МОЛИТВА ПЕРЕД БОЕМ

 Александр Шульман
 24 июля 2007
 5850
Среди многочисленных управлений и командований Генерального штаба ЦАХАЛа есть одно, не решающее боевые задачи, но исполняющее важную духовную миссию в армии. Это Главный военный раввинат (Раббанут), основным назначением которого является удовлетворение религиозных запросов военнослужащих и контроль за соблюдением законов Галахи в армейских условиях.
Среди многочисленных управлений и командований Генерального штаба ЦАХАЛа есть одно, не решающее боевые задачи, но исполняющее важную духовную миссию в армии. Это Главный военный раввинат (Раббанут), основным назначением которого является удовлетворение религиозных запросов военнослужащих и контроль за соблюдением законов Галахи в армейских условиях. Военный раввинат возник одновременно с ЦАХАЛом в 1948 году, во время Войны за независимость. Первым Главным раввином израильской армии и руководителем военного раввината стал генерал-майор Шломо Горен, в течение многих лет сочетавший духовную деятельность раввина с армейской службой. Вся жизнь раввина Шломо Горена является примером служения идеалам сионизма и еврейского государства. Став в 18 лет раввином, он вступил в еврейскую боевую организацию «Хагана» и принял участие в обороне еврейских поселений во время арабского мятежа 1936–1939 гг. В дни Войны за независимость 1948 года раввин Горен находится в рядах защитников Иерусалима. Весной 1948 года, после прохождения курса офицеров парашютно-десантных войск, раввин Горен назначается Главным армейским раввином с присвоением звания бригадного генерала. Нередко он рисковал жизнью, оказывая во время боя помощь рядовым солдатам, вытаскивая с поля боя тела павших воинов для подобающего захоронения. Во время Синайской кампании 1956 года генерал рав Горен вместе с парашютистами поднялся на гору Синай. В дни Шестидневной войны Шломо Горен обратился к генералу Наркису, командовавшему войсками, штурмовавшими Иерусалим, со словами: «Твои люди делают историю». Уже 8 июня 1967 года генерал Горен протрубил в шофар у освобожденной Западной стены Храма и провел там первое богослужение. Генерал-майор рав Шломо Горен заложил основы деятельности военного раввината. Он опубликовал десятки респонсов, регулирующих соблюдение религиозных предписаний в специфических условиях воинской службы, а также проблемы агунот — жен военнослужащих, пропавших без вести в ходе боевых действий. При нем оформилась структура армейского раввината и подчиненных ему подразделений. Главный военный раввин назначается начальником Генерального штаба ЦАХАЛа. Формально военный раввинат находится в подчинении Управления кадров Генерального штаба, но фактически от него независим. В подчинении Главного военного раввина находятся раввины войсковых частей и соединений, родов войск и военных округов. Раввины полков и бригад имеют воинское звание капитан и приравнены к выпускникам высших учебных заведений. Главные раввины военных округов (Центрального, Южного и Северного) имеют воинское звание полковника. Главные раввины родов войск (авиации, флота, сухопутных войск и др.) имеют воинское звание подполковника. Главному военному кантору также присваивается звание подполковника. В военном раввинате есть отделения кашрута и шаббата, где проходят службу инспекторы, осуществляющие надзор за кашрутом и соблюдением шаббата. На военнослужащих раввината возлагается также предоставление необходимых услуг религиозным солдатам, от выдачи им молитвенников и нательных талитов (так называемых талит катан) до ответов на спорные с галахической точки зрения вопросы типа «Могу ли я в шаббат ездить на джипе НЕ в качестве водителя?» В дивизиях есть роты военного раввината, основным назначением которых является поиск и погребение военнослужащих, павших в бою, в соответствии со всеми требованиями иудаизма. Формируются такие роты из резервистов. Многие офицеры военного раввината являются выпускниками военных ешив (ешивот-хесдер), в которых изучение Танаха сочетается с интенсивной армейской подготовкой по различным воинским специальностям. Выпускники ешивот-хесдер проходят службу в боевых частях и участвуют в боях. В воинских частях и на армейских базах военный раввин находится в подчинении, как правило, командира части или его заместителя по кадрам. В аппарат военного раввина входят офицеры по религиозным вопросам («кциней дат»), а также проходящие срочную службу капралы и сержанты, выполняющие обязанности «раказ дат» — координаторов по религиозным вопросам. Военным раввином становятся двумя путями. Раввин, окончивший гражданскую ешиву и получивший смиху, после призыва в армию может пройти двухмесячные курсы армейских раввинов, после чего ему присваивается офицерское звание. Раввины полков и бригад имеют воинское звание капитан и приравнены к выпускникам высших учебных заведений. Иным путем проходит подготовка военных раввинов в самой армии. В этом случае солдат срочной службы оканчивает офицерские курсы и становится офицером по религиозным вопросам. Через несколько лет службы он может окончить курсы армейских раввинов и продолжить службу уже в этом качестве. Аппарат военного раввината следит за исполнением норм кашрута в воинских частях и на базах, за соблюдением еврейских праздников и религиозных обычаев в военное и мирное время. На всех больших армейских базах действуют стационарные синагоги, для удовлетворения религиозных нужд военнослужащих на удаленных точках организуются их регулярные посещения офицерами военного раввината. В последние годы в связи с тем, что многие военнослужащие-репатрианты из стран СНГ происходят из смешанных семей, военный раввинат организует для желающих обучение для прохождения гиюра. Главный военный раввинат издает большое количество религиозной литературы, предназначенной специально для военнослужащих. К ней относятся сборники приказов и правил, разъясняющих исполнение религиозных обрядов в армейской среде, армейские молитвенники, содержащие, кроме обычных, специальные молитвы (это, к примеру, молитва перед атакой, погружением подводной лодки, боевым вылетом и т.п.), календари и другие подобные издания. На военный раввинат возложено также оказание содействия исполнению религиозных служб военнослужащими ЦАХАЛа христианского, друзского и мусульманского вероисповеданий. С этой целью офицеры военного раввината взаимодействуют со священнослужителями соответствующих вероисповеданий. Военный раввинат также оказывает содействие в исполнении религиозных обрядов военнопленным различного вероисповедания. Важным направлением деятельности военного раввината является его участие в подготовке документов, определяющих моральные и этические нормы поведения военнослужащих в соответствии с основополагающими принципами иудаизма. В ЦАХАЛе предъявляются жесткие требования к моральным и нравственным устоям военнослужащих. Документ «Этический код бойца ЦАХАЛа», подготовленный совместно военным раввинатом и Генеральным штабом, гарантирует чистоту еврейского оружия и определяет нормы взаимоотношений военнослужащих, а также отношение к солдатам и мирному населению противника. Израильский воинский менталитет базируется на основополагающем принципе иудаизма о бесценности человеческой жизни. Причем этот принцип распространяется не только на самих израильтян, но и на противника. С каждым годом увеличивается количество религиозных военнослужащих. Для них характерна высокая мотивация к воинской службе, поскольку защита Эрец Исраэль является для евреев священным долгом, мицвой. 40% всех офицеров ЦАХАЛа — религиозные люди. В армии действуют специальные военно-учебные заведения, в которых подготовка военных профессионалов сочетается с углубленным изучением Танаха. К их числу принадлежат командный колледж «Ор-Эцион» и военные ешивы (ешивот-хесдер). Военный раввинат проводит важную работу для укрепления духовных и нравственных ценностей израильской армии.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции