Геннадий Хазанов готов быть винтиком в «Мерседесе»

 Дмитрий ТУЛЬЧИНСКИЙ
 11 января 2010
 3184

Он разрывается между тремя стульями: худрук Театра эстрады, артист юмористический и драматический. В своем просторном кабинете с трудом сдерживает перекрестный обстрел телефонных звонков. Он явно не обладает ангельским терпением. Впрочем, и не пытается вводить собеседников в заблуждение. Совсем не просит любить и жаловать. Принимайте, мол, таким, какой уж есть. Он — Геннадий Хазанов.

– Геннадий Викторович, вы всегда такой резкий?
– Хотите спросить, можно ли меня вывести из себя? Можно.
– И всегда говорите людям в глаза все, что о них думаете?
– Стараюсь. Особенно если это касается каких-то сокровенных для меня вещей и если от меня хотят услышать что-то такое, что во мне трепещет. Могу ли я при этом заставить себя стерпеть? Да. Я и этим научился владеть. Иногда просто бывает, что ограничители, которые стоят на терпении, слетают, и тогда все. Но это еще и по знаку зодиака…
– Вы Стрелец, если не ошибаюсь. Но ведь все это так условно…
– На характер, думаю, влияет.
– А это не оправдание себе: мол, вспыльчивый, да, но ведь я же Стрелец и поэтому…
– Наоборот: до того, как я узнал, какие Стрельцы, я узнал, какой я. Я не подгоняю под ответ задачку, как в школе, — просто вижу, что многое совпадает.
– Что именно? В гороскопах довольно размытые характеристики.
– Совпадает многое. Желание произнести формулировки, которые покажутся резкими и дискомфортными, очень соответствует этому знаку.
– «Покажутся» кому? Собеседнику?
– Собеседнику или окружающим.
– Чем же они вас так не устраивают, если даже желание возникает ударить словом?
– Больше всего меня выводит из себя пустозвонство и пустословие. Очень часто слова прикрывают отсутствие действительной мысли, настоящей.
– И наверняка вас раздражают непрофессионалы.
– Как правило, непрофессионализм есть результат того, что человек в силу определенных причин занимается какой-то деятельностью, не задаваясь вопросом: а может ли он заниматься этим вообще? Должен ли? С чего он взял?! Почему человек выходит на сцену, не будучи актером? Почему погружает себя в актерский статус? Не имея ни профессии, ни дарования. Мне могут сказать: он имеет успех. Ну, нормально. Значит, тем, у кого он имеет успех, он интересен. А мне — нет. Вот и все.
– Но победителей не судят.
– Что значит?.. Допустим, завтра мне предложат пост министра культуры. Я скажу: а какое право я имею этим заниматься? Не имею права. У меня для этого нет никаких оснований: ни знаний, ни управленческого опыта. Почему я должен становиться министром культуры только потому, что это громкая должность?
– Вы сказали, что раздражают глупость, пустозвонство. И непрофессионализм как следствие. Наверное, вам все сложнее и сложнее живется на этом свете?
– Ну, я веду достаточно затворнический образ жизни. Жалко тратить свою жизнь на такого рода бессмыслицы, как тусовки, презентации. Иногда просто по необходимости приходится туда ходить.
– Что представляет собой ваш этот затворнический мир?
– Я вообще замкнут на своей профессии. И на деле, которому отдал всю свою жизнь. Я не научился отдыхать. А попав в кресло художественного руководителя, естественно, должен решать целый комплекс вопросов…
– В том числе административных, хозяйственных?
– Хозяйственных — нет, административных — да. Что делать, это входит в мои обязанности. Если бы не предпринял какие-то шаги, театр не получил бы средств на реконструкцию. Это тоже непростой лабиринт, по которому необходимо двигаться. Потому что в наше время при скудном финансировании культуры…
– Вот видите, сейчас рассуждаете, можно сказать, в государственном масштабе. А говорите, если предложат пост министра культуры, у вас возникнет вопрос “зачем?”.
– Конечно. Потому что я знаю уровень своей некомпетентности. Вот этот уровень — уровень Театра эстрады, где я в состоянии еще что-то сделать. Причем делаю это прежде всего потому, что я артист. Если бы не выходил на сцену, то просто заниматься организационными вопросами мне было бы безумно скучно.
– Артист, он вообще по своей сути эгоист?
– Я думаю, что любой художник эгоист.
– И все, что вы делаете, вы делаете для себя?
– И для себя в том числе. Все-таки хочется, чтобы квартира, в которой ты живешь, была отремонтирована. Чтобы было чисто, уютно, комфортно. И не только мне. А тем, кто тут еще живет и приходит в гости.
– «Театр как дом» — современные актеры относятся к такому утверждению с иронией.
– А для меня театр — дом. Я здесь провожу гораздо больше времени, чем дома.
– И где вам в этом доме уютнее: на сцене или в кресле художественного руководителя?
– Мне вообще на сцене комфортнее всего. Причем на театральной сцене гораздо комфортнее, чем на концертной эстраде. Потому что на театральной сцене я имею дело с партнерами, с которыми у меня есть возможность договориться заранее. А потом, в рамках установленных взаимоотношений, каждый раз делать это, как будто в первый. Это и есть закон игры. Артист эстрады выходит на сцену, имея партнером зрителя, с которым либо можно договориться, либо нельзя. Долгое время я договаривался…
– По-моему, со зрителем у вас никогда проблем не возникало.
– Ну, если бы не появилась такая проблема, возможно, я бы не стал думать о том, чем заниматься дальше. В начале 1990-х все начало рушиться. Общество стало походить на осколки разбитого вдребезги зеркала. В жанре нашем в советское время доминировала антиидеология. А после того, что произошло, вдруг выяснилось, что среди зрителей — огромное количество людей, которым, несмотря на очереди и отсутствие колбасы, тогда было намного комфортнее. И видя во мне апологета всех реформ… То есть до новой власти добраться было нельзя, а между ними и новой властью стоял артист, который, с их точки зрения, стал им чужеродным. Ну а потом исчезли запретные темы. Исчезла КПСС как объект издевательств и насмешек. Исчезла тайна, исчезла недосказанность. Все можно называть своими именами. А когда все названо, когда исчезает тайна, все становится плоским и банальным. И нет этой замечательной игры — разгадывания более или менее трудных шарад. Ведь зритель радовался, когда расшифровывал то, что было зашифровано. Вот была главная радость. А сейчас нечего расшифровывать. Значит, не требуется мозг. А раз не требуется мозг — тогда все уходит на уровень неассоциативного мышления.
– Разве сейчас не те времена, когда эзопов язык на эстраде может опять стать востребованным?
– Не думаю. Подтекст ваших слов связан с желанием сказать, что вернулись времена единомыслия. Но вы знаете что… Ты можешь пойти в любую партию: в «Единство», в КПРФ, в ЛДПР. Можешь печататься не у Муратова, например, а у Проханова. А можете представить себе, что в советское время по радио могло звучать нечто похожее на то, что произносит сегодня Проханов? А если сегодня есть возможность делать это не на эстраде, тогда зачем?.. Просто нет смысла. У этого жанра теперь совсем другие задачи.
– В начале 1990-х у вас не было из-за этого депрессии?
– Да нет, просто скучно стало…
– Но первое время, помню, вы даже пародии на Жириновского делали.
– Ну это уже был излет.
– Непросто, наверное, когда 25 лет человек занимается одним делом, и вдруг…
– Всю жизнь, прежде всего, я занимался актерской профессией. И в актерской профессии в этом жанре мне стало делать нечего. Если на сцену может выйти писатель, взять бумагу, прочесть текст, получить успех… Зачем тогда нужен артист? Нет, я не поворачиваю голову назад. И не задаю себе вопрос, нужно ли мне опять становиться на эту беговую дорожку. А зачем мне на нее вставать? Чтобы что?
– Некоторые просто иначе не могут.
– Ну тот, кто не может, тот и не делает. А я могу. Господь и судьба дали мне возможность другую. Я на сегодняшний день не могу пожаловаться, если играю в месяц до 10 спектаклей. И это все первые роли. Мне повезло, что я играю с Басилашвили, с Чуриковой, с Равиковичем…
– Не жалеете, что театр открыли для себя поздновато?
– Нет, ничего — все пришло вовремя. Значит, раньше не должно было быть.
– Кино не ваше место? В начале 1990-х, когда, как говорите, вам стало скучно, вы попробовали себя в нескольких картинах. Тоже успели пресытиться?
– Там были свои проблемы. Которые связаны с тем, что… Понимаете, я избалован абсолютной властью на сцене. В кино ты бесправный человек совсем. Так скажу: по степени бесправия артиста на первом месте стоит телевидение. На втором — кинематограф. На третьем месте — театр. И на четвертом — эстрада. В кино ты компонент, не более…
– Винтиком быть нигде не хотите?
– Я готов быть винтиком, если знаю, что в результате будет «Мерседес». Тем более все равно я не винтиком буду, а рулем, ходовой частью. Но если «Мерседес». А если инвалидная коляска в результате… А то, что может получиться инвалидная коляска, от тебя не зависит.
– Вы человек легкий на подъем?
– Да. Я вообще не понимаю, что такое страх.
– Страх перед чем-то неизведанным, чего не знаешь…
– Гораздо страшнее остаться в том виде, в котором ты существуешь. Даже если это приносило тебе успех, удачу. Так сложилась моя жизнь. И, думаю, этим принципам я уже не изменю.
 

Беседовал Дмитрий ТУЛЬЧИНСКИЙ, Россия
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции