Поздравление к празднику Рош га-Шана — 5771 (Еврейский Новый год — 9 и 10 сентября)

 Раввин Довид Карпов
 17 сентября 2010
 3856

Сто и один Скоро торжественный и призывный звук ритуального бараньего рога — шофара — возвестит всему миру, что наступил новый, 5771 год от Сотворения мира*. И эти трубные звуки снова напомнят всем нам, что у нас есть Царь — Творец этого мира, которому мы поклоняемся и которому мы служим.  

Прошедший год по многим признакам был для нас «юбилейным», а его численное значение — 770 — совпадает с номером особняка, в котором уже много лет располагается резиденция Любавичского Ребе.
Я привычно начал писать эти слова поздравления к Рош га-Шана, но тут поймал себя на мысли, что почти слово в слово повторяю то, что уже писал год назад, и невольно задумался. Конечно, можно сказать, что мы еще на один год приблизились к долгожданному Избавлению, и это будет правдой. Но многое ли изменилось оттого, что мы прибавили еще одну единичку к и без того большому числу?
Но вот у нас перед глазами пример, который приводит Алтер Ребе в своей книге «Танья». Там говорится, ссылаясь на авторитет Талмуда (трактат «Хагига», 96), что тот, кто повторяет изучаемый текст «только» сто раз, не заслуживает звания служащего Б-гу. А по-настоящему служит Б-гу тот, кто повторяет изучаемый текст… сто один раз. Но почему этот один-единственный раз так много значит?
Алтер Ребе объясняет, что в те времена повторение текста сто раз считалось нормой и не воспринималось как особое достижение. Зато сто первый раз выходил за рамки привычного и обыденного и требовал от изучающего несравнимо больших усилий. Чтобы найти в себе эти силы, было необходимо прежде пробудить в своем сердце любовь к Б-гу. И эта работа возвышала человека и поднимала его на совершенно иной уровень. Эта история учит нас, что надо всегда стремиться делать еще один шаг вперед с таким настроем, что это самый главный и решающий шаг, последнее усилие на пути к Мошиаху.
За прошедший год мы тоже успели привыкнуть к существующему положению вещей: мы все так же привычно ожидаем освобождения из галута, о чем повторяем в наших молитвах каждый день, обыденно произнося: «Росток Давида, слуги Твоего, взрасти как можно скорее» и т.д. Потом прошел «юбилейный» 5770 год, когда эти ожидания были особенно сильны. Теперь наступил тот самый «сто первый», когда мы должны перебороть эту опасную привычку и сделать так, чтобы 5770 + 1 год стал особым, не похожим на все предыдущие. Чтобы мы не только рассуждали о скором приходе Мошиаха, но и сделали то самое сверхусилие и наконец добились, чтобы он на самом деле пришел в этом году.
Мы верим, что этот год станет годом «основ веры» — икарей-га-эмуна, годом, когда нас всех объединят «узы любви» — авотот-га-агава, годом прихода Мошиаха уже в эти дни!
Счастливого и сладкого нового, 5771 года!
Шана това у-метука!
Хорошей записи в Книгу Жизни,
скрепленной печатью в Йом Кипур!
Ктива-ва-хатима това!

День Суда и трубных звуков 
Моше поколения и его Суд
Как известно, два дня Рош га-Шана — это время Суда, когда определяется наша судьба на весь будущий год. И число 71 (которое также обозначает номер наступающего года — 5771)* в рамках еврейской Традиции несет в себе вполне конкретную ассоциацию, указывая на численный состав высшего законодательного органа — Сангедрина, или Синедриона, который включал 71 мудреца, в том числе председателя суда (ав бейт-дин) и главу всего народа (наси).
Первый такой Сангедрин был создан еще во времена Моше, о чем сказано в Торе («Бемидбар», 11:24): «И вышел Моше <…> и собрал семьдесят мужей из старейшин народа, и поставил их вокруг шатра». Моше называется «муфла» — «выдающимся» и «исключительным», т.е. несравнимым по своим достоинствам и своему духовному уровню даже с семьюдесятью старейшинами, которые составляли Сангедрин. Поэтому именно Моше «отделил от духа, который пребывал на нем» и наделил этим духом семьдесят старейшин, как сказано («Бемидбар», 11:25): «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и отделил (Моше) от духа, который на нем, и возложил на семьдесят мужей, из старейшин», тем самым наделив их судейскими полномочиями.
Нас всех скоро ожидает Небесный суд, когда Судья всего мира воссядет на престол, чтобы судить всех живущих на земле. Но мы знаем, что Всевышний наделил особыми полномочиями главу поколения и принимает его решение как Свое собственное.

Раввин Довид КАРПОВ
______
*В этом году будем слушать трубные звуки шофара два дня: 9 и 10 сентября (в четверг и пятницу), во время утренней молитвы и дальше в течение всего светлого времени суток — от восхода до захода солнца.

_____
*Обычно данный год (например, 5771) принято обозначать двумя последними цифрами, т.к. остальные остаются неизменными в течение всего столетия, в данном случае это 71.
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции