Батюшка и корова

 Янкл МАГИД
 2 ноября 2009
 3181

 

Предисловие Во время моей писательской работы мне приходится частенько сиживать в библиотеках. Сиживать крепко и подолгу, разыскивая разного рода информацию, требующуюся для построения сюжета. Фантазия может завести писателя в какие угодно дебри, но принцип, которого я неукоснительно придерживаюсь, гласит: детали должны быть настоящими. То есть, ведя повествование о мамелюках или погружаясь в сумрачный мир средневековой Праги, писатель может себе позволить придумывать разные сюжеты, однако он обязан строго следить за подлинностью исторических деталей. Все обязано быть настоящим: одежды, названия улиц, виды оружия, сорта вин и разновидности тканей. Именно детали создают у читателя ощущение подлинности. Мне в руки попадаются самые разнообразные книги: строго документальные, художественно-исторические, мидраши, эпосы, мемуары и анекдоты. Они занимают всю ширину спектра, от затейливых побасенок до абсолютной правды. Самые интересные из обнаруженных там историй я выписываю в отдельную тетрадку, рассчитывая использовать в повествовании. Их нужно обвить фабулой, подобно тому, как осьминог охватывает щупальцами жертву и, втянув вовнутрь, превратить в тело романа. Увы, часто мои попытки заканчиваются неудачей. Истории без труда прокалывают фабульную ткань и выбираются наружу. Им хорошо самим по себе, они оказываются больше художественного осмысливания, возможно, потому, что и без него являются законченным произведением. Жесткая плоть фактов не совпадает с облачной пеленой моих фантазий. Поэтому я просто записываю эти истории и привожу их без прикрас, такими, как они есть.

 

История о рыжей корове — одно из самых загадочных и непонятных мест в Торе: «И повелел Б-г Моше: пусть возьмут рыжую корову, на которую не надевали ярмо, выведут ее за стан, зарежут и сожгут. И сжигавший ее нечист до вечера. И соберет чистый человек пепел коровы, а сам станет нечист. И будет, если кто должен очистить себя от тумы, пусть возьмут немного пепла, поместят в сосуд и зальют живой водой. И окропят нечистого этой водой, и станет он чистым».
Почему пепел очищает от нечистоты? И почему именно коровы, да еще рыжей, а не овцы или быка? И как получается, что тот же самый пепел, который очищает, делает собиравшего его человека нечистым?

Вопросов много, а объяснений Тора не приводит. Чтобы не водить дальше за нос читателя, скажу сразу: мудрейший из всех живших на земле людей — царь Соломон — тоже этого не понимал. 
Все законы, полученные Моше-рабейну на горе Синай, делятся на два типа: мишпат и хок. Мишпат — установление, разумный смысл которого можно понять при помощи человеческой логики. Хок — правило, не поддающееся объяснению. Его исполняют только потому, что так приказал Всевышний. Предписание о рыжей корове — самый яркий представитель такого рода законов. Именно на хуким больше всего ополчаются народы мира, пытаясь доказать несостоятельность и отсталость еврейского закона. Однако о своих собственных «хуким» они предпочитают не думать, хотя те не были получены на горе Синай, а придуманы людьми всего несколько сот лет назад.
Я получил электронное письмо из Канады, от настоятеля одной из православных церквей Торонто. Сегодня мир сократился до размеров клавиатуры компьютера, и каждый, кому не лень запустить поисковую машину в Интернете, может с легкостью получить все ваши данные.
Отца Андрея интересовала судьба вечнозеленого дуба в дубраве Мамре в Хевроне. Согласно православной традиции, писал отец Андрей, когда засохнет дуб, под которым Авраам после обрезания принимал трех ангелов, начнется конец света. Дуб теперь принадлежит Красной церкви, а отец Андрей относится к Белой, и поскольку отношения между конфессиями весьма натянутые, то никаких сведений о судьбе дуба давно не поступает.
На мои осторожные сомнения по поводу возможности столь долгого существования дерева отец Андрей ответил весьма категорически, что это очень древняя традиция, и он не видит повода в ней сомневаться.
Заинтригованный, я пустился на розыски дуба. Позвонив своему хорошему знакомому, раввину, проживающему в Хевроне около 30 лет и считающемуся одним из самых больших специалистов по истории этого города, я получил исчерпывающую информацию.
«Практически все дубы, росшие в окрестностях Хеврона, уничтожили крестоносцы. Рыцари были людьми грубыми, а некоторые совсем оторви да брось, и об охране окружающей среды задумывались мало. Дубы они использовали для строительства осадных машин и все рощи в Святой земле вырубили подчистую во время войн с сарацинами. В окрестностях Хеврона остались всего два дерева, про одно из которых сразу возникла легенда, будто бы его щепка, зашитая в седле, не дает коню спотыкаться. Понятное дело, что благодаря этой легенде дуб за пару десятилетий свели на нет. Остался только один, и его тут же признали «тем самым».
В Хевроне православные монахи появились в конце XIX века, когда русское правительство получило от султана разрешение на постройку гостиницы для паломников. Построить хотели церковь, причем прямо возле дуба, но, поскольку православных арабов или тем паче евреев в Хевроне и окрестностях не проживало, пришлось удовлетвориться гостиницей. Однако когда в конце Первой мировой войны англичане вошли в Эрец Исраэль, над гостиницей быстро возвели купол, и она превратилась в церковь. А когда в Петрограде произошел октябрьский путч, церковь-гостиница вместе с дубом перешли во владение Белой православной церкви.
Так они и простояли до 1994 года. Рассказывают, что дуб, пусть и умеренно, но вполне зеленел. Был он бесконечно стар, лет, по меньшей мере, с тысячу, но до времен Авраама, конечно, не дотягивал. Рос дуб на границе Хеврона, и ешиботники из ешивы «Слободка» каждую субботу совершали к нему послеобеденные прогулки.
В 1994 году Израиль и БА (бандитскую автономию) навестил патриарх Алексий II и попросил Арафата передать Хевронскую церковь под его руку. Раис решал споры между конфессиями очень просто: послал роту своих бандитов, и те выставили оттуда весь персонал. Батюшка-настоятель рассказывал по русскому радио Израиля, что его жену вытащили из дома за волосы, а ему самому надавали изрядных тумаков.
С тех пор церковь и дуб принадлежат Красной церкви, а гостиничка превратилось в разведточку. Антенны даже не маскируют, и «монахов» ниже капитана там, судя по свидетельствам русскоговорящих поселенцев Хеврона, нет. Дуб, увы, не выдержал «красного» влияния и засох».
Все это я отписал отцу Андрею и попросил его подробно перечислить, какие приготовления нужно сделать в связи с приближающимся концом света. Он ответил мне весьма сердито, попеняв за глумление над святыми традициями. Я смотрел на экран монитора, где светилось письмо рассерженного батюшки, и думал, что оставаться человеком в шкуре гонимого и подвергаемого насмешкам куда сложнее, чем упрекать других в отсутствии логики и здравого смысла.
Я не ответил на письмо и решил, что тема исчерпана. Но вышло иначе. Спустя несколько дней вновь пришло письмо от отца Андрея. Речь в нем шла о еще одном признаке подступления конца света. На сей раз мне предстояло отправиться в Иерусалим. Но это уже совсем другая история…
 

Янкл МАГИД, Россия
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции