Умный, добрый, смелый трус…

 Владимир Цукерман
 25 июля 2010
 6790

В пьесе Михаила Светлова «Двадцать лет спустя» среди действующих лиц существует и сам автор. Вицин загримировался под автора, изобразив его походку, интонацию, жесты. На премьере Михаил Аркадьевич был изумлен. После спектакля одна пылкая дама повисла на Светлове: «Благодарю вас за чудесную, великолепную игру». — «Это Вицин», — попробовал отбиться он. «Ну-ну. Не стесняйтесь, сознавайтесь, что это были вы. Вицин на вас совсем не похож».

Георгий Вицин... При этом имени вспоминается неразлучная троица — Никулин, Вицин, Моргунов. Множество баек, хохм, анекдотов осталось за кадром веселых кинокомедий, которые нам подарил блистательный кинорежиссер Леонид Гайдай, снимая Георгия Михайловича в своих фильмах. Работал Вицин и у других выдающихся режиссеров советского кино — Козинцева, Трауберга, Юткевича. О смешном и грустном в жизни Вицина, о дружбе с не менее известными коллегами я бы и хотел рассказать в своих байках-воспоминаниях.

Когда американский импресарио Виктор Шульман предложил троице проехаться по двадцати трем городам Соединенных Штатов и повеселить тамошних эмигрантов, Моргунов тут же ухватился за эту идею. Никулин назвал идею «местечковой» и отказался. Но вскоре приехал туда, только не в роли Балбеса, а как генеральный директор Московского цирка на Цветном вместе со своей труппой. Вицин к этой «американской трагедии» отнесся равнодушно. «Поехать хорошо, но лучше не ехать. Далеко и высоко лететь», — сказал он.

В театральном училище историю театра Вицину преподавал Семен Дрейзен. Когда тема касалась истории социализма и коммунизма, старик трагически восклицал: «Это не ново, это все уже давно было». Как-то студент Жора пришел на урок и увидел, что Дрейзена нет. «А где преподаватель?» — спросил он у товарищей. А ему и говорят: «Он уже в другом мире. Отчитывается за свои слова». Вот такие повороты судьбы были в 1938 году.

В пьесе Михаила Светлова «Двадцать лет спустя» среди действующих лиц существует и сам автор. Вицин загримировался под автора, изобразив его походку, интонацию, жесты. На премьере Михаил Аркадьевич был изумлен. После спектакля одна пылкая дама повисла на Светлове: «Благодарю вас за чудесную, великолепную игру». — «Это Вицин», — попробовал отбиться он. «Ну-ну. Не стесняйтесь, сознавайтесь, что это были вы. Вицин на вас совсем не похож».

Была компания: Михаил Светлов, Семен Гушанский, Всеволод Якут, Георгий Вицин. Заводила Светлов, наливая стакан горячительного, приговаривал: «Евреи, евреи, выпьем скорее!» Под предлогом того, что Вицин к евреям не принадлежал, он мог спокойно и культурно ретироваться.

В справочнике Госфильмофонда написано, что первая роль Вицина была в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», где он сыграл роль царского опричника. Сам же актер утверждал, что Эйзенштейна в глаза не видел и все, что написано в солидном справочнике, сплошное вранье. Если на клетке осла написано «лев», не верь глазам своим.

Перед самой войной Всеволод Якут и Георгий Вицин купались в речке. Плыли рядом. И тут Вицин пошутил: «Якут, тони, все роли будут мои!» И тот, действительно, ушел под воду. Еле-еле спасли актера. Потом Вицин сильно призадумался, хороши ли такие шутки?..

Весной сорок пятого Георгий Вицин и Михаил Светлов прохаживались по Арбату. Светлов был в шинели, длиннополой, широченной. К ним подошли двое в штатском с голубыми кантами. Подозрительно оглядели с ног до головы. И тут Светлов сделал ход первым: «Вы что так на меня смотрите? Не верите в нашу победу?!» Сотрудников НКВД как ветром сдуло. «Вот так юмор помогает выжить», — сказал поэт Вицину.

В Ленинграде Нина Гребешкова, жена режиссера Гайдая, и Георгий Вицин пошли покупать Леониду Гайдаю шапку. Пришли в меховой магазин, им предложили шапку из нерпы, пирожком. Нина Павловна засомневалась: «Вряд ли Леня будет ее носить, ведь он и так длинный, а она еще увеличивает рост». Но Вицин настоял, шапку купили. Приносят шапку, а Вицин и говорит: «Леонид Иович, эта шапка называется "Абрам-царевич"». Гайдай стал ее носить и носил до конца жизни, называя ее ласково «Абрам-царевич».
Когда Савелий Крамаров уезжал в Америку, он позвонил Вицину попрощаться: «Все, Гоша, больше мы с тобой никогда не увидимся. Уезжаю навсегда». — «Да брось ты, Савва, свою Америку, приезжай ко мне, пойдем лучше с тобой в лес». Крамаров уехал, Вицин ходил в лес без него. Но случилась перестройка. Судьба повернулась к Крамарову лицом, он снимался в Голливуде, не раз приезжал в Россию и даже участвовал с Вициным в концертах. На рекламе красной строкой именовалось: «Гость из США — С. Крамаров». Сейчас стало грустно в королевстве комедии: нет ни Вицина, ни Крамарова… Один лес стоит.

На съемках фильма «Дорогой мальчик» актриса Ирина Азер села на спортивный мотоцикл итальянской фирмы «Чезетта», чтобы по указанию режиссера Стефановича промчаться по дороге, вьющейся над пропастью. В это время крупным планом снимали ее лицо. На мелком гравии мотоцикл затрясло, и она со всего размаха врезалась в здоровенный валун. Первым к ней подбежал Георгий Вицин. «Врача! Немедленно врача!» — закричал он. Актрису, всю в крови, еле стащили с мотоцикла, так сильно она вцепилась в руль.
В Клайпеде шли съемки фильма «Дорогой мальчик». До места съемок актеры Азер, Стржельчик, Вицин переправились на пароме. Игнорируя остальных, толпа выстроилась в очередь за автографами к Вицину. Красный от возмущения и обиды, Владислав Стржельчик демонстративно отвернулся к воде, пробурчав: «Это ж надо, не знать Наполеона! Какое невежество!»

Георгий Вицин встретился со своей учительницей по театру Серафимой Бирман на съемках фильма «Дон Кихот» Григория Козинцева. У нее был одинаковый тембр голоса с режиссером — высокий. По старой памяти Бирман стала делать Вицину какие-то предложения по роли. Козинцев услышал и стал кричать: «Серафима Германовна! Не учите Вицина!» — «Я не учу, я просто предложила ему, как сделать лучше!» — «Нет! Вы его учите! А мы уже все обговорили!» — «Да с чего вы взяли? Не учу я его!»
И вот они оба стоят друг против друга, с одинаковыми профилями, с одинаковыми высокими дребезжащими голосами, и кричат что есть мочи. Вицин еле сдерживался от смеха.

На киностудии «Ленфильм» режиссер Александр Файциммер пригласил молодого актера Георгия Вицина на пробы в главной роли в фильме «Овод». Пробы прошли неудачно, и актер собирался уже ехать в Москву, как в коридоре его случайно остановил ассистент режиссера Семена Тимошенко и пригласил на пробы нашумевшего в будущем фильма «Запасной игрок» (1954), где артист исполнил главную роль. Вот так в жизни бывает — пробуешься на одну роль, а попадаешь совершенно в другую.

На съемках фильма «Пес Барбос и необычный кросс» Леонид Гайдай придумал очередной трюк. Тройка бежит от собаки. Балбес, Бывалый, а затем Трус пробегают сквозь шалаш. Вицин выбегает в трусах, а за ним из шалаша выходит медведь и держит в лапах его брюки. Трюк смешной, но директор Кушелевич заявил: «Ни за что! Техникой безопасности, а главное, сметой медведи не предусмотрены!» Тогда в шкуру медведя влез сам режиссер и неплохо сыграл косолапого, но на пленке четко прослеживалось, что медведь ненастоящий. Эпизод вырезали. На экране видно, как Вицин вбегает в шалаш в брюках, а выбегает в трусах. Куда девались брюки? Неизвестно. Но публика все равно смеялась.

Владимир Цукерман, директор Музея трех актеров
P.S. Автор выражает благодарность Галине Оркиной за помощь в подготовке материалов для статьи.


 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции