Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 29 января 2010
 2696

Глава «Итро» — «И услышал Итро, тесть Моше»  Слушать и услышать И услышал Итро… И взял Итро, тесть Моше… («Шмот», или «Исход», 18:1, 2). То же самое, что слышал Итро (о чуде рассечения Красного моря и войне Израиля с Амалеком) слышали и многие другие, но лишь Итро действительно «услышал»: сделал из этого соответствующие выводы и, взяв с собой внуков, отправился навстречу своему великому зятю в пустыню, чтобы засвидетельствовать свое почтение и примкнуть к святому народу. В этом проявилась его исключительность. Рабби Мендель из Коцка  

Глава «Мишпатим» — «И вот законы, которые ты изложишь перед ними» 
Если купишь раба-еврея*,
шесть лет будет служить он,
а на седьмой год —
выйдет на свободу без выкупа
(«Шмот», или «Исход», 21:2).

Как известно, еврейский закон не только устанавливает для нас нормы поведения, но еще и несет в себе многие философские идеи, хотя, как правило, в скрытом виде. Если с таких позиций подойти к закону о «рабе-еврее» (эвед-иври), то в этом случае «шесть лет» будут соответствовать шести тысячелетиям, отведенным «этому» миру, в течение которых наша исключительная обязанность — «служить» Творцу: изучать и выполнять Тору и заповеди. А «на седьмой год» — в седьмое тысячелетие, после прихода Мошиаха и Избавления (геула), мы все «выйдем на свободу даром»: освободимся от всех страданий и испытаний эпохи Изгнания и станем по-настоящему свободными.
Из бесед Любавичского Ребе
__________
* Согласно Торе, еврей может попасть в рабство к другому еврею в двух случаях: а) быть проданным в рабство за воровство — в том случае, если он не может компенсировать пострадавшему ущерб из своих средств; б) стать рабом добровольно, если у него нет другой возможности содержать семью. В любом случае, он может выйти на свободу не поздней, чем через шесть лет, а в некоторых случаях даже раньше.

Глава «Трума» — «Приношения» 
Скажи сынам Израиля,
чтобы взяли для Меня приношение («Шмот», или «Исход», 25:2).

Глава, в которой говорится о приношении для изготовления Мишкан и ее атрибутов, следует непосредственно за главой «Мишпатим» («Законы»). А в ней, среди прочего, перечислены законы, касающиеся имущественных прав. Такая последовательность изложения материала (которая в Торе важна не менее самого содержания) указывает на то, что сначала необходимо позаботиться, чтобы твое имущество принадлежало тебе по закону, а уже после этого отделять от него десятину на пожертвования.
«Мекор-барух»
 

Глава «Тецаве» — «А ты вели» 
И сделаешь (изготовишь) святые одежды для Аарона, брата своего, для почета и великолепия («Шмот», или «Исход», 28:2).
Одежды Первосвященника были святы, поскольку были изготовлены по прямому указанию Творца и являлись обязательным атрибутом храмовой службы. Но, кроме того, они также служили для «почета и красоты». Когда одежда, а вместе с ней и должность действительно красят человека? Когда он достоин этого и соответствует своему месту. Роскошные священнические одежды только тогда будут служить для «почета и великолепия», когда тот, кто в них облачен, сам подобен первосвященнику Аарону святостью и чистотой своих помыслов. Иначе, несмотря на всю их святость, он будет выглядеть в них нелепо и не вызовет никакого уважения.
«Беэр Ицхак»

Суббота «Шкалим»
Дополнительный отрывок «Шкалим» (первый из четырех дополнительных чтений отрывков из Торы, установленных Мудрецами) к заповеди «полшекеля» (махацит-га-шекель)
Избранные места из сочинения Рамбама (1135–1204) «Мишне-Тора»
3-я Книга: «Времена», раздел «Законы отчислений полшекеля (шкалим)»
Вносить по полшекеля в храмовую казну являлось предписанием (мицват-асе) из Торы, обязательным для всех. Поэтому даже бедняк, живущий на пожертвования (цдака), также должен был изыскать возможность вносить свои полшекеля, как сказано (30:15): «Богатый не должен давать больше, а бедный — меньше, чем полшекеля».

Это относилось в одинаковой степени ко всем: священникам, левитам и остальному народу (исраэль).
Эта заповедь выполнялась только в эпоху 1-го и 2-го Храмов. В наше время, после разрушения Храма, мы даем пожертвования лишь в память (зехер) о тех временах, когда это было нашей прямой обязанностью.
Крайним сроком сдачи шекелей являлся месяц Нисан (1 Нисана). Поэтому за месяц до этого — 1 Адара — начинали оповещать по всему Израилю о необходимости внести полшекеля для тех, кто еще этого не сделал. В наше время таким напоминанием служит чтение соответствующего отрывка (шкалим).
Обычно набиралось три больших ящика (трумат га-лишка), из которых по мере необходимости брали деньги на приобретение общественных жертв. А избыток шел на обустройство дорог вокруг Храма.
Представляет интерес сама процедура сбора средств. В общественных местах (в синагогах) устанавливали специальные ящики для пожертвований, имевшие характерную форму, такую, чтобы трудно было извлечь деньги через прорезь (широкие у основания, сужающиеся кверху, иногда они напоминали полый рог, поэтому их называли «шофарот»). Как мы видим, устройство этих ящиков или кружек для пожертвований в течение стольких веков мало изменилось.
Устанавливали обычно два ящика: для пожертвований «полшекеля» в счет этого года и в счет прошлого (задолженностей). Всего же в Храме стояло до тринадцати ящиков (!) для пожертвований разного назначения (главным образом, для приобретения жертвенных животных).
 

Шабат «Захор»
Дополнительный отрывок «Захор» («Помни»)

Зависть фраера сгубила
Помни, что сделал тебе Амалек («Дварим», 25:17).

Есть такая категория людей, которые не могут смотреть на успех другого. Опорочить достойного человека, принизить заслуги ближнего, развенчать героя — вот источник их самоутверждения.
Чего вдруг Амалек, который был объективно слабее и малочисленней, решил напасть на народ Израиля? Ведь в этом не было никакой логики и здравого смысла! Его сгубила зависть: он не мог вынести величие, которого удостоился еврейский народ, и спокойно наблюдать все те чудеса, которые сотворил Всевышний своему народу во время Исхода из Египта и перехода через Красное море. При этом он сам вовсе не претендовал на особое место в истории: только бы лишить ореола славы и величия ненавистный народ и свергнуть его с пьедестала.
Из трудов Ребе

Год Тигра
Размышления к Новому году

Рабби Иегуда бен Тейма
говорил: «Будь смел, как тигр,
легок, как орел, быстр, как олень
и силен, как лев, —
чтобы исполнить волю Творца»
(«Поучения отцов»,
или «Авот», 5:20).

Наш святой учитель Баал-Шем-Тов учил: все, что человек наблюдает вокруг себя в окружающем его мире, он должен воспринимать как указание свыше в его служении Творцу, из всего он должен извлекать свой урок. Этот принцип в равной мере можно отнести и к различным явлениям нашей действительности — к той культурной среде, в которой нам выпало родиться и жить. Тогда обнаружится, что некогда любимый всеми «их» Новый год и даже его восточный символ, тигр, тоже могут навести на некоторые размышления.

Святая дерзость
Этой цитатой из «Поучений отцов» начинается Свод еврейского закона «Шулхан Арух». Там же поясняется, что «смелость» или даже «дерзость» тигра необходима религиозному еврею для того, чтобы не стесняться своего еврейства и не пасовать перед насмешками, а порой и издевательствами со стороны окружающих. Такую дерзость иногда называют «святой» (хуцпа-ди-кедуша).
И хотя тигр относится к «нечистым» животным и к тому же представляет опасность для человека, однако в определенных случаях он тоже может быть предметом для подражания.
Однако в той же Мишне далее сказано, что «дерзость ведет прямо в Ад» (геином)! Действительно, как правило, дерзость — это отрицательное качество, присущее животному началу в человеке, которое является проявлением наиболее негативных его сторон и до добра не доводит. За исключением тех случаев, когда ты сталкиваешься с таким «животным» в человеческом обличии, которое на дух не переносит ничего еврейского, и тогда необходимо найти в себе силы, чтобы дать достойный отпор. Только в этом случае дерзость уместна: подобное исправляется подобным.
По материалам сборника «Мидраш Шмуэль» 
 

«Да будет угодно Тебе... чтобы был построен Храм вскоре, в наши дни, — и дай нам удел в Торе Своей!» — в древней редакции эта мишна завершала весь трактат «Поучения отцов» (авот); поэтому она заканчивается молитвой о Храме. Это будет и нашим «новогодним» пожеланием: чтобы был построен Третий Храм, когда (Йешаягу, 11:9): «...вся земля наполнится знанием Б-га» — с приходом нашего праведного Мошиаха уже в эти дни!
По материалам сборника «Тосфот раби Акива Эйгер»

Вода и лед
В качестве примера рассказывают про Баал-Шем-Това такую историю. Сегодня стало популярным делать всевозможные скульптуры и изваяния изо льда. Однако, оказывается, что этим занимались и раньше, но, как правило, с сугубо практическими целями.
Однажды Баал-Шем-Тов вместе со своими учениками шел вдоль берега реки Буг, и они могли наблюдать, как правоверные христиане вырубают изо льда известную фигуру из двух брусков — «шти-ва-эрев». Эта сцена невольно привлекла внимание хасидов, и они спросили у своего учителя: «Какой поучительный вывод можно сделать для себя из всего этого?»
И он ответил: «Вода — источник жизни, а также символ Торы, которая является духовным источником жизненных сил для каждого еврея. Но если это замерзшая вода — лед, она утрачивает свои свойства, и тогда ей можно придать любую форму и сделать из нее все что угодно, даже самую нечистую вещь. Так и человек, который холоден и безразличен к Торе и еврейству, подобен такой вот замерзшей воде: в этом случае его злое начало может «сделать» все что угодно, и использовать его для самых неблаговидных дел».
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции