. Кроме Кожены в опере пели английские певцы, в частности, известная сопрано Розалинд Плоурайт, которая, несмотря на долгий творческий путь, поет замечательно. Главную мужскую партию пел Уильям Барден. Музыка оперы, с одной стороны, очень сложная, но с другой — очаровательная и очень доступная для слушателей.
Этим мои музыкальные впечатления не исчерпывается: вне статьи остались концерты различных оркестров, в том числе одного из лучших в мире (по мнению журнала Gramophone, в 2007–2008 гг.) голландского Concertgebaw под управлением Б. Хайтинка, бельгийского квартета «Изаи», юбилей дирижера сэра Роджера Норрингтона и многочисленные балетные спектакли. Особенно выделились гастроли труппы American Ballet Theatre с «Лебединым озером» в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции американского хореографа Кевина Мак-Кензи. Главные партии исполняли Paloma Herrera и Ethan Stiefel, танцовщики высочайшего класса. Замечательный спектакль! Он вызывает только восторг! Видел «Лебединое озеро» на сцене бесчисленное число раз, но такого абсолютного совершенства — никогда! И кордебалет, и солисты — супермастера. Кстати, в американской труппе немало российских танцоров. Техника исполнителей безупречна, а образы и воодушевление танцоров просто потрясают!

Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции