Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 25 июня 2010
 2510

Глава «Шлах» Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Канаанскую, которую Я даю сынам Израиля; по одному человеку от каждого колена отцов их пошлите, главных из них («Бемидбар», или «Числа», 13:2). «Пошли на свое усмотрение» Когда Моше посылал разведчиков, то от каждого колена был выбран представитель, только от колена Леви никто не был послан на разведку. Ведь их назначение состояло в том, чтобы разведать («Бемидбар», или «Числа», 13:19): «...какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа?» А также «тучна ли она или скудна?» Но для колена Леви это было не актуально, поскольку они, согласно Торе, не имели надела в земле Израиля. Таков общий принцип: только небезразличный человек может быть безраздельно предан своему делу и способен достойно исполнить миссию. Раби Йом-Тов бен Авраам

И возьмите от плода земли («Бемидбар», или «Числа», 13:20).
Выражение «и возьмите» (улкахтем) можно толковать как «вынести урок» (леках). Но чему можно научиться у «плода земли»? Баал-Шем-Тов объяснял это так: «Чтобы получить урожай, вначале семя бросают в землю. И лишь впоследствии, истлев и прекратив свое собственное существование, оно может дать начало новому растению. Вот так же и человек!»
Здесь этим простым примером Баал-Шем-Тов иллюстрирует одно из центральных понятий всего хасидского учения: качество «битуль», которое заключается в умении смирить себя, подчинив свое «Я» воле Творца. Только тот, кто умеет смирить себя, может рассчитывать на то, что в будущем его служение принесет плоды.
 

Глава «Корах»
Тема: родословная (ихус)
И взялся Корах, сын Ицгара, сына Кегата, сына Леви, и Датан, и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны из колена Реувэна
(«Бемидбар», или «Числа», 19:1).
В еврейской традиции происхождение играет немаловажную роль. Об этом можно судить на примере родословной… Кораха, которая подробно изложена в этой главе.
Помимо этого, мы все потомки Авраама, Ицхака и Яакова и поэтому «наследуем» их заслуги. Потомки Леви составляют сословие левитов, а те из них, кто является потомком Аарона — священников (коганим). Однако громкое происхождение далеко не всегда можно расценивать, как заслугу.

Знатное происхождение
В роду у рабби Нафтоли из Ропшиц было много великих предков. Однажды в узком кругу своих хасидов он позволил себе «нескромное» замечание: «Что касается знатной родословной, то нет никого среди хасидов, подобного мне».
Этот факт был общеизвестен, поэтому никто не посмел ему возразить. Только один из присутствующих выразил свое несогласие: «А моим предкам есть все основания гордиться мной больше, чем твоим. Ведь я единственный из всей моей родни, кто накладывает тфилин и соблюдает шабат». И рабби Нафтоли вынужден был согласиться. Похоже, у многих наших предков тоже есть подобный повод для «гордости».
Глава «Хукат»
Тема: скромность (анава)

«Вот закон из Торы»
В нашей главе мы находим пример скромности — это пучок иссопа (эзов), который бросают в кострище наряду с кедровым поленом и красной нитью, во время жертвоприношения т.н. «рыжей телицы» (пара-адума).

Еврейская харизма
Одно из востребованных понятий в сегодняшней общественной и политической жизни это харизма — особый набор личных качеств, который необходим для лидерства. Как всегда, еврейская традиция имеет свой взгляд на проблему.
Один известный раввин, который скептически относился к хасидам и их лидерам, повстречал как-то раз рабби Нафтоли из Ропшиц. Он не удержался и спросил: «Чем вы заслужили такую народную популярность среди простых евреев? Разве я не слыву большим знатоком Торы? Почему же все стремятся к тебе, а не ко мне?!»
В ответ рабби Нафтоли высказал скромное предположение: «Может быть, в этом все дело: я нимало не озабочен тем, насколько я популярен среди евреев — поэтому они ко мне и идут. А ваша светлость, напротив, только и думает о своей популярности — поэтому к вам никто и не идет».

Глава «Балак»
Пророчество злодея Билама (Валаама) — одно из редких мест в Торе, где сказано о мессианской эпохе и временах Мошиаха.
Восходит звезда от Якова,
и встает скипетр от Израиля
(«Бемидбар», или «Числа», 24:17).

В книгах пророков мы находим слова («Ишайя», 60:22): «Меньший станет тысячей, а младший — народом сильным. Я, Г-сподь, в назначенное время ускорю это». Отсюда наши мудрецы делают вывод, что Избавление может прийти сверхъестественным путем, о котором сказано «Я ускорю это», при условии, что мы этого заслужим. И обычным путем — «в назначенное время». Об этом и говорится в этой главе: «восходит звезда от Якова, и встает скипетр от Израиля». В том случае, если мы не удостоимся (не дай Б-г!), тогда Мошиах придет естественным образом, в результате исторического хода событий.
Сборник комментариев «Ор-га-Хаим»
 

12 Тамуза (в этом году 24 июня) — праздник освобождения
6-го Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона

Арест и чудесное освобождение Ребе РАЯЦа — важное событие, которое во многом предопределило дальнейшую судьбу всего российского еврейства. Что подвигло тогда Любавичского Ребе с риском для собственной жизни отстаивать право евреев СССР на свою веру и традицию? Эта история может кое-что прояснить.
Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон думал не только о судьбе всей еврейской общины. От его внимания не ускользали и судьбы каждого отдельного еврея. Буквально за два дня до его ареста к нему на прием пришел хасид с запиской (пидьон-нефеш) от одной еврейской семьи, в которой родилась двойня. Роды были тяжелыми, роженица сильно ослабла, а близнецы находись в критическом состоянии.
Потом события вокруг самого лидера движения ХАБАД стали развиваться стремительно: в середине Сивана он был арестован, ему грозил расстрел, потом ссылка на десять лет на Соловки, которая в последний момент была заменена ссылкой в Кострому. Перед отбытием в ссылку ему дали возможность ненадолго заскочить домой, чтобы забрать необходимые вещи. И первым делом Ребе, когда зашел домой, поинтересовался самочувствием жены того хасида и двух новорожденных. Это и есть любовь к ближнему, которая является одной из основ Любавичского хасидизма.
Если еврей хранит субботу — суббота хранит еврея
«Как выяснилось, в делегацию, отправившуюся в Катынь из Польши на президентском самолете, должны были войти также представители еврейской общины. Поскольку рейс был назначен на субботу, они попросили отложить его вылет до исхода субботы и, получив отказ, приняли решение лететь другим самолетом» (из сообщений СМИ).
На фоне обсуждений обстоятельств катастрофы, которая потрясла весь мир, затерялась маленькая заметка о группе польских евреев, которые должны были сопровождать правительственную делегацию во главе с президентом во время того трагического авиарейса. Но поскольку самолет должен был лететь в субботу, что, согласно Торе и постановлениям наших мудрецов, является нарушением святости субботнего дня, а покойный президент отказался пойти в этом вопросе на уступку, еврейская часть делегации вынуждена была отказаться от полета и перенести поездку на другое время.
Воистину, «если еврей хранит субботу, то еще в большей степени суббота хранит еврея». Так утверждают наши мудрецы, и нужны ли еще доказательства этого принципа, известного со времен Талмуда?
Песах forever!
Памятуя, что наше поколение — это поколение Исхода, и во многом мы повторяем ход событий времен первого Исхода из Египта, как сказано («Миха», 5:17): «Подобно дням твоего исхода из Египта Я явлю тебе чудеса» — в конце времен мы продолжаем серию публикаций в качестве комментариев к пасхальному седеру. Одним из знаковых моментов седера и всей истории Исхода является перечисление т.н. десяти «казней Египетских», цель которых была разрушить систему египетских ценностей и веру во всесилие власти фараона среди египтян и одновременно утвердить, прежде всего в сознании самих евреев, власть Творца.
Четыре бокала
Обязательные «четыре бокала», которые положено выпить в течение пасхального седера, символизируют страдания и испытания времен Мошиаха, «родовые муки» («хевлей-машиах»), связанные с его приходом и нарождением Грядущего мира, те самые схватки, которые неизбежно предшествуют родам. Об этом говорилось и в самой пасхальной Агаде, когда мы читали приведенный там отрывок из псалма 76 (79:6): «Излей Свой гнев на народы, которые Тебя не знают, и на государства, которые Имени Твоего не призывают» — «шфох-хаматха». С тех пор произошел ряд трагических событий, который можно сопоставить с десятью «казнями Египетскими». Вслед за трагической гибелью польской делегации и президента, которую мы обсуждали в предыдущем номере, последовала новая напасть, «тьма Египетская» — извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии, которое практически парализовало воздушное сообщение в Европе. Из-за этого феномена многие главы государств (в частности, США, Германии, Франции) не смогли принять участие в церемонии похорон в Кракове.
Все эти события, несмотря на свой трагический характер, свидетельствуют всему миру, что мы живем в эпоху Мошиаха и уже стоим на пороге Избавления — «геула».
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции