Андрей Вознесенский Интеллигент в эпоху беззаконий

 Юрий Безелянский
 17 сентября 2010
 6926

Идет активная смена поколений. Ушел в мир иной один из самых популярных поэтов России последнего времени Андрей Вознесенский. Поэтарх*. Интеллигент в эпоху беззаконий. Витражных дел мастер.  

Уход Вознесенского мне особенно горек. Он почти мой ровесник (на год младше). Мы учились в одной школе, московской № 554. Иногда встречались и перезванивались. Я внимательно следил за его творчеством. Часто цитировал его в своих писаниях. И вот связь оборвалась. Когда-то Вознесенский почти кричал: «Тишины хочу, тишины... Нервы, что ли, обожжены...» И вот наступила тишина. Остались книги. Но нет голоса Вознесенского.
1 июня 2010 года Вознесенского не стало. Зоя Богуславская в сердцах воскликнула: «Проклятый Паркинсон!..»
В ноябре 1979 года я в стол написал небольшое исследование о жизненном пути и творчестве Андрея и начал с того, каким я его помню: «Был тихим, лобастым и неприметным мальчиком. В футбол не играл, в драках не участвовал и, разумеется, хорошо учился. И покуда сверстники били коленки и баклуши, безумно предаваясь радостям жизни — папиросным чинарикам, картам и танцам (в моду входили буги-вуги и синие рубашки в белую полосочку), он спартански предавался занятиям, накапливал знания и наращивал свой интеллект.
Сокашники мучились вопросом, где бы выпить и куда сходить погулять, а его уже волновал вопрос: «Кто мы — фишки или великие?.. Лилипуты или поэты?» А когда повзрослевшие школьники поувяли в своих чувствах и подрастратили свою энергию, Вознесенский поразил всех своим безудержным, неистовым напором. Его поэзия ворвалась в жизнь, как выразился Глеб Горбовский, «бешеным лимузином» — резко, бесцеремонно, вызывающе...
Ранний Вознесенский был ярок, неординарен, нетрадиционен и эпатажен. Его «лимузин» предпочитал мчаться не по проторенным стежкам народной поэзии, не по обкатанной дороге официальных песнопений, не по расхожим лирическим улицам и аллеям, он избрал свой путь и отчаянно рулил в сторону привидевшихся ему голубых далей.
Дебют состоялся в 1958 году. «Помню пронзительное чувство, — писал Вознесенский, — когда мои стихи напечатали. Я скупил 50 экземпляров «Литературки», расстелил по полу, бросился на них и катался, как сумасшедший». Оказывается, в тихом мальчике, робко стоявшем у стенки в школьном коридоре, таился веселый чертик!..
Отложим дальние воспоминания и отметим, что первые сборники Вознесенского «Парабола» и «Треугольная груша» поразили всех любителей поэзии своей буйной фантазией, яркостью красок и особой звонкостью стиха. «Москва завалена арбузами./ Все дышит волей без границ./ И веет силой необузданной/От возбужденных продавщиц...» А какой образ: «Земля мотается в авоське меридианов и широт!» (правда, сегодня надо объяснять молодому поколению, что такое авоська). А — «Мерзнет девочка в автомате,/ Прячет в зябкое пальтецо/ Все в слезах и губной помаде/ Перемазанное лицо...», — и сразу узнается то давно ушедшее время, 1950–1960-е годы!..
Его ранние стихи хочется вспоминать и вспоминать. У каждого в голове хранятся свои любимые строчки. У кого «Осень в Сигулде», у кого «Пожар в Архитектурном институте», а кому любы строки про сирень: «Сирень прощается, сирень — как лыжница,/ Сирень как пудель мне в щеки лижется!..»
Долгие десятилетия негласно шло поэтическое соревнование между двумя поэтами — Андреем Вознесенским и Евгением Евтушенко, кто из них, если так можно выразиться, кумирнее другого. Оба претендовали на роль властителя поэтических дум или короля поэзии. Они были на разных полюсах: Евтушенко попроще, понароднее и явно тяготел к публицистичности, откликаясь на любой общественно-политический чих. Вознесенский был, напротив, далек от сиюминутных событий: «Я вообще не люблю вещи политические», — сказал он в одном из интервью еженедельнику «Собеседник» (1991). Не давая оценок какому-то конкретному событию, Вознесенский, тем не менее, немыслим без России. Он упорно вписывал себя в систему российских координат.

В воротнике я — как рассыльный
В кругу кривляк.
Но по ночам я — пес России
О двух крылах.


«Мои Палестины дымятся дыбом./ Абсурдный кругом театр./ Б-же, прости им, ибо/ Не ведают, что творят». Вознесенский не мог не откликаться на то, что происходило с Россией и ее народом. «Как спасти страну от дьявола?/ Просто я остаюсь с нею./ Врачевать своею аурой,/ Что единственное имею». Вознесенский был болью народа, хотя не в традиционно-некрасовском, а в своем, вознесенском, стиле. «Пишу про наших упырей», — а писал он хлестко и едко.
«Художник первородный —/ Всегда трибун,/ В нем дух переворота/ И вечный бунт». И еще о себе, с надрывом: «Я — Гойя!..»
В свое время на Вознесенского накричал Хрущев. Кусали его критики. Люто завидовали коллеги. Но он выстоял и сам знал себе цену. Его кредо было: «Исповедую Красоту./ Только чувство красиво». И, конечно, не мог обойтись без иронии:

Вознесенский, агент ЦРУ,
Притаившись тихою сапой,
Я преступную связь признаю
С Тухачевским, агентом гестапо.


Тема взаимного непонимания прозвучала в рок-опере «Юнона и Авось». Об Америке и России там говорится:

И в твоем вранье, и в моем вранье
Есть любовь и боль по родной стране.
Идиотов бы поубрать вдвойне
И в твоей стране, и в моей стране.


Как радовался Вознесенский в конце 1970-х годов книжному буму, ведь до этого: «Попробуйте купить Ахматову./ Вам букинисты объяснят,/ Что черный том ее агатовый/ Куда дороже, чем агат...» Но книжный бум прошел, и в XXI веке наступили новые времена, когда культура превратилась в общественное гетто, и шрифт заменен видеоклипом, а Вознесенский упорно продолжал воспевать начитанность и эрудицию. Он писал исключительно для образованных людей, знакомых с историей, литературой и культурой. Для несведущих он непонятен и просто ноль, ибо каждая его фраза — загадка и шарада. В своих стихах Вознесенский создает портретную галерею великих и знаменитых, с которыми он на «ты»: Микеланджело и Гольбейн, Нерон и батька Махно, Пикассо и Рихтер, Марк Шагал и Вера Холодная, Пруст и Маяковский, Бодлер, который «от ваших подлостей обалдел». «Друг Горацио в неглиже». «Шопенгауэр — в шокинге». И вообще — «Бах. Арена. Хабанера...»
Поэзия Вознесенского перенаселена историческими персонажами и современниками. Они в ней живут, дышат и волнуются. Хотя Вознесенский и признает, что «Делиб — дебилам,/ Массне — кутюрам./ Нас победила/ масснекультура».
А еще поэзия Вознесенского чрезвычайно музыкальна, не только в ритмах и рифмах, его стихи — это сложная симфоническая музыка, а порой исключительно джаз. «Тема Гершвина — хошь джаз? Твоя джазвочка удалась./ Б-же грешный, помилуй нас!» А еще он — песенник. «Миллион алых роз» и речитативы из «Юноны и Авось»: «И вздрогнули ризы, окладом звеня./ И вышла усталая и без наряда./ Сказала: «Люблю тебя, глупый. Нет сладу./ И что тебе надо еще от меня?»
Когда-то Валентин Катаев сказал: «Поразительны метафоры поэта. Книги Вознесенского всегда депо метафор». Я бы сказал иначе: фонтанные брызги, пронзенные солнцем. Метафоры, игра слов, неологизмы. Примеров тьма:

Голодуха, брат, голодуха
От славы, тоски, сластей,
Чем больше пропустишь в брюхо,
Тем в животе пустей!
Мы — как пустотелые бюсты,
С улыбкой до дна,
Глотаешь, а в сердце пусто —
Бездна!..


Или вот: «Мы — эхо повтора. Луна через шторы/ Рассыпала спичечный коробок». «Шпикачки из пикапчика». «Гонорар. Гонор-арт», «Мы стали “экономикадзе”», «Прощальную белую розу/ Брошу к твоим спелым ногам».
Примеры можно приводить без конца. И так ясно, Андрей Вознесенский — наследник Хлебникова, искусник слова, жонглер, виртуоз... В одном из интервью он заклинал, что «нельзя, чтобы мысль лжавела». Удивительное сочетание про ложь и ржавость.
Однажды Вознесенский сказал: «Мы все уходим в язык. Язык — наше бессмертие». «Скрипит о столик палисандровый/ Мое опальное перо».
Вознесенский прожил богатую жизнь, наполненную многочисленными встречами и дружбами. Дружил с Генри Муром, беседовал с Мартином Хайдеггером, встречался с Мэрилин Монро... Его книги многократно издавались. Он познал славу. Был популярен. Однажды я попытался с ним поговорить о каком-то серьезном деле — не дали. Все время подходили к нему люди и говорили-говорили без конца. Наверно, это его утомляло. «Все прекрасно и не паршиво./ Наспех с кем-нибудь обнимусь». «Обещано счастье в конце третьей серии,/ И нас не смущает, что фильм двухсерийный». «Но итоги всегда печальны, даже если они хороши». Какая в этих строках грусть-печаль. Кто виноват в печальных итогах? Время? Возраст? Жизнь? По молодости все было замечательно: «А время свистит красиво/ Над огненным Теннесси,/ Загадочное, как сирин/ С дюралевыми шасси». А позднее восприятие совсем иное: «время коматозное». И в небе — «застывшие ястребы». И почти слезы: «Кофе-жизнь, как турочка, пролилась...»

Ты худеешь и чахнешь.
Тихий агнец, держись!
Этот страшный диагноз
Называется — жизнь.


И еще:
Душа — это сквозняк пространства
меж мертвой и живой отчизн.
Не думай, что бывает жизнь напрасной,
как будто есть удавшаяся жизнь.


Что же тогда главное? Как говорил Альберто Моравиа, «творить — значит ускользать от смерти». Андрей Андреевич Вознесенский творил до конца, даже тогда, когда не слушалась рука. Он продолжал наперекор всему писать и удивлять своими сравнениями, что жизнь — всего лишь «жемчужная шутка Ватто».
Французский живописец Антуан Ватто, как и Андрей Вознесенский, поклонялся Красоте.
«Я сторож шоу». Сторож ушел. Но шоу продолжается...
Рубрику ведет
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия

_______
*Поэтарх — название поэмы и проекта Андрея Вознесенского.
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции