«Нам Кто-то погрозил сверху пальцем»
И прах, и пепел «А я прах и пепел» — так заявил в свое время наш праотец Авраам-авийну, и эти слова стали символом скромности и послушания («Берейшит», или «Бытие», 18:27): «И отвечал Авраам, и сказал: вот, я решился говорить Владыке, хотя я прах и пепел». По утверждению наших мудрецов, есть множество заповедей, связанных с прахом и пеплом. Но первое, что приходит в голову, это пепел «рыжей телицы» (пара-адума), который использовался в обряде очищения (глава «Хукат», см. далее), и прах, который брали у подножия жертвенника и добавляли в «горькую воду», которой потом поили «распутную жену» (сота), подозреваемую в супружеской измене. Одноименный трактат «Сота» мы изучали в те дни между Песах и Шавуот. С чем можно сравнить вулканический пепел? С одной стороны, частицы вулканической пыли подобны «праху земному». Но с другой стороны, они образуются в результате вулканической деятельности под влиянием высоких температур и огня и выбрасывается в атмосферу во время извержения, поэтому их можно сравнить и с пеплом.
Перст Б-жий
Как известно, жрецам фараона удалось силой магии повторить первые две казни. Однако когда пришел черед третьей казни, то по воле Творца и мановению посоха прах земной поднялся в воздух и превратился во вшей, как сказано («Шмот», или «Исход», 8:12): «И сказал Г-сподь Моше: скажи Аарону: «простри посох твой и ударь в прах земной, и превратится он во вшей на всей земле Египетской». Эта казнь поразила всех египтян, включая жрецов, которые тогда вынуждены были признать, что это «перст Б-жий» — т.е. явление, которое не поддается научному осмыслению и неподвластно силам магии.
В другой казни участвовал уже пепел, как сказано («Шмот», или «Исход», 9:8): «И сказал Г-сподь Моше и Аарону: возьмите полные горсти ваши пепла из печи, и пусть бросит его Моше к небу на глазах у Фараона». Пепел превратился в нарывы, так что даже жрецы, несмотря на всю их магию и колдовство, не смогли устоять («Шмот», или «Исход», 9:11): «И не могли волхвы устоять пред Моше по причине воспаления; потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах».
Это признание египетских жрецов можно сопоставить с высказыванием известного политического деятеля Леха Валенсы, который сразу после трагедии справедливо призвал «поразмышлять над случившимся, чтобы извлечь урок», и добавил важные слова: «Это нам Кто-то погрозил сверху пальцем». Сам Валенса благодарен Качиньскому, который, желая унизить своего политического оппонента, не позвал его на субботний рейс. Благодаря чему Валенса остался жив.
Тьма европейская
А у всех евреев был свет в их жилищах («Шмот», или «Исход», 10:23).
«Тьма Египетская» — вот что, прежде всего, приходит на ум, когда читаешь о новой напасти — извержении вулкана, которое практически парализовало всю Европу. Тогда, более трех тысяч лет назад, тьма не просто опустилась на Египет — она была буквально «осязаема» («Шмот», или «Исход», 10:21), парализовав и сковав всю жизнь египтян, так что они не могли свободно перемещаться по стране, по словам мидраша: «...тот, кто сидел — не мог встать, а тот, кто стоял, не мог сесть», как сказано («Шмот», или «Исход», 10:23): «Не видели друг друга, и не вставал никто с места своего три дня». Как известно, это предпоследняя казнь предшествовала казни первенцев и окончательному Исходу из Египта.
Сегодня мы повторяем (хотя и с некоторыми изменениями), тот древний «сценарий». И главное, чтобы все «фараоны» современности прислушались к этому «гласу Б-жьему», который доходит до нас из глубины веков в виде новых знаков и знамений — «казней Египетских» нашего времени. Главное, не будем забывать, что при этом Тора подчеркивает, что эта казнь не затронула самих евреев, напротив, сказано («Шмот», или «Исход», 10:23): «…а у всех евреев был свет в их жилищах» — свет Торы и еврейства. И это один из знаков скорого прихода нашего Избавителя.
В хасидском варианте пасхальной Агады отсутствует последний отрывок со словами «закончился пасхальный седер» (хасал сидур-песах), который обычно читают в самом конце. Одна из причин — «наш» пасхальный седер, впрочем, как и сам праздник Песах, не заканчивается с завершением пасхальной недели. Мы продолжаем «выходить из Египта» весь год, используя при этом те «великие приобретения» (рхуш гадоль) — святые искры еврейской мудрости, — которые мы вынесли с собой из Египта.
Раввин Довид КАРПОВ
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!