«Счастлив тот, кто умирает за Родину»

 Александр Шульман
 25 июня 2010
 3184

Предлагаем читателям «Алефа» цикл статей о жизни Иосифа Трумпельдора, включающий материалы из израильских архивов и прижизненные документы. «Счастлив тот, кто умирает за Родину» — эти слова Иосифа Трумпельдора знает каждый израильтянин. Человек-легенда, символ мужества и сионизма, Иосиф Трумпельдор широко известен в мире — его именем названы улицы и площади, воинские части и спортивные команды. «Завет Трумпельдора» — так в переводе с иврита звучит название сионистского военизированного молодежного движения БЕЙТАР, внесшего огромный вклад в создание Государства Израиль и формирование его вооруженных сил.

И только в России — в стране, в которой вырос герой Израиля, где он был награжден полным бантом Георгиевских крестов за подвиги в Русско-японской войне, где стал офицером и был удостоен личного приема царем Николаем II, — история жизни Трумпельдора остается неведомой его бывшим соотечественникам.
В энциклопедиях мира статьи об Иосифе Трумпельдоре начинаются примерно так: «Иосиф Зеэвич (Владимирович) Трумпельдор (1880, Пятигорск, Российская империя — 1920, Тель-Хай, Палестина) — еврейский политический и общественный деятель, российский военный, один из наиболее известных активистов сионистского движения. Организатор отрядов еврейской самообороны в поселениях еврейских репатриантов Палестины».
За этими скупыми строками скрыта жизнь, похожая на авантюрный роман, жизнь, посвященная идее возрождения еврейского государства. Попробуем шаг за шагом восстановить цепь событий жизни Иосифа Трумпельдора.

Сын кантониста

Иосиф Трумпельдор родился 21 ноября 1880 года в Пятигорске и был шестым из семи сыновей Владимира (Вульфа-Зеэва) Трумпельдора, николаевского солдата из кантонистов и ветерана Кавказской войны, участвовавшего в пленении имама Шамиля в ауле Гуниб, о чем Владимир-Вульф всегда любил рассказывать в кругу семьи. Воспоминания отца о детстве, проведенном в кантонистском батальоне, и армейской службе, длившейся 25 лет, несомненно, оказали влияние на мировоззрение Иосифа Трумпельдора.
Рассказы о трагической судьбе малолетних еврейских солдат-кантонистов из поколения в поколение передаются в семьях российских евреев. И в моей семье хранится память о прапрадеде, в возрасте восьми лет похищенном вербовщиками русской армии из родного литовского местечка и сданном в солдаты.
По указу царя Николая I от 26 августа 1827 года была установлена повышенная норма призыва в армию для евреев — в три раза большая, чем для русских. Если у русских раз в два года брали в армию по семь рекрутов с тысячи человек, то у евреев стали брать по десять рекрутов с тысячи человек ежегодно. В отличие от русских, евреев призывали в армию не с восемнадцати, а с двенадцати лет, зачастую еще раньше — в возрасте восьми-девяти лет. Малолетних евреев направляли в батальоны кантонистов «для приготовления к военной службе», где они проходили службу до 18-летнего возраста, а затем их переводили в солдаты, состоящие на действительной воинской службе. Годы пребывания в кантонистах не засчитывали в армейский срок, а срок этот был в николаевской армии — двадцать пять бесконечных лет.
Похищенных еврейских детей гнали в пешем строю в глубь России — на Волгу и в Сибирь, где их ждали кантонистские батальоны. Весь этот путь был усеян трупами маленьких евреев.
Кантонистские батальоны по праву называли «детской каторгой». Закон гласил: «Девять забей насмерть, десятого живым представь». Ну и представляли... В кантонистских батальонах пытками и голодом пытались склонить еврейских детей к крещению и разрыву всех связей с еврейским народом. Тем, кто крестился, давали русские имена и фамилии. Так что сегодня в России многие Ивановы, Петровы, Сидоровы и не догадываются, что когда-то их предками были религиозные евреи. Всего в царствование Николая I этот мученический путь прошли не менее пятидесяти тысяч еврейских мальчиков.
Понятно, что выжить в кантонистских батальонах и остаться евреями могли только самые физически крепкие и морально стойкие еврейские ребята. Выйдя из кантонистского батальона в возрасте восемнадцати лет, они тянули солдатскую лямку еще целых 25 лет. При выходе в отставку николаевские солдаты-евреи получали как привилегию право жительства на всей территории Российской империи, тогда как все остальное еврейское население России было заперто в гигантское гетто, носившее название черты оседлости.
Еврейские солдаты из кантонистов становились профессиональными военными. Их потомки из поколения в поколение служили в русской и советской армиях. В советское время уместно вспомнить внука еврейского кантониста, генерала армии Я.Г. Крейзера, которому во время Великой Отечественной войны первому из советских военачальников в июле 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Не был исключением и Владимир-Зеэв Трумпельдор. Выйдя из кантонистов, он многие годы прослужил военным фельдшером в Кавказской армии, под началом генерала Ермолова участвовал во многих кровопролитных сражениях Кавказской войны, был в рядах русских войск, штурмом взявших аул Гуниб, где был пленен имам Шамиль. Как николаевский солдат, отслуживший 25 лет в русской армии, он имел право после окончания службы выбрать для себя любое место жительства. Владимир-Зеэв Трумпельдор выбрал Пятигорск, где женился, обзавелся семьей. У него было семеро детей. Иосиф родился от второго брака. В 1884 году семья перебралась в Ростов-на-Дону.
Иосиф Трумпельдор с детства сталкивался с запретами и ограничениями, обильно вводимыми царскими властями для своих еврейских граждан. Окончив с отличием городское училище в Ростове-на-Дону и успешно выдержав приемные экзамены в реальное училище, он, однако, не был туда принят — пресловутая «процентная норма» закрывала евреям путь к получению образования. Одним из немногих учебных заведений, куда принимали евреев — детей николаевских солдат, была фельдшерская школа, которую Иосиф Трумпельдор окончил в 1900 году.
В юности Иосиф, как и вся демократическая русская молодежь того времени, был увлечен идеями толстовства. «Великий писатель земли русской» Лев Толстой проповедовал идеи жизни на земле. Крестьянская коммуна рассматривалась им как идеал общественных отношений. На молодого Иосифа Трумпельдора огромное впечатление произвело знакомство с толстовцами, создавшими свою коммуну неподалеку от Ростова-на-Дону. Общение с ними увлекло Трумпельдора, под их влиянием он стал вегетарианцем, воспитывал волю, ограничивая себя в развлечениях и довольствуясь самым необходимым.
Примерно в то же время Трумпельдор впервые знакомится с идеями сионизма, изложенными Теодором Герцлем в его книге «Еврейское государство». В этой книге, казавшейся тогда утопией, Герцль обосновал необходимость воссоздания еврейского государства, в котором еврейский народ, преследуемый и унижаемый в странах рассеяния, обретет свободу и независимость.
Толстовские рассуждения о крестьянской общине неожиданно пересеклись с идеями сионизма о возрождении еврейского государства. Юный Трумпельдор, как и многие представители русского еврейства, был увлечен идеей-мечтой о стране, где будут царить равноправие и свобода.

Александр ШУЛЬМАН, Израиль
Продолжение следует

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции