Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 4 мая 2010
 2684

Праздник Лаг-ба-Омер (18 ияра — 2 мая) Этот праздник, который приходится на 33-й день (лаг), если вести отсчет с момента принесения первого ячменного снопа в Храм (2-й день Песах, 15 нисана), связан с кончиной одного из величайших учителей — рабби Шимона бар Йохая (Рашби, II в.), автора книги «Зогар». Его девиз, унаследованный от Учителя — рабби Акивы: «Любовь к ближнему». Так учил сам рабби Акива: «Любовь к ближнему — ключевое правило во всей Торе». На эту тему и комментарии.  

Арифметика любви 
…И люби ближнего своего, как себя самого,
Я — Г-сподь («Ваикра», 19:18).

Многие знают или где-то слышали это выражение из Торы (впрочем, некоторые ошибочно полагают, что это «христианская» норма). Но традиция настаивает, чтобы мы передавали слова Торы в точности, как они встречаются в тексте, и приводили всю цитату полностью, не вырывая ее из контекста.
Когда два человека относятся друг к другу с любовью (агава), то Всевышний становится для них Б-гом. На это указывает и численное значение слова «любовь» (агава), равное 13. Поскольку речь идет о взаимном чувстве приязни и уважения, то такая любовь «удваивается» и в сумме составляет 26 — численное значение Имени Всевышнего.
Рабби Хаим Виталь

Алэвай!
«Эх, если бы!» — примерно так можно перевести это характерное междометие с идиша. Так воскликнул однажды рабби Аарон из Карлина (Карлинский Ребе): «Эх, если бы я способен был так любить великого праведника, как Всевышний любит самого пропащего грешника!»
А мы от себя можем добавить: «Если бы мы могли любить великих праведников так, как Ребе из Карлина любил простых евреев!»

Глава «Эмор» — «Скажи» 
Священник же высший
из братьев своих, на голову которого
возлит елей помазания...
(«Ваикра», или «Левит», 21:10).

Выражение «высший священник» или «первосвященник» достаточно однозначно. Зачем нужно еще уточнение: «из братьев своих», которое, на первый взгляд, кажется излишним? Чтобы подчеркнуть, что его «высший» сан должен достаться ему «от его братьев»: другие священники — «его братья» — должны выбрать из своей среды того, кто этого достоин, и назначить его первосвященником. К сожалению, еврейская история знает времена (в частности, в конце эпохи Второго Храма), когда первосвященника назначали власти и даже римские наместники, причем не из самых праведных и благочестивых, а из наиболее лояльных режиму.
Адмор из Александры
 

Окончание 3-й Книги Торы «Ваикра» («Левит»)
и начало изучения 4-й Книги Торы — «Бемидбар» («Числа»)
Шабат Хазак!


Главы «Бегар» — «На горе Синай»  и «Бехукотай» —  «По законам Моим»
И <…> поддержи его,
пришелец ли он или поселенец,
и будет он жить с тобою
(«Ваикра», или «Левит», 25:35).

Часто некоторые люди склонны считать себя «плохими евреями», полагая, что еврейская традиция однозначно осуждает их за нерелигиозный образ жизни. Но стоит ли так категорически махать на себя рукой, поспешно записывая себя в грешники? Ведь плохо отзываясь о себе, мы также нарушаем запрет злоязычия (лашон-га-ра).
Сказано в нашей главе: «И <…> поддержи его, пришелец ли он или поселенец, и будет он жить с тобою». Раши поясняет, что в данном случае «поселенец» (тошав) означает иноплеменника, который отказался от своей языческой традиции, признал власть единого и стал соблюдать «Семь заповедей Ноаха». И хотя он не стал евреем, мы обязаны защищать и поддерживать его во всем. Если так, то можно надеяться, что наш Всевышний тоже будет нас поддерживать уже за одно то, что мы отвергаем другие культы и религии и сохранили свое еврейство. Хотя и не подкрепили это традиционным образом жизни.
Баал-Шем-Тов

Глава «Бемидбар» — «В пустыне»
Обратился Всевышний к Моше
в пустыне Синай... пусть вознесут
(исчислят) главы Израиля
(«Бемидбар», или «Числа», 1:1–2).

Почему вместо естественного указания «пусть исчислят», в тексте Торы стоит другой глагол: «пусть вознесут» (сеу)? Оказывается, этот простой подсчет, можно сказать, первая исторически зафиксированная перепись населения, означал нечто большее, и нес в себе духовный смысл. Те, кто был исчислен (от 20 до 60 лет), становился «военнообязанными» и «вступали в войско в Израиле» (йоце-цава). Причем в данном случае это означало, прежде всего, готовность к служению Творцу, а вовсе не военную повинность (хотя последнее также не исключалось, тем более что защищать свой народ — тоже заповедь Торы).
Таким образом, всякий, кто вступал в это «воинство», получал первое и почетное звание: «служащий Б-гу». А разве это не карьерный рост?

Глава «Насо» — «Исчисли» 
А сынам Кегата не дал (повозок),
ибо святая служба на них:
на плечах должны они носить...
(«Бемидбар», 7:5).

Два других семейства левитов — Гершон и Мерори — были снабжены повозками и перевозили части Скинии (мишкана) на быках. Но на сынах Кегата лежала самая ответственная часть — храмовые атрибуты, включая святой Ковчег (арон-га-кодеш). Поэтому они должны были всю эту святую ношу нести сами.
Отсюда можно сделать общий вывод. Когда речь заходит о «святой службе» — о Торе и заповедях — то тут не получится работать с ленцой, перекладывая все на быков: надо подставлять свое плечо. Только в этом случае можно чего-то добиться.
Рабби Менахем-Мендл из Коцка
 

Глава «Бегаалотха» — «При разжигании светильника»
А этот муж Моше скромнее
любого, живущего на земле...
(«Бемидбар», 12:3).

Мидраш рассказывает, что Моше видел Книгу, которую написал первый человек Адам и в которой были перечислены мудрецы и руководители каждого поколения. Там было упомянуто и наше, самое последнее поколение — поколение «эпохи Мошиаха», которое будет отличаться особенно низким состоянием духа. Но когда он увидел, что евреи даже в этом, духовно самом низком поколении, будут самоотверженно соблюдать Тору, несмотря на все сложности, понял истинное его величие и отнесся к нему с уважением.
Из бесед Ребе
 

Шавуот

Праздник дарования Торы
Почему праздник Шавуот называется «дарованием Торы», а не «получением Торы»? Потому, что Дарование Торы было один раз — 6 Сивана 3312 лет назад. Но «получение» Торы, которое требует от нас наших собственных усилий и занятий, происходит каждый день.
Хидушей-га-РИМ

Две клятвы 
Одно из возможных толкований названия праздника происходит от слова «клятва» — швуа. Таким образом, полное название «клятвы» во множественном числе. Это означает две клятвы: мы поклялись Всевышнему, что не изменим своей вере. А Он как бы поклялся, что не поменяет Свой народ на любой другой.
Мидраш

И огонь, и вода
Почему Тора была дарована за пределами Земли Израиля? Чтобы не вызвать конфликтов и раздоров между коленами — на чьей территории произошло дарование. Поэтому Тора была дарована на «ничейной» земле и уподобляется огню и воде. И огонь, и вода не принадлежат никому, и каждый может ими пользоваться. Так и Тора: никто не вправе «присвоить» ее себе, и обязан делиться своими знаниями.
Мидраш

Излей Свой гнев
Пасхальная Агада, которую мы все недавно читали, призывает нас ощутить себя «вышедшим из Египта», полагая это духовной обязанностью каждого еврея. В конце раздела «Магид» («повествование») мы читаем: «В каждом поколении мы должны ощущать, как будто каждый из нас лично вышел из Египта». Таким образом, седер, впрочем, как и весь праздник Песах, — это не только имитация или воспоминания, но реальное переживание всех этапов Исхода, а по сути, настоящий Исход, если понимать его как универсальный процесс преодоления всех препятствий и выход за границы возможного.
Об этом же говорит и пророк Миха (Михей), который сравнивает события далекого прошлого времен выхода из Египта с судьбами современного поколения эпохи «последнего Исхода», как сказано («Миха», или «Михей», 7:15): «Как во дни исхода твоего из земли египетской, явлю Я ему чудеса. Увидят народы и устыдятся при всем могуществе своем…»
Но иногда действие пасхальной Агады выходит за рамки тихого семейного праздника, а события далекого прошлого буквально врываются в нашу жизнь, становясь страшной реальностью.

Кровавый ответ
Два недавних теракта, потрясшие Москву и всю страну, по стечению обстоятельств произошли в канун Песах, который мы отмечаем как «пост первенцев». А ведь когда-то, более трех тысяч лет назад, Исходу из Египта тоже предшествовало два «кровавых события»: восстание первенцев против своего правителя Фараона, в результате которого погибло немало египтян, и гибель самих первенцев во время пасхальной ночи.
Также в тексте пасхальной Агады присутствуют два эпизода, связанных «с кровью». Прежде всего, это грозное предупреждение — «Излей Свой гнев» (шфох хамотха), которое мы читаем, когда вспоминаем, что пасхальная ночь «хранима Творцом», как сказано («Паслмы», 79:6–7): «Излей Свой гнев на народы, которые Тебя не признают, и на царства, которые имени Твоего не призывают. Ибо пожрали Якова, и обитель его опустошили». Как мы знаем, четыре бокала, которые мы выпиваем, символизируют гнев Всевышнего и «кровь египтян». Неслучайно именно эта метафора породила такое отвратительное явление, как кровавый навет, который полностью не изжит даже сейчас, в XXI веке!
Сегодня в общих чертах уже известно, как были организованы эти взрывы, кто их совершил и кто стоит за всем этим ужасом. Но у каждого явления есть духовная первопричина, тот невидимый детонатор, который приводит в действие силы зла. И эта побудительная причина — в злых мыслях и поступках самих людей. Теперь, суммируя весь материал, мы можем назвать духовную причину, которая в результате и привела к этой страшной трагедии.
Этот теракт произошел накануне Песаха, в то самое время, когда в течение многих веков звучали кровавые наветы и происходили погромы в еврейских общинах — это та самая пресловутая «кровь христианских первенцев». Многовековая кровавая ложь, которая обернулась трагической реальностью и страшной правдой.

«В крови будешь жить»
Во время перечисления т.н. казней египетских, мы символически десять раз отливаем немного вина из пасхального бокала в отдельную емкость. Это вино, которое символизирует «кровь египтян», знак скорби и сожаления о погибших. В этом году к символической скорби добавилась вполне реальная скорбь по погибшим накануне в теракте.
Конечно, можно все списать на террористов. Но вместе с тем можно увидеть в этих трагических событиях и знак свыше: мы вступили в завершающий период истории — мессианскую эру, когда происходят «родовые муки» и тяжелые «роды», которые неизбежно сопровождаются кровью.
К сожалению, история современной России давно уже вступила в «кровавую полосу». Мы скорбим вместе со всеми нашими согражданами по жертвам этого бесчеловечного преступления, которое не может быть оправдано никакими мотивами: ни религиозными, ни политическими. Но мы верим, что российское общество преодолеет и эту «болезнь». Об этом также говорит пасхальная Агада, приводя слова пророка, в которых второй раз упоминается кровь, но уже как жизнеутверждающее явление («Иехезкель», 16:6): «А Я проходил мимо тебя, и Я увидел тебя, попранную, в крови твоей, и Я сказал тебе: «В крови твоей живи!»
Мы верим, что вскоре придет Мошиах, явится для всех народов и окончательно установит на земле царство мира, добра и справедливости. Когда, по утверждению пророка Цефаньи (Софонии), все народы будут служить единому Творцу «все вместе», как сказано («Цефанья», 3:9): «Тогда Я обращусь к народам ясным языком, чтобы все призывали Всевышнего по Имени, и служили Ему все вместе».
 

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции