Возвращение шедевра

 Яков КОВАЛЕНСКИЙ
 28 октября 2010
 4748

В Большом театре возродили балет «Петрушка»

В июле 2010 года на сцену Большого театра вернулся шедевр Михаила Фокина — балет «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского. 

Впервые этот балет был показан в июне 1911 года в театре «Шатле» в Париже в составе Дягилевских сезонов. Декорации и костюмы — Александра Бенуа. На премьере танцевали выдающиеся танцоры Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Это было настоящее событие в мире танцевального искусства. Мне повезло, так как я видел все постановки (а точнее, возобновления) этого балета Фокина, которые проходили в советское время, начиная с 1961 года.
В замечательном буклете, изданном к премьере в Большом театре (редактор-составитель П. Гершензон), указаны не все постановки балета «Петрушка» в СССР. В частности, пропущены возобновление балета в Большом театре в 1982 году (балетмейстер К. Боярский) и постановка в Мариинском театре в 1990 году, когда танцевал Сергей Вихарев, — сейчас он хореограф по возобновлению балета в Большом театре. Декорации и костюмы восстановлены по эскизам А. Бенуа из фондов музея Большого театра, Русского музея и Театрального музея им. А.А. Бахрушина.
Каждый новый хореограф, который берется за восстановление фокинского шедевра, вольно или невольно привносит что-то свое и меняет хореографию. Сам Фокин, к сожалению, не записал «партитуру» своего балета. Автор статьи видел два состава балета в Большом театре: на прогоне танцевали Артем Овчаренко (Петрушка), Дарья Хохлова (Балерина), Игорь Цвирко (Арап) и Геннадий Янин (Фокусник), на премьере — Иван Васильев (Петрушка), Нина Капцова (Балерина), Денис Савин (Арап) и Геннадий Янин (Фокусник). Прогон оказался более интересным, чем премьерный спектакль. А. Овчаренко создал образ страдающего и глубоко несчастного героя (все время хочется сказать «человека»), причем он тонко балансировал на грани кукла — человек. Танцор все время находился в образе.
И. Васильев танцевал скорее человека, чем куклу, у него очень виртуозный танец (а его технические возможности безграничны), но образ куклы пока не сформировался. Все впереди! Обе героини были очень хороши: Хохлова более кукольна, а танец Капцовой ближе к человеческому пониманию образа. Смотреть на них было очень интересно. Арап в исполнении И. Цвирко смешон и выглядел напыщенным и нелепым, и вдруг у этой куклы появлялась какая-то «кровожадность». Все было тонко сплетено. Д. Савин танцевал виртуозно и создал более традиционный образ. Г. Янину в роли Фокусника не хватало сказочности и лукавства. Народные сцены балета решены, как говорится, крупным планом, небольшие игровые сценки несколько смазаны — нет настоящего русского разгула.
Когда я смотрел новый вариант «Петрушки», у меня перед глазами стоял выдающийся исполнитель этой роли Валерий Панов, которого я видел в 1962 году в Малом оперном театре в Ленинграде (теперь Михайловский театр). Панов укрупнил образ, и какое это было человеческое страдание! Его глаза забыть невозможно. Руки танцора молили о пощаде. Сочетание яркого сценического образа и виртуозного танца было необычайным. Хореографом по возобновлению «Петрушки» был опытный К. Боярский. Именно эта постановка (после сорокалетнего забвения балета в России) и вдохнула в шедевр Фокина вторую жизнь.
Панов приехал учиться балетному искусству из Вильнюса и поступил в Ленинградское хореографическое училище в класс выдающегося педагога ХХ века Агриппины Вагановой, которая высоко оценила талант юноши: она приняла его в середине учебного года фактически без экзаменов. Карьера В. Панова складывалась блестяще, позже он танцевал ведущие партии в Мариинском театре, а в 1970 году получил звание заслуженного артиста РСФСР. Но как только он со своей женой — балериной Галиной Рагозиной — захотел уехать в Израиль, они сразу стали изгоями: их долго не хотели выпускать, скандалы следовали один за другим. Артистов отлучили от театра, у них не было никакой работы, они бедствовали… Советские газеты клеймили их, особенно доставалось Панову из-за «пятого пункта» (его фамилия Шульман). На Западе началась кампания в их защиту, им присылали контракты от многих балетных коллективов, проходили демонстрации театральных деятелей всего мира в их поддержку.
Борьба за репатриацию продолжалась более двух лет. Панову пришлось выдержать 24-дневную голодовку. В конце концов его с женой выпустили из страны, и в 1974 году они уехали в Израиль. Панов выступал как ведущий танцовщик в Метрополитен-опера, в Берлинской, Боннской, Бельгийской королевской операх. В эти годы он также руководил различными балетными коллективами и поставил много интересных спектаклей по всему миру. В израильском городе Ашдоде он создал свой балетный театр.
Во время перестройки Панов и Рагозина приехали в Москву с труппой Боннского театра оперы и балета и показали интересный и оригинальный балет «Три сестры» (автор В. Панов) на музыку Рахманинова. Рагозина танцевала главную женскую партию. Эта было незабываемо!
В программу вечера в Большом театре, кроме «Петрушки», входили два одноактных балета: «Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова и Большое классическое па из балета «Пахита» (музыка Л. Минкуса). Эти названия уже несколько лет можно видеть в афише Большого театра. «Русские сезоны» — одна из интереснейших постановок бывшего главного хореографа театра А. Ратманского (впервые он поставил ее в «Нью-Йорк сити балет»).
Музыка Десятникова, основанная на русском фольклоре, мелодичная и очень танцевальная. И хотя сами танцы довольно разнообразны и в постановке занята почти вся молодая часть труппы, где много талантливых исполнителей, после гениального «Петрушки» эта постановка кажется довольно прозаической и легковесной.
А Гранд-па из «Пахиты» — шедевр на все времена! Этот балет пришел в Россию из Франции в середине XIX века. В 1881 году великий балетмейстер Мариус Петипа переделал постановку и создал блестящий третий акт, который и дошел до наших дней. Партитура балета была получена из театральной коллекции Гарвардского университета. Главный балетмейстер театра Юрий Бурлака восстановил хореографию М. Петипа и создал блестящий свадебный дивертисмент, в котором участвуют более двадцати ведущих балерин и один премьер.
Надо сказать, что «Пахите» в XX веке в России не везло, так как многие балетмейстеры в Москве и Ленинграде пытались восстановить этот балет, но спектакли не удерживались в репертуаре театров. Ю. Бурлака вместе с выдающейся балетной труппой Большого театра смог вернуть этот шедевр на сцену. На репетиции ведущие партии танцевали Е. Крысанова и Д. Гуданов, их танец был красивый и эффектный, но чего-то не хватало. А когда на премьере в главных ролях выступили Марина Александрова и Николай Цискаридзе, я понял, что произошло: это был ослепительный блеск выдающихся звезд балета. Их танец просто заворожил зрителей, и описывать его — неблагодарная задача. Совершенные линии, красота пируэтов, элегантность движений и безупречная техника! Поддержки Н. Цискаридзе, его танец — очаровывали. Исполнение М. Александровой — это мастерство высшей пробы. Кордебалет вышколен потрясающе, все его построения синхронны и очаровательны. Художник-постановщик Алена Пикалова и художник по костюмам Елена Зайцева создали на сцене яркое и гармоничное зрелище. Как только открывается занавес, в зале вспыхивают оглушительные аплодисменты! А когда кордебалет начинает танцевать и затем появляются солисты, волнение зрителей постепенно переходит в экстаз. Такова власть настоящего искусства!
Все три одноактных балета подчеркивают разные грани возможностей балетной труппы. Большой театр можно поздравить с удачей.
Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия
Фото Дамира ЮСУПОВА

(из архива Большого театра)





 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции