«Моим друзьям, которые спят вечным сном…»

 Яков Коваленский
 25 июня 2010
 3403

К.А. Гартман (1905–1963) родился в Мюнхене. Иногда его фамилию пишут Хартман, но по авторитетному музыкальному словарю Гроува — Гартман. Он учился игре на тромбоне в Мюнхенской академии музыки и параллельно композиции у Й. Хааса в 1924–1927 годах, затем у известного дирижера Г. Шерхена, который стал его наставником и другом. И очень недолго, зимой 1941–1942 года, брал частные уроки у Антона Веберна для изучения новой додекафонной системы композиции.

 Гартман не получил систематического композиторского образования. Но в марте 1933 года фашистами был создан первый концентрационный лагерь в Дахау, и молодой начинающий композитор, ужаснувшийся этому злодеянию, написал свое первое оркестровое сочинение — симфоническую поэму «Miserae» (1933–1934) — и посвятил его, по собственному признанию, «моим друзьям, которые стократно должны были умереть, которые спят вечным сном, которых мы никогда не забудем». 
Уникален сам факт написания этого сочинения. В те годы в Германии оно не могло прозвучать, его премьера состоялась в Праге в 1935 году на фестивале современной музыки и принесла композитору всемирную известность. Этот факт свидетельствует о том, что жители Германии знали, что творится в их стране. Оставаясь в Германии все годы фашистского режима, Гартман сознательно стал «внутренним эмигрантом» и боролся с фашизмом с помощью музыки, которая при этом не звучала в его стране. Его музыка протеста или, как он сам говорил, «музыка исповеди», была близка музыкальному экспрессионизму. Композитор писал в стол. А премьеры его сочинений звучали за пределами Германии. Например, квартет №1, «Еврейский квартет» (1933), где Гартман цитирует еврейскую синагогальную мелодию, антивоенная сатирическая опера «Симплиций Симплициссимус». Написанная в 1935 году, поставлена она была только в 1949-м в Кельне. Траурный концерт для скрипки и струнного оркестра (1939) был навеян нацистской оккупацией Чехословакии. В основе этого произведения — гуситский гимн, а финальный хорал — на мелодию песни «Вы жертвою пали в борьбе роковой».
Композитор написал свою Первую симфонию («Опыт реквиема»), где цитирует музыку композиторов, запрещенных в нацистской Германии — Малера, Стравинского, Хиндемита, Бартока — в 1936 году. А позже Гартман создал фортепианную сонату «27 апреля 1945 года» в честь освобождения узников концлагеря Дахау.
После окончания Второй мировой войны творчество композитора развернулось со всей мощью. Им было написано восемь симфоний, два струнных квартета и др. Еврейская тема продолжает интересовать композитора. Во Второй симфонии главная тема — это напев еврейского ритуального плача. В 1961–1962 годах Гартман написал сочинение под названием «Гетто» — это часть большого цикла «Еврейская хроника», коллективного творчества немецких композиторов Хенце, Блахера, Дессау, Вагнера-Регени.
Гартман считается крупнейшим немецким симфонистом XX века и наследником великого А. Брукнера. В послевоенные годы слава композитора росла, его сочинения исполняли в Германии и во всем мире. Своей главной задачей Гартман считал возвращение на концертную эстраду запрещенных ранее сочинений и продвижение опусов молодых авторов. Он организует циклы концертов современных композиторов под названием «Musica Viva». Гартман становится обладателем множества наград: премий городов Мюнхена и Брауншвейга, земли Северная Рейн-Вестфалия и др. Он был также награжден медалью А. Шенберга и баварской медалью «За заслуги». Гартман — член Академий искусств Мюнхена и Берлина, почетный доктор университета Spokane в Вашингтоне.
К сожалению, сочинения Гартмана редко звучат на российской эстраде. Но очень важно, что 15 ноября 2009 года в Большом зале консерватории на концерте Российского национального оркестра (РНО) прозвучало программное сочинение Гартмана «Miserae» («Б-же, помилуй»). Дирижировал концертом известный немецкий музыкант Инго Мецмахер. Он впервые приехал в нашу страну. Мецмахер — крупнейший музыкант Европы, в различные годы возглавлявший оперные театры Брюсселя, Гамбурга и Амстердама, родился в Ганновере в 1957 году в семье немецкого виолончелиста Рудольфа Мецмахера (1906–2004). В детстве Инго пел в хоре мальчиков, а затем учился по классам теории музыки, дирижирования и фортепиано в Ганноверской высшей школе музыки и Зальцбургском Mozarteum.
С 1981 года Мецмахер играл и дирижировал в камерном оркестре Ensemble Modern. C 1995 по 1999 год музыкант — главный приглашенный дирижер Бамбергского симфонического оркестра. А в 1997–2005 годах занимал в Гамбурге пост генеральмузикдиректора, одновременно руководя Гамбургской оперой и Гамбургским симфоническим оркестром. В оперных театрах он ставит как традиционные оперные шедевры Верди, Мусоргского, Чайковского (которого он обожает), так и авангардные сочинения — Берга, Корнгольда, Мессиана, Хенце и российского композитора В. Тарнопольского.
С 2007 года Мецмахер возглавляет Немецкий симфонический оркестр Берлина. Дирижер известен как страстный пропагандист музыки XX века и новейших сочинений. Он исполнил и записал на диски все симфонии Гартмана. Также он большой поклонник музыки Шостаковича. Симфоническая поэма «Miserae», о которой я уже упоминал, одночастное сочинение Гартмана, и его структура представляет собой сонатный цикл: медленное вступление (мрачное и трагическое) — экспозиция и разработка — реприза — кода. Композитор вовлекает слушателя в некий хаос, экспрессия звучания всех тем идет по нарастающей, а затем — финал, полный отчаяния. Все это в музыкальной форме напоминает судьбы узников фашистских концлагерей. После завершения поэмы мне казалось, что аплодисменты здесь неуместны…
Затем были исполнены Вступление и «Смерть Изольды» из оперы Вагнера «Тристан и Изольда». Этот часто исполняемый симфонический отрывок из оперы. Он также полон трагизма и звучал, как яркое дополнение к сочинению Гартмана. Тема смерти была общим лейтмотивом первого отделения концерта. Во втором отделении оркестр под управлением Мецмахера играл Седьмую («Ленинградскую») симфонию Дмитрия Шостаковича. Это монументальное произведение — летопись Великой Отечественной войны, написанная композитором во время блокады Ленинграда. Вот что композитор писал о своей музыке: «Начал я работать над симфонией в конце июля 1941 года. Закончил в конце декабря… Седьмая симфония — это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе».
Выбор дирижера с исполнением симфонии Шостаковича не случаен. Вот отрывок из интервью Мецмахера: «Я хочу сыграть в Москве в одном концерте симфонии Карла Гартмана и Дмитрия Шостаковича, потому что считаю их братьями по духу. И тот и другой жили и сочиняли музыку в условиях тоталитарных режимов — Сталина и Гитлера. В их музыке ощущается напряжение эпохи, предчувствие катастроф — то, что мы называем духом времени. Оба они были гуманистами и не утратили этого качества при человеконенавистнических режимах. Оба жили во внутренней эмиграции. Оба они принадлежали к одному поколению — они схожи по душевному строю, по ощущению времени».
Исполнение симфонии было грандиозным: замечательный и идеально сбалансированный звук, прекрасное звучание духовых инструментов, что очень важно в этом произведении, а также большое мастерство дирижера, сумевшего ясно воплотить свой замысел. Он усилил трагический накал музыки, и она приобрела черты вселенского горя. Лирические эпизоды симфонии как бы ушли на второй план. У музыканта прекрасный и ясный жест, и он очень темпераментно выражает свою концепцию. Перекличка музыки Гартмана и Шостаковича с их трагическим звучанием была впечатляющей. Дебют немецкого дирижера Мецмахера в Москве удался.

Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции