Театр как жизнь

 Элла МИТИНА
 28 октября 2010
 3100

К юбилею Михаила Левитина

В этом году у Михаила Захаровича Левитина, художественного руководителя Московского театра «Эрмитаж», народного артиста России, сразу две круглые даты: 65 лет со дня рождения и 50-й сезон театра. Левитин — удивительный человек. Один из немногих, кто уже в детстве понимал свое предназначение.

– В своей книге «Витя Кузов в сандалиях на босу ногу» вы написали о том, что, будучи подростком, напали в букинистическом магазине на книгу о Камерном театре, которая в каком-то смысле определила вашу театральную судьбу. Что в ней такого было? Чем она вас поразила?
– Я купил ее в букинистическом магазине. Ее автором был Константин Державин, год выпуска — 1934-й. Это была абсолютно вульгарно-социологическая книга. Но в нее были вложены, вероятно, поклонниками Камерного, рецензии на одесские и парижские гастроли, некролог Таирову и, кажется, фото медали на Парижской выставке. То есть в одной книге через рецензии и фотографии я получил сразу некое представление и о Камерном театре, и о его судьбе. Мне было тогда 13 или 14 лет. А через два года мы путешествовали с родителями на теплоходе по Волге. Там по радио я услышал «Мадам Бовари» в исполнении Алисы Коонен. Это не стало событием для окружающего мира, но было открытием для меня, главным театральным открытием. Я написал Алисе Георгиевне — она ответила. Так завязалась наша переписка.
– Как же вам, 14-летнему ребенку, открылась великая актриса?
– Все произошло своевременно. Я ей написал в 1959 году. Камерный театр перестал существовать в 1949 году, и все о нем забыли. И вот ей пишет мальчик из Одессы, и она ему отвечает из своего одиночества.
– О чем вы писали в своем письме Алисе Георгиевне?
– Я написал, что мало что понял о Камерном театре, но, судя по фотографиям, это интересно, и я хотел бы больше узнать о нем. Чем, например, он отличается о других театров? Я спросил, как там учили. И она мне написала об училище Камерного театра и чего требовал Таиров. Так началась наша дружба, которая длилась всю жизнь. Когда я приехал в Москву поступать в ГИТИС на режиссерский факультет, я продолжал поддерживать отношения с Алисой Георгиевной — провожал ее на концерты, ходил к ней в дом. И уже тогда я понял, каким странным явлением был Камерный театр Таирова в нашей стране, каким удивительным было его существование. Ведь этот театр не имел отношения к МХАТу. А этого в нашей стране быть не могло, просто быть не могло! Это страна Художественного театра. Он этой стране необходим, с его реалистичностью и стремлением к театральной правде. Ученица Станиславского, Коонен сама ушла из МХАТа, сама себя изгнала из этого рая. Когда я начал учиться в ГИТИСе на курсе Юрия Александровича Завадского, все время говорил ему: «Ну, давайте проведем встречи с Алисой Георгиевной, пусть она что-нибудь покажет. Ведь она играла античную трагедию. Она ведь умеет то, что сегодня никто уже не умеет». Но нет — ни разу не согласился!
– Судя по всему, Юрий Завадский не был в числе поклонников Камерного. Известно, что Таирова не принимали многие великие современники, в том числе Евгений Вахтангов, Михаил Чехов, Всеволод Мейерхольд, о чем вы пишете в своей книге «Таиров», недавно вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей». Там я обратила внимание на высказывание Ильи Эренбурга (взятое вами из его романа «Люди, годы, жизнь»), в котором он — цитирую — пишет: «…на гражданской панихиде один из режиссеров по бумажке еще припоминал его былые заблуждения…» Этот режиссер, имя которого не называет Эренбург и кого не раскрываете вы, — Завадский?
– Да, к сожалению. Я не назвал в книге его имя, но каждый ведь может узнать об этом, если возьмет в архиве список людей, которые присутствовали на панихиде Александра Яковлевича Таирова и говорили там какие-то слова. Может быть, это была дань обстоятельствам, а может быть, и искреннее неприятие эстетики Камерного.
– Что вас больше всего интересовало в годы учебы в ГИТИСе, кроме Камерного театра?
– Больше всего меня и тогда, и сейчас интересовали люди 1920-х годов. Искусство того времени. Однажды я предложил на втором курсе сделать вечер отрывков из пьес этого времени. Там был булгаковский «Бег», бабелевский «Закат», где я бездарно играл Беню Крика, и отрывок из пьесы Юрия Олеши «Нищий, или Смерть Занда», напечатанный тогда в журнале «Театр» Александрой Ильф, дочерью Ильи Ильфа. Когда я прочел этот текст, то понял, что это главный театральный текст моей жизни. Я хотел получить всю пьесу, а не отрывок. И стал как сумасшедший искать «Смерть Занда». Я был одержим этой идеей. Ничто другое меня не интересовало, в том числе даже и Булгаков. Забегая вперед, скажу, что в результате многолетних поисков и изысканий я все-таки нашел материалы к этой пьесе и поставил спектакль «Нищий, или Смерть Занда», который много лет шел в репертуаре «Эрмитажа». Но тогда Завадский отослал меня к вдове Булгакова, у которой, как он предполагал, должен был быть вариант пьесы «Бег». Юрий Александрович сказал, что она живет у Никитских Ворот, и велел купить ей цветы. А что мне была Елена Сергеевна? Я взял, конечно, букет цветов и отправился к ней. В ее квартире сохранился интерьер их прежнего жилья с Булгаковым. В шкафу стояла посмертная маска Михаила Афанасьевича. Я тогда не считал Булгакова лучшим писателем на земле и все время спрашивал Елену Сергеевну про Юрия Карловича, что вызывало у нее изумление. Она, конечно, хорошо относилась к Олеше. Но почему, приехав к вдове Булгакова, нужно спрашивать про Олешу? Это полный идиотизм, как я теперь понимаю. Я дошел до такой наглости, что не взял у нее почитать роман «Мастер и Маргарита», который она мне предлагала. До какой зацикленности нужно дойти на идее, мной овладевшей! У Елены Сергеевны в славянском шкафу в нижнем ящике лежали папки с длинными тесемками. Это был «Мастер и Маргарита». Что мне мешало его прочесть? Но я был занят собой. Одержимо занят собой! Когда я начал ходить к Елене Сергеевне, у нее еще не было той славы, которая началась чуть позже, когда ее «открыл» Лакшин после публикации романа «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва» в 1966 году. Но я тогда был слишком молод, чтобы все это понимать. Мне было 17 лет, когда я поступил в ГИТИС.
– Алиса Коонен и Елена Сергеевна были чем-то похожи? Все-таки они люди одного поколения, одного круга.
– Ну, на Елену Сергеевну было трудно быть похожей. Об Алисе Коонен у меня очень много в книге «Таиров». Смею надеяться, что Александр Яковлевич может быть мне благодарен уже за одно то, как я написал о ней. За портрет Алисы, который я внутренне «взял», удержал ее скрытую сущность. Она была просвещенным, большим человеком, но таинственная до предела! Вот, кстати, один факт, я о нем пишу в книге, но могу и повторить. Когда умер Таиров — а это произошло через месяц после закрытия Камерного театра 25 сентября 1950 года, — Алиса Георгиевна вернулась домой через день после похорон и неожиданно увидела, что в кабинете Таирова горит свет. Алиса Георгиевна прошла в кабинет покойного мужа и увидела Таирова, который стоял над столом и что-то искал в своих бумагах. Потом, не погасив света, прошел мимо нее. Алиса Георгиевна стояла, вжавшись в стену. Она могла предположить, что сходит с ума, и никому об этом не рассказывала, но через несколько дней дворник, который знал их с Таировым много лет, вдруг спросил: «Тут третьего дня Александр Яковлевич проходили. Так они ушли или нет?»
– Мистика какая-то! Как же это объяснить?
– Не знаю…
– Известно, что и с Еленой Сергеевной Булгаковой тоже связывают различные мистические вещи. Ее называли даже ведьмой…
– У Елены Сергеевны вообще ничего не было, кроме лукавства, озорства, очарования, богемности и женственности. Молодая, всегда молодая! Умнейшая, но такая свободная, роскошная. Алиса Георгиевна не была свободная. И не пыталась никому открываться. Только в работе. В личной жизни — нет, конечно, нет. Я не понимаю, как Фаина Георгиевна Раневская с ней приятельствовала. Как это могло быть? Я даже не представляю их разговоров с Александром Яковлевичем. Такая Медея, цыганка. Абсолютно закрытая шкатулка, в которой спрятаны несметные сокровища.
– Что за люди вас окружали в детстве? Насколько мне известно, ваша мама была историком по образованию и преподавала научный коммунизм в цирковом училище, а папа был торговым работником. Вряд ли они могли привить вам любовь к театру, литературе и вообще к искусству. Кто помогал вам найти себя самого?
– Да, из цирка могли придти только репризы. Моим клоуном были мой город, а также коммуналка с отверженными соседями-интеллектуалами или с людьми, которые тайно готовят шоколад из украденного сырья одесской фабрики. В этом шоколаде плавились заодно и волосы тети Сары Стратиевской. Все это воспринималось мною тогда так ярко, бесконечно ярко, и должно было вылиться в какую-то форму искусства. И всегда около меня было что-то вроде искусства. Вот, например, смешная история. В Одессе есть кирха (лютеранский храм. — Ред.). И вдруг в этой кирхе организовали экспериментальное телевидение. Не думаю, чтобы в Одессе тогда было больше 200 телевизоров. И вот, представляете, меня, восьмилетнего ребенка, пригласили открывать это мероприятие. И первые слова, которые обладатели этих 200 телевизоров услышали после того, как диктор объявил об открытии станции, были стихи в исполнении Миши Левитина. Кажется, я читал Михалкова. В школе я играл в драмкружке. У нас ставили «Поэму о Зое», в которой я играл Бориса, возлюбленного Зои Космодемьянской. Потом я создал альтернативные постановки и поставил в тринадцать лет «Моцарта и Сальери». Затем был спектакль «Трагик поневоле», который я сделал под влиянием акимовского театра из Питера, приезжавшего на гастроли в Одессу. Там в главной роли был Николай Трофимов. Помните его — ну такой маленький, чудный? Я так смеялся на его спектакле! Я весь свой смех там оставил. Конечно, то, что я ставил, было сплошное подражание Трофимову. Но все-таки я получил первое место в Одессе на конкурсе школьных театров. А вскоре был изгнан из школы за то, что нарушил законы. Потому что — как же так? Есть репертуар, установленный завучем. И вдруг вопреки ее указаниям я ставлю что-то такое, не утвержденное сверху. Через много лет на базаре мама, которая была далеко не сторонница моих занятий, встретила этого самого завуча, и та ей сказала: «Я была неправа по отношению к Мише, я не верила, что он может что-то. Передайте ему, пожалуйста, мои извинения».
– То есть ваша мама не была такой еврейской мамой, которая всегда в восторге от своего чада...
– Ой, ну что вы. Всегда был один сплошной спор. У меня есть такая вещь — «Псих и мелочевка», в которой псих — папа, мелочевка — мама. Мама была со мной не согласна априори во всем и всегда. Вот вам пример. На рынке моя непримиримая мама встречает другую непримиримую женщину — моего завуча, и та говорит ей, что была неправа. Вот эти слова постороннего человека производят на маму впечатление. Эта вечная зависимость от чужого мнения!
– Но вернемся в сегодняшний день. В репертуаре вашего театра, как и прежде, сплошь авторы 1920-х годов: Юрий Олеша, Даниил Хармс, Михаил Булгаков, Илья Ильф и Евгений Петров, Николай Эрдман, Саша Черный, Владимир Маяковский. Разве вам не хотелось бы попытаться как-то выразить в спектаклях нынешнее время? Ведь оно пройдет, и мы вместе с ним.
– А времени и не существует. В Талмуде сказано: «Вы говорите, время идет? Безумцы, это вы проходите». Мне очень нравится это высказывание.
Элла МИТИНА, Россия

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции