Шестиконечная звезда Гондураса

 Наталья Лайдинен
 25 июня 2010
 2567

Гондурас — одна из самых своеобразных стран Центральной Америки, о которой нашим соотечественникам известно совсем немного. Забавное для русского языка название государства вызывает непосредственные, временами ернические улыбки, а вот о социальном, экономическом или политическом статусе этой далекой страны у наших соотечественников представления нет: что-то слышали про гражданскую войну, перевороты и смену президентов, наркотрафик, коррупцию и торговлю оружием…

Между тем Гондурас — страна очень разная и по-своему красивая. Проехав ее с севера на юг, я лично убедилась в этом. Для любителей истории здесь сплошное раздолье: можно увидеть исторический город майя, великий Копан. Или постоять на нетронутых археологами развалинах древних городов, которые почти полностью поглощены джунглями и временем.
А еще в Гондурасе — второй в мире по протяженности пятисоткилометровый барьерный риф, настоящий рай для дайверов-экстремалов. Здесь настоящее раздолье для исследователя. Многообразие подводного мира — необыкновенное. В Гондурасском заливе разбросаны практически необитаемые острова, на которых можно уединиться от мирской суеты, утонуть в состоянии совершенной свободы, соприкоснуться с вечностью.
Я провела на крошечном островке Джош-Кей счастливую неделю и могу сказать, что карибский прибой и тропические низкие звезды настраивают на философский лад. А еще — десятки оттенков воды, наблюдать которые на рассвете и закате одно удовольствие.
Между тем предположить, что в этой неспокойной латиноамериканской стране стабильно действует еврейская община — неожиданно и смело. Несколько недель я провела в Гондурасе, общалась с жителями в столице Тегусигальпе и туристической Ла-Сейбе, в промышленном городке Сан-Педро-Сула. Большинство населения Гондураса — католики, хотя процветают в стране и языческие верования. На вопрос о евреях большинство даже «продвинутой» местной публики удивленно пожимает плечами: разве они тут еще есть? Вроде бы были когда-то, но, согласно бытующим представлениям, из-за нестабильной политической ситуации предпочли сменить место жительства.
Как выяснилось позже, доля истины в таких суждениях есть. Современная еврейская община Гондураса крайне немногочисленна — по различным подсчетам, составляет около двух сотен человек. Между тем первые еврейские поселенцы прибыли на территорию современного Гондураса еще в колониальный период, это были мараны. Типичная ситуация для многих стран Карибского бассейна. Они расселились преимущественно в небольших городках северо-западного побережья Карибского моря. Мараны активно занимались торговлей и ремесленничеством, а к концу позапрошлого века практически слились с пестрым по национальному составу местным населением.
Следующая волна эмиграции совпала с трагическими европейскими событиями XX века. В начале 1920-х годов на территорию страны прибыли еврейские беженцы как ашкеназского, так и сефардского происхождения. Во времена нацизма правительство Гондураса издало специальный указ, по которому евреям, спасающимся от зверств фашизма, было официально разрешено эмигрировать в страну. За четыре года действия этого документа въехало немало евреев, преимущественно преподавателей, инженеров, докторов и фермеров, а еще несколько десятков были спасены в годы войны благодаря документам, полученным от официальных представителей Гондураса по личному распоряжению тогдашнего президента Кариаса. К нему тогда обратились представители влиятельных еврейских семей страны.
На сегодняшний день местная еврейская община малочисленна и насчитывает примерно 40–50 семей. Тем не менее в стране существуют две синагоги: в городке Сан-Педро-Сула в 1997 году была построена синагога «Маген Давид». А в столице страны Тегусигальпе с 2003 года вновь действует синагога «Шевет Ахим». Она сильно пострадала во время разрушительного урагана, который пронесся над территорией Гондураса в 1998 году. После этого еврейские активисты из разных стран собирали деньги для того, чтобы отреставрировать синагогу. А представители американских еврейских общин приезжали в Гондурас, чтобы оказать помощь пострадавшим от стихийного бедствия.
Раввина во всем Гондурасе не найти. Он приезжает по специальным случаям из соседних стран, как это происходит и в нескольких других небольших центральноамериканских и карибских общинах. Тем не менее в синагогах проходят субботние службы, организованы курсы по изучению еврейской традиции. В промышленном и торговом городе Сан-Педро-Сула также действует общинная школа. Вследствие политической нестабильности, столь характерной для этого региона, община постепенно сокращается. Например, в прибрежном городке Ла-Сейба из нескольких состоятельных еврейских семей, составлявших местную общину, остались представители всего-то одной.
Однако, даже невзирая на выразительную малочисленность, еврейская община неизменно остается традиционно влиятельной в политической жизни государства: достаточно вспомнить недавнее президентство Рикардо Мадуро, выходца из известной сефардской семьи. Он победил на свободных выборах в Гондурасе в 2002 году. Именно члены его семьи, владевшие банковским бизнесом на Карибах, на протяжении многих лет выделяли средства для спасшихся от гибели и осевших в регионе евреев и помогали им наладить новую жизнь. При этом Рикардо Мадуро — не первый президент Гондураса еврейского происхождения. В 1847–1852 годах этот пост занимал Хуан Линдо, сын испанского еврея Хоакина Фердинандеса Линдо.
Интересен тот факт, что в Гондурасе работают и занимаются бизнесом несколько десятков коренных израильтян, которые также по возможности участвуют в местной общинной жизни. Некоторые из них приехали в страну еще в 1980-е, другие — совсем недавно. Они заняты в бизнесе, работают в сфере туризма, строительства, сельского хозяйства, выращивают табак и держат табачные фабрики.
Диву даешься тому, как малочисленная община старается поддерживать еврейские обычаи и традиции, вполне преуспевая в этом даже на международном уровне: ее активисты регулярно участвуют во всевозможных мероприятиях и конференциях, работают с еврейскими организациями в Латинской Америке и по всему миру с целью привлечения внимания к еврейской жизни в Гондурасе.

Наталья ЛАЙДИНЕН, Россия
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции